Виды статистической отчетности по труду. Налоги и хозяйственная деятельность. Инструкция по заполнению формы

Для осуществления мониторинга социально-трудовой сферы на всех уровнях (см. Главу 11), для стратегического и оперативного управления предприятием необходимо иметь достоверную, оперативную и полную информацию о ходе процессов, связанных с организацией и использованием труда и социально-трудовыми отношениями. Показатели в сфере труда оформляются в виде отчетов и широко используются в работе как внутри предприятия, так и за его пределами - на местном, региональном, отраслевом и общегосударственном уровнях управления. Отчетность показателей по труду на предприятии делится на статистическую и оперативную, она может иметь различные направления использования и периодичность составления.

Широчайшую и достоверную информацию о результатах внедрения программ по труду, управления и развития персонала предоставляет государственная статистическая отчетность предприятий по вопросам труда. Она формируется на основе отчетов установленных форм, предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования обязаны подавать в установленные сроки в управление статистики местности, где предприятие зарегистрировано (главного управления статистики в АР Крым, областного (районного, городского) органа государственной статистики). В региональных управлениях статистики эта отчетность аккумулируется, анализируется и обобщены результаты подаются в Гос-Комстата Украины и Министерства труда и социальной политики Украины, которое использует эти данные для планирования и координации работы по управлению социально-трудовыми процессами в стране. Государственная статистическая отчетность предприятий по вопросам труда состоит из статистической отчетности о работе, о состоянии задолженности по выплате заработной платы и об использовании рабочего времени.

Государственная статистическая отчетность по труду включает следующие отчеты:

· "Отчет по труду» (форма № 1-ПВ месячная), который подается предприятиями, учреждениями, организациями (далее - предприятиями) независимо от форм собственности и хозяйствования до седьмого числа следующего за отчетным периодом месяца;

· "Сводный отчет по труду" (форма № 1-ПВ месячная сводная), который подают предприятия, независимо от форм собственности и хозяйствования, имеющих несколько видов деятельности, до седьмого числа следующего за отчетным периодом месяца;

· "Отчет о состоянии условий труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях" (форма № 1-ПВ (условия труда) годовая), который подается промышленными предприятиями, строительными организациями, предприятиями и организациями транспорта и связи, колхозами независимо от форм собственности не позднее 31-го декабря отчетного года;

· "Численность отдельных категорий работников и подготовка кадров» (форма № 6-ПВ годовая) подается предприятиями и колхозами, независимо от форм собственности не позднее пятого января года, следующего за отчетным.

Государственная статистическая отчетность о состоянии задолженности по выплате заработной платы включает "Отчет о состоянии задолженности по выплате заработной платы" (форма № 1-ПВ (задолженность) среднемесячная) подается 11-го числа следующего за отчетным периодом месяца предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования.

Государственная статистическая отчетность об использовании рабочего времени содержит "Отчет об использовании рабочего времени» (форма № 3-ПВ средне квартальная) и "Сводный отчет об использовании рабочего времени» (форма № 3-ПВ сводная), которые подаются до седьмого числа следующего за отчетным периода месяца предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования.

Все перечисленные отчеты предприятия подают в управление статистики местности, где предприятие зарегистрировано (главного управления статистики в АР Крым, областного (районного, городского) органа государственной статистики). Эти, а также другие отчеты подаются предприятиями для осуществления оперативного управления в орган, к сфере управления которого принадлежат (по его указанию).

На предприятиях работу по составлению и своевременного представления отчетов по труду осуществляет экономист по труду.

Также для осуществления анализа используются данные бухгалтерской отчетности, данные отдела кадров, акты ревизий и проверок. Оперативная отчетность по труду составляется для удовлетворения текущих потребностей предприятия в данных о труде и социально-трудовые отношения. На ее базе осуществляется принятия оперативных и разработка перспективных решений по кадровым изменениям на предприятии, изменений в численности и составе персонала, показателях производительности труда, мотивации труда в организации, социально-экономического развития трудового коллектива.

Планирование труда как установление целесообразных и желаемых пропорций труда, его производительности, численности персонала, фонда заработной платы для выполнения производственной программы и т. Д. является частью общей системы организации труда, которая обеспечивает эффективное ее функционирования. Важнейшими задачами планирования труда является обеспечение полной занятости и высокой производительности труда, создание благоприятных условий для работы персонала и повышение уровня оплаты труда, достижение высокого качества трудовой жизни работников. План по труду и заработной платы является важным разделом стратегического плана и всей совокупности плановых документов предприятия. Он состоит из плана повышения производительности труда; плана по фонду оплаты труда; плана по организации труда; плана численности работников и т. д. К основным трудовым показателей планирования труда относят следующие: производительность труда, численность работников, фонд заработной платы и средняя заработная плата.

Трудовые показатели предприятия находят воплощение во всей совокупности планов, разрабатываемых на предприятии. По объектам плановых решений, интервалами планирования и другими аспектами деятельности конкретного предприятия можно выделить следующие виды планов: стратегический план, долгосрочный план, среднесрочный план, текущее планирование, оперативное планирование, инвестиционные проекты (планы капиталовложений), бизнес-планы.

Бизнес-план - это план-программа с нужными экономическими обоснованиями. Его разработка и представление начальный этап предпринимательской деятельности, базой для определения целесообразности начала определенного дела или заключения отдельного соглашения, в основу расчета ожидаемых результатов деятельности. В разделе "Организационный план" бизнес-плана подают короткие справки о имеющихся сотрудников, сведения об их квалификации, опыта работы, целесообразность их дальнейшего использования, а также потребность в наборе новых сотрудников определенной квалификации и тому подобное. Также в бизнес-плане приводятся сведения по поводу необходимости осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; размеров оплаты труда различным категориям работников и других выплат; условий труда; кадровых показателей и т.

В планировании трудовых показателей на предприятии широко используются общие методы планирования, а также те, которые характерны для разработки планов по определенной группы трудовых показателей, в частности, по производительности труда, численности работников и заработной платы. Самым распространенным методом планирования показателя повышения производительности труда является планирование ее по факторам роста. Планирование численности персонала предусматривает ее расчет на основе полной трудоемкости, то есть расчета численности необходимого количества работников всех категорий и различных специальностей, способных выполнить весь объем работ производственной программы. Методы планирования фонда заработной платы делятся на укрупненные и детальные. Укрупненные методы основываются на учете динамики численности работников и средней заработной платы, а также на основе количественно выявленных нормативных величин. Методы детального планирования фонда заработной платы применяются для расчета фонда заработной платы на очередной плановый год с поквартальной разбивкой и с указанием конкретных мероприятий по сокращению расходов на заработную плату на единицу продукции.

Планирование социального развития коллектива (социальное планирование) является системой методов планомерного управления развитием трудового коллектива предприятия, целенаправленного регулирования социальных процессов и прогрессивного развития социально-трудовых отношений на уровне предприятия. Цель этого планирования - повышение эффективности деятельности предприятия за счет социальных факторов, создание условий для более полного удовлетворения потребностей работников и для развития членов коллектива.

Экономический анализ является важной составляющей научно обоснованного планирования, регулирования и управления. Экономический анализ в сфере труда выполняет ряд задач: обеспечение объективной оценки использования рабочей силы и производительности труда; выявление факторов и количественного измерения их влияния на изменение трудовых показателей; разработка рекомендаций по улучшению использования рабочей силы в направлении повышения производительности труда.

Аудит является независимым контролем, осуществляемым аудиторскими организациями на коммерческой основе. Целью аудита в сфере труда является выявление проблем экономного и эффективного использования ресурсов труда, исследование их причин, предоставление необходимых рекомендаций по их устранению. Персонал - главный предмет и объект аудита в трудовой сфере, а сам аудит выступает как независимый анализ системы социально-трудовых показателей. Аудит в сфере труда позволяет повысить прибыльность предприятия за счет выявления резервов организации социально-трудовых отношений на предприятии.

Термины и понятия

Аудит в сфере труда

Бизнес план

Виды планов по труду

Экономический анализ в социально-трудовой сфере

Этапы аудита в сфере труда

Эффективность аудита в сфере труда

Отчетность показателей по труду

Методы аудита в сфере труда

Методы планирования трудовых показателей

Направления аудита в сфере труда

План по производительности труда

План по численности персонала

План из фонда заработной платы

Планирование

Планирование в сфере труда

Планирование социального развития

Трудовые показатели

Вопросы и задания для индивидуальной работы

1. Что представляет собой планирование? Как вы понимаете понятие "планирование в сфере труда"?

2. Назовите основные трудовые показатели в планировании труда и факторы, которые на них влияют.

3. Охарактеризуйте основные виды планов по труду.

4. Каким образом трудовые показатели отражаются в бизнес-плане?

5. Раскройте методы и процесс планирования трудовых показателей.

6. Что вы понимаете под социальным развитием трудового коллектива? Как осуществляется его планирование?

7. Что представляет собой экономический анализ в трудовой сфере?

8. Охарактеризуйте суть, значение, направления и этапы аудита в сфере

Литература для углубленного изучения темы

1. Горбунов ВМ. Управление социальным развитием трудового коллектива: Конспект лекций. - К.: МАУП, 1998. - 80 с. - Тема 3.

2. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Энциклопедия бизнес-планов: Методика разработки. 75 реальных образцов бизнес-планов. - М.: Ось-89,2003. -1104 С. - Гл. 1,2.

3. Завиновська Г.Т. Экономика труда: Учеб. пособие. - М.: Финансы, 2003. - 300 с. - Разд. 14.

4. Калина A3. Экономика труда: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. - К.: МАУП, 2004. - 272 с. - Разд. 11.

5. ПилипенкоС.М., ПилипенкоА.А. Экономика труда: Учеб. пособие. - X .: Изд-воХДЕУ, 2001. - 228 с. - Гл. 9.

6. Посылкина 03 , Евтушенко В А., ЕгороваОЛО. Экономика труда: Учеб. пособие. - X .: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2003. - 208 с. - Тема 12.

7. Фарион I. Д., Жук Л J. Экономика труда и социально-трудовые отношения: организация, учет, анализ, контроль: Учеб. пособие. / Под ред. д.э.н., проф. И. Д. Фарион. - Тернополь: Экон. мнение, 2003. - 616 с. -тема 10.

8. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во ЧеРо, 1996. -623 с.-Гл. 15.

9. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2003. - 592 с. - Гл. 11,13,18.

Отчетность по труду- - совокупность форм, отражающих наличие и движение трудовых ресурсов. Основными формами первичной учетной документации по труду являются: приказы о приеме ни работу, переводе на другую работу, прекращении трудового договора (ф. Т-1, Т-5, Т-8); личная карточка (ф. Т-2); записка о предоставлении отпуска (ф. Т-6); табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. Т-12); табель учета использования рабочего времени (ф. Т-13); расчетно-платежные ведомости (ф Т-49, Т-49а); расчетные ведомости (ф. Т-51); платежные ведомости (ф. Т-53, Т-53а); лицевые счета (ф. Т-54, Т-54а).

В 2005 г. организациям предстоит сдавать новые формы статистической отчетности. Форму федерального государственного статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" представляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, их обособленные подразделения.

Некоммерческие организации, представляющие в органы государственной статистики сводные данные по форме N П-4 (например, областные и районные управления и отделы здравоохранения, образования, культуры, сельские (поселковые) администрации и др.), по указанию территориального органа статистики составляют отдельный отчет на работников аппарата органов управления и отдельные отчеты на работников каждого другого вида деятельности (образование, здравоохранение и др.).

Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек (включая работающих по договорам гражданско-правового характера и совместительству), сведения о численности и заработной плате заполняют за отчетный месяц. Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек (включая работающих по договорам гражданско-правового характера и совместительству), указанные сведения заполняют ежеквартально - за период с начала года, а разделы 2 и 3 формы - за год.

Если организации в отчетном периоде не начисляли заработную плату и другие выплаты, то сведения по форме N П-4 представляются без заполнения этих данных.

В разделе 1 формы N П-4 сведения приводятся в целом по организации и по фактическим видам экономической деятельности, в разделах 2 и 3 приводятся сведения по работникам в целом по организации, кроме органов управления.

При ликвидации организации сведения представляются в течение всего срока проведения ликвидации.

Если в отчетном периоде имела место реорганизация, или изменение структуры, или изменение методологии определения показателей, то данные отчетности за соответствующий период прошлого года приводятся по структуре или методологии, принятой в отчетном периоде.

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ.

Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Росстатом или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов.

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Росстатом. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

  • - обязательность - каждое предприятие или организация обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке.
  • - отчетность - охватывает не только все хозяйствующие субъекты, но и все стороны их деятельности: труд и его оплату, основные средства и нематериальные объекты, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, капитальное строительство.
  • - юридическая сила- форма отчетности является официальным документом, она подписывается руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером, которые несут ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременное и правильно оформленное их представление.
  • - документальная обоснованность- все данные статистической отчетности получают на основе первичной документации, которой оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля.

Общая отчетность - это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства.

В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.п.

По периоду времени, за который представляется отчетность, различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года (соответственно квартальная, месячная, недельная) называется текущей.

По способу представления различают отчетность срочную, когда сведения представляются по телетайпу, телеграфу, и почтой.

Срочная отчетность может иметь любую периодичность: недельную, двухнедельную, месячную, годовую.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных - это документы. Прежде всего, это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Форма отчетности полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему. Целью статистический отчетности является разработка обобщающих показателей социально - экономического развития.

Основными источниками статистических данных по труду являются:

  • - Форма 0606002 "Сведения о численности и заработной плате работников" 19.08.2011 № 367 1-Т,(годовая) Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - 20 января после отчетного периода. Форма 0606004 "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда" 19.08.2011 № 367 1-Т (условия труда), (годовая). Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), выполняющие научные исследования и разработки: - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления -2 апреля после отчетного периода
  • - Форма 0606007 "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям" 20.07.2011 № 330 (Пособие для кодирования профессий рабочих и должностей служащих в выборочном обследовании организаций о заработной плате работников за октябрь 2011г., составленное на основе ОКПДТР) 57-Т. Периодичность - 1 раз в 2 года. - Форма 0606009 "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов" 18.08.2009 № 193 1-ПР. (месячная) Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) осуществляющие все виды экономической деятельности: - территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 2 день после отчётного периода.
  • - Форма 0606010 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" 19.08.2011 № 367 П-4 (месячная). Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) осуществляющие все виды экономической деятельности и форм собственности, средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Сроки предоставления: не позднее 15 числа после отчетного периода.
  • - Форма 0606013 "Сведение о просроченной задолженности по заработной плате" 19.08.2011 № 367 3-Ф (месячная) Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства): -территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу. Сроки предоставления - на следующий день после отчётной даты.
  • - Форма 0606014 "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации" 31.05.2011 № 260 .2-ГС (ГЗ) (годовая) Предоставляют федеральные государственные органы:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте РФ. Сроки предоставления - 10 февраля после отчетного периода.
  • - Форма 0606016 "Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу мунициальной службы, образованию" 31.05.2011 № 260 1-МС. Предоставляют органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 25 день после отчетной даты. Периодичность - 1 раз в 2 года.
  • - Форма 0606017 "Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу гражданской службы, образованию" 31.05.2011 № 260 1-ГС. Периодичность - 1 раз в 2 года. Предоставляют федеральные государственные органы:
  • - Росстату, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, федеральные суды, территориальные управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ, органы прокуратуры в субъектах РФ и следственные управления (отделы) Следственного комитета в субъектах РФ, аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, государственные органы субъектов РФ:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте РФ. Сроки предоставления - на 25 день после отчетной даты.
  • - Форма 0606018 "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих" 31.05.2011 № 260 2-МС, (годовая). Предоставляют органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - 10 февраля после отчетного периода.
  • - Формы 0606022 "Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях" 06.09.2011 № 305 1-кадры

Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства): -территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу. Сроки предоставления -20 января после отчетного года.

  • - Форма 0606027 "Сведения о численности и оплате труда работников органов государственной власти и местного самоуправления по категориям персонала" 31.05.2011 № 260 1-Т(ГМС). Предоставляют государственные органы, органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 15 день после отчетного периода.
  • - Форма 0606028 "Сведения о неполной занятости и движении работников" 19.08.2011 № 367 П-4 (НЗ). (Месячная). Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) средняя численность работников которых превышает 15 человек. Сроки предоставления: не позднее 3 числа после отчетного месяца.
  • - Форма 0609304 "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях" 27.07.2011 № 334 7-травматизм. Предоставляют юридические лица, кроме микропредприятий, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме: финансовой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования, образования, деятельности домашних хозяйств, деятельности экстерриториальных организаций:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления: 25 января.
  • - Форма 1606301 "Сведения об оплате труда работников, замещавших должности государственной гражданской (муниципальной) службы, по видам выплат" 15.07.2011 № 325 Приложение к форме № 1-Т (ГМС). Предоставляют государственные органы, органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления на 15 день после отчетного периода.
  • - Форма 0606030 "Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости" 19.08.2011 № 367 1-З. (Месячная). Предоставляют интервьюеры, ведущие опрос населения по проблемам занятости: - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 8 день после обследуемой недели.

Таким образом, статистическая отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать Эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций. Большое значение имеют стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей - меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

Статистическая отчетность составляется на основе данных оперативного учета, который ведется в разных функциональных подразделениях организации: в отделе кадров, отделе труда и заработной платы, бухгалтерии.

Источниками обобщенной информации для заполнения формы N П-4 являются унифицированные первичные документы - трудовые договоры (контракты) и соглашения, приказы (распоряжения) о приеме на работу и увольнении работников, табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и др.

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются:

1) приказы (распоряжения) о приеме работника на работу;

2) о переводе работника на другую работу;

3) о предоставлении отпуска работнику;

4) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8);

5) личная карточка работника (форма N Т-2);

6) табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма N Т-12);

7) табель учета рабочего времени (форма N Т-13);

8) расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49) и другие документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от05.01.2004 г. N 1.

Форма N П-4 включает три раздела, содержащие информацию о численности и начисленной заработной плате работников, использовании рабочего времени, движении работников и предполагаемом высвобождении.

2.7.1. Средняя численность работников

Показатели численности работников изначально были предназначены для статистической отчетности, поэтому порядок их расчета всегда определяли органы государственной статистики.

Так, показатель среднесписочной численности работников используется при заполнении формы федерального статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности".

В дальнейшем сфера применения этих статистических показателей стала расширяться. Эти показатели стали применяться и в налоговом законодательстве. В ряде случаев Налоговый кодекс РФ прямо указывает, что среднесписочная численность определяется в соответствии с инструкцией органов статистики.

Организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения, если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом средняя численность определяется по правилам, установленным федеральным органом исполнительной власти по статистике.

Среднесписочная численность работников учитывается при расчете суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 3 ст. 346.29 и ст. 346.27 НК РФ). Но для ЕНВД используется показатель среднесписочной численности, включающий всех работников, в том числе работающих по совместительству.

Среднесписочная численность работников используется для установления льгот при уплате некоторых налогов. Так, одним из ограничений по применению льгот по НДС (п. 3 ст. 149 НК РФ) при реализации товаров является величина среднесписочной численности инвалидов среди работников (не менее 50\%).

При исчислении налога на прибыль в расходы включаются затраты организации по социальной защите инвалидов, если их доля в общей численности работников составляет не менее 50\%, но без учета инвалидов, работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера (подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аналогичные льготы предусмотрены гл. 30 НК РФ "Налог на имущество организаций".

Показатель среднесписочной численности работников используют организации с обособленными подразделениями при исчислении налога на прибыль (ст. 288 НК РФ). Они распределяют сумму налога, уплачиваемого по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений пропорционально удельному весу среднесписочной численности работников организации и ее обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Организация может воспользоваться льготой по ЕСН, если ее уставный капитал полностью состоит из вкладов общественной организации инвалидов. При этом среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50\%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда - не менее 25\% (подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ).

Показатель среднесписочной численности работников используется в целях выполнения положений Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изм. и доп. от 24.07.1998 г., 4 января, 17.07.1999 г., 27.05.2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30.12.2001 г., 29.05.2002 г., 10 января, 23.10.2003 г., 22 августа, 29.12.2004 г.).

Организациям с численностью работников более 100 человек по законодательству субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (от 2 до 4\%).

Согласно Федеральному закону от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (с изм. и доп. от 31.07.1998 г., 21.03.2002 г., 22.08.2004 г.) средняя численность работников является одним из критериев отнесения организаций к категории малых предприятий.

Методика расчета среднесписочной численности работников изложена в постановлении Федеральной службы государственной статистики от 18.10.2004 г. N 49 "Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности".

Исходным периодом времени, за который рассчитывается среднесписочная численность, является календарный месяц. Затем рассчитывается среднесписочная численность за квартал, полугодие или год.

Чтобы определить среднесписочную численность работников за месяц, нужно сначала определить численность работников за каждый календарный день этого месяца. То есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни

Затем численность за каждый день суммируется, и полученная сумма делится на количество календарных дней в месяце.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день равна списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Если по календарю получаются два или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд, то численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности этих работников за рабочий день, предшествовавший выходным или праздничным (нерабочим) дням.

Для расчета среднесписочной численности работников за год необходимо суммировать среднесписочную численность работников за все месяцы отчетного года и полученную сумму разделить на 12.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организации, получавшие заработную плату в данной организации.

Списочная численность работников определяется на основании ежедневного учета численности работников по данным табеля учета использования рабочего времени (формы N Т-12 и Т-13), на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора и др. (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8).

В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.

В списочную численность целыми единицами включаются все те работники, трудовые книжки которых должны храниться в организации, например, работники:

1) фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;

2) находившиеся в служебных командировках (включая зарубежные), если за ними сохраняется заработок в данной организации;

3) не явившиеся на работу по болезни, в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

4) принятые на работу с испытательным сроком;

5) надомники,

6) направленные с отрывом от работы в образовательные учреждения для повышения квалификации или приобретения новой профессии (специальности), если за ними сохраняется заработная плата;

7) временно направленные на работу из других организаций, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;

8) студенты-практиканты, если они зачислены на должности;

9) студенты и аспиранты, находящиеся в учебном отпуске с сохранением (полностью или частично) заработной платы, а также находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы;

10) находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках в соответствии с законодательством, коллективным или трудовым договором;

11) имевшие выходной день согласно графику работы организации, а также за переработку при суммированном учете рабочего времени или получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;

12) находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;

13) принятые для замещения отсутствующих работников (ввиду болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком);

14) находившиеся с разрешения администрации в отпуске без сохранения заработной платы по уважительным причинам и находившиеся в отпусках по инициативе администрации;

15) совершившие прогулы;

16) находившиеся под следствием до решения суда.

Не включаются в списочную численность следующие работники:

1) внешние совместители;

2) выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера;

3) привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание);

4) переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата;

5) направленные на обучение с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций, а также лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой стипендии;

6) подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения (прекратившие работу без предупреждения администрации). Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;

7) собственники данной организации, не получающие заработную плату.

Применяя перечни работников, включаемых и не включаемых в списочную численность, нужно учитывать следующие особенности расчета среднесписочной численности.

Некоторые работники списочной численности не включаются в расчет среднесписочной численности.

К таким работникам относятся:

1) женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам;

2) лица, находящиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;

3) работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов, в соответствии с законодательством РФ.

Учет внешних совместителей ведется отдельно.

Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:

1) исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели:

а) 40 ч - на 8 ч (при 5-дневной рабочей неделе) или на 6,67 ч (при 6-дневной рабочей неделе);

б) 36 ч - на 7,2 ч (при 5-дневной рабочей неделе) или на 6 ч (при 6-дневной рабочей неделе);

в) 24 ч - на 4,8 ч (при 5-дневной рабочей неделе) или на 4 ч (при 6-дневной рабочей неделе);

2) затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни по календарю) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).

Упрощенный способ (условный пример).

В организации три работника заняты на работе неполное рабочее время, по 3,2 ч в день. Эти работники учитываются за каждый рабочий день как 0,4 единицы (3,2 ч/8 ч).

В сентябре Иванов отработал 22 рабочих дня, Петров - 10, Сидоров - 5. Средняя численность не полностью занятых работников составила 0,7 человека ((0,4 х 22 + 0,4 х 10 + 0,4 х 5)/22 рабочих дня в сентябре). Эта численность учитывается при определении среднесписочной численности работников.

Примечание. Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации (без письменного согласия работника), учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы. Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три.

Организация имела среднесписочную численность работников в январе 620 человек, в феврале - 640 человек и в марте - 690 человек. Среднесписочная численность работников за I квартал составила 650 человек ((620 + 640 + 690)/3).

Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, т.е. соответственно на 2, 3, 4 и т.д.

Организация начала работать в марте. Среднесписочная численность работников составила в марте 450 человек, в апреле - 660, в мае - 690 человек. Среднесписочная численность работников за период с начала года (за 5 месяцев) составила 360 человек ((450 + 660 + 690)/5).

Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

Среднесписочная численность работников в организациях, работавших неполный месяц (например, в организациях, вновь созданных, имеющих сезонный характер производства), определяется путем деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) дни за период работы на общее число календарных дней в отчетном месяце.

2.7.2. Начисленная оплата труда работников

При заполнении данных о фонде начисленной заработной платы и выплатах социального характера следует руководствоваться Инструкцией о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 г. N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

В состав фонда заработной платы в форме N П-4 включаются начисленные предприятиями, учреждениями, организациями суммы оплаты труда в денежной и натуральной форме за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер.

В состав выплат социального характера включаются выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных социальных фондов).

В отчетности по труду показываются начисленные за отчетный период (с учетом налогов и других удержаний в соответствии с законодательством) денежные суммы, независимо от источников их выплаты, статей смет и предоставленных налоговых льгот в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производятся расчеты по оплате труда, премиям и т.д., и независимо от срока их фактической выплаты.

Выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются по стоимости этих товаров (работ, услуг) исходя из их рыночных цен (тарифов) на дату начисления, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

В случае если товары, продукты питания, услуги предоставлялись по ценам (тарифам) ниже рыночных, то в фонде заработной платы или выплатах социального характера учитывается дополнительная материальная выгода, полученная работниками в виде разницы между рыночной стоимостью товаров, продуктов питания, услуг и суммой, фактически уплаченной работниками.

2.7.3. Использование рабочего времени

Под рабочим временем в формах федерального государственного статистического наблюдения понимается продолжительность времени, в течение которого работник фактически выполнял работу.

Показатели использования рабочего времени заполняются на работников списочного состава с начала года на основании данных учета без выделения сведений по видам экономической деятельности.

Если работник был переведен на работу на неполное рабочее время по инициативе администрации хотя бы в одном отчетном периоде текущего года, то он учитывается до конца года как один человек. Если один и тот же работник в течение отчетного периода несколько раз переводился на работу на неполное рабочее время, то он показывается один раз.

Число человеко-часов, не отработанных работниками (по сравнению с установленной продолжительностью рабочей недели) в связи с переводом их на работу с неполным рабочим временем по инициативе администрации, определяется как сумма часов, не отработанных каждым работником по этой причине в отчетном периоде. Учет неотработанного времени в течение отчетного периода ведется только по дням возможной фактической работы (без ежегодных, учебных и других отпусков, дней неявок по болезни, выходных и праздничных нерабочих дней и т.п.).

Если один и тот же работник в течение отчетного периода имел более одного отпуска по инициативе администрации, то он показывается один раз. Если работник имел в отчетном периоде отпуск по инициативе администрации хотя бы в одном отчетном периоде текущего года, то он показывается до конца года. Число человеко-дней отпусков по инициативе администрации определяется как сумма дней отпусков каждого работника, находившегося в таком отпуске (без выходных и праздничных нерабочих дней), в отчетном периоде.

Если работник в отчетном периоде имел несколько отпусков без сохранения заработной платы в соответствии с законодательством и по собственному желанию, то он учитывается один раз.

Количество человеко-дней отпусков по инициативе администрации определяется как сумма дней отпусков каждого работника, находившегося в таком отпуске (без выходных и праздничных нерабочих дней), в отчетном периоде. Если работник не имеет на время болезни листка временной нетрудоспособности, оформленного в установленном порядке, то число дней невыходов его на работу не учитывается.

2.7.4. Движение работников и предполагаемое высвобождение

Форму федерального государственного статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" представляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, их обособленные подразделения.

Движение работников списочного состава характеризуется изменением списочной численности работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам. Движение работников за отчетный период может быть представлено в виде баланса: списочная численность работников на начало отчетного периода плюс численность принятых за отчетный период минус численность выбывших за отчетный период равняется списочной численности работников на конец отчетного периода.

Показатели движения работников заполняются с начала года, в целом по организации без выделения сведений по видам экономической деятельности.

В численность принятых работников включаются лица, зачисленные в отчетном периоде в данную организацию приказом (распоряжением) о приеме на работу.

Вновь созданные организации и впервые представившие отчет должны заполнить численность работников, принятых на вновь образованные в отчетном периоде рабочие места в результате расширения, реорганизации производства, увеличения сменности работы и т.п.

К вновь созданным организациям не относятся организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.

В численность выбывших работников включаются все работники, оставившие работу в данной организации независимо от оснований (расторжение трудового договора по инициативе работника, инициативе администрации; соглашению сторон; призыв или поступление на военную службу; перевод работника с его согласия в другую организацию или переход на выборную должность и др.), уход или перевод которых оформлен приказом (распоряжением), а также выбывшие в связи со смертью.

В численность принятых и выбывших работников списочного состава не включаются:

1) работники, привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы);

2) внешние совместители;

В соответствии со ст. 82 ТК РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и территориальных соглашениях.

В численность уволенных по собственному желанию включаются работники, уволенные из организации по собственной инициативе, а также в следующих случаях:

1) избрание на должности, замещаемые по конкурсу;

2) переезд в другую местность или перевод супруга в другую местность, за границу;

3) зачисление в образовательное учреждение, аспирантуру или клиническую ординатуру;

4) уволены по собственному желанию с наступлением пенсионного возраста либо получающие пенсию по возрасту;

5) необходимость ухода за больными членами семьи или инвалидами I группы;

6) соглашение сторон;

7) увольнение по собственному желанию беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.

В число принятых и выбывших работников списочного состава не включаются:

1) работники, привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и отбывающие наказание в виде лишения свободы);

2) внешние совместители;

3) работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.

Движение работников характеризуется показателями оборота кадров и показателем постоянства кадров.

Оборот кадров - совокупность принятых на работу (зачисленных в списочный состав) и выбывших работников, рассматриваемая в соотношении со среднесписочной численностью работников за определенный (отчетный) период. Интенсивность оборота кадров характеризуется следующими коэффициентами: общего оборота, который представляет собой отношение суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период к среднесписочной численности работников; оборота по приему, который представляет собой отношение числа принятых за отчетный период к среднесписочной численности работников за тот же период; оборота по выбытию, который представляет собой отношение выбывших работников за отчетный период к среднесписочной численности за тот же период.

Коэффициент восполнения работников характеризует восполнение работников, выбывших по различным основаниям из организации, вновь принятыми работниками и рассчитывается путем деления численности принятых работников за период на численность работников, выбывших по различным основаниям за этот период.

Коэффициент постоянства кадров - отношение численности работников, состоящих в списочном составе весь отчетный год, к среднесписочной численности работников за отчетный год.

Число вакантных рабочих мест выражается в количестве работников, требующихся в организации, при условии обеспечения их полной занятости. Показывается количество вакантных рабочих мест (ставок) по штатному расписанию, при этом вакансия половины ставки (0,5) по штату учитывается как 0,5.

В случае, если на одно рабочее место (ставку) приняты два человека, то в списочной численности работников учитываются два человека, в среднесписочной численности они учитываются по отработанному времени. При их увольнении показывается одно вакантное рабочее место (ставка). При увольнении только одного из двух указанных работников рабочее место не является вакантным.

Новый отчет по форме 1-Т условия труда, в котором раскрывают информацию об условиях труда работников, входит в состав статистической отчетности. Бланк утвержден Приказом Росстата от 06.08.2018 № 485, и его полное наименование звучит так: «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и(или) опасными условиями труда».

Информация, которую запрашивает Росстат, касается 2019 года. Сведения разделяются на два типа. Новая форма 1-Т условия труда содержит:

  1. Наличие вредных или опасных факторов на рабочих местах, созданных в организации.
  2. Наличие и размер гарантий и компенсаций, которые положены работникам, занятым на вредных и опасных производствах.

Кто обязан сдавать

То, кто сдает форму 1-Т условия труда, зависит от основного вида экономической деятельности (ОКВЭД). Предоставить информацию в территориальные отделения статистики придется организациям с видом деятельности:

  • обрабатывающие производства;
  • добыча полезных ископаемых;
  • сельское и лесное хозяйство, рыболовство, охота и рыбоводство;
  • производство и распределение энергоресурсов, газа и воды;
  • строительные и ремонтные организации;
  • транспортные компании, перевозчики;
  • обеспечение связи.

Вид собственности и организационно-правовая форма организаций не играет никакой роли — отчитаться все равно придется. Но органы статистики сделали исключения для субъектов малого предпринимательства. То есть СМП, осуществляющие вышеуказанные виды деятельности, от сдачи отчета освобождены.

Срок сдачи отчета в Росстат

Последний срок сдачи новой формы № 1-Т — 21.01.2020. Учитывая продолжительность новогодних каникул, представители Росстата настоятельно рекомендуют сдать отчетность заранее. З а нарушение сроков сдачи грозят солидные штрафы:

  • от 20 000 до 70 000 руб. — для юридического лица;
  • от 10 000 до 20 000 руб. — для ответственных и(или) должностных лиц.

Отправить форму № 1-Т условия труда можно несколькими способами:

  1. Электронно по защищенным каналам связи, с применением цифровой подписи.
  2. По почте заказным письмом. При такой отправке нужно составить опись вложений.
  3. Лично, передав заполненный отчет специалисту территориального отделения Росстата.

Инструкция по заполнению формы

Использование бланков и таблиц, отличных от унифицированной формы 1 т условия труда 2019, недопустимо. В такой ситуации проверяющие органы статистики не примут отчет, и тогда предприятию придется заплатить штраф.

Документ состоит из трех частей:

  • титульный лист, в котором заполняются реквизиты отчитывающейся организации;
  • раздел первый, в котором раскрываются сведения о наличии вредных и опасных факторов;
  • второй раздел, в котором предоставляется информация о суммах гарантий и компенсаций.

Обновленная форма 1-Т условия труда — инструкция поможет правильно ее заполнить — состоит из нескольких частей.

Титульный лист

В этом разделе указываем полное наименование отчитывающегося предприятия. Затем прописываем почтовый адрес и код по ОКПО.

Первый раздел

В этой части отчета следует указать численность работников, которые заняты на вредных или опасных производствах. К учету следует принимать всех сотрудников, за исключением женщин в декрете или в отпуске по уходу за детьми.

Общее количество занятых работников указываем в строке 01, причем без учета каких-либо факторов производства.

В строчке 02 укажите количество сотрудников, занятых на вредных производствах, в соответствии с проведенной специальной оценкой рабочих мест. Если один работник подвержен нескольким вредоносным факторам, то учитывайте его только один раз.

В строках 03-13 расшифруйте строчку под номером 02 по выделенным категориям (факторам). Если одно рабочее место на производстве подвержено нескольким вредоносным факторам, учитывайте такие места в каждой категории.

В 12 строке указывайте работников, подверженных повышенным физическим нагрузкам при выполнении трудовых обязанностей, а в 13 строке — умственным.

Первый раздел заполняйте сведениями без учета наличия гарантий и компенсаций за особые условия труда у сотрудников.

Второй раздел

Форма статотчетности 1-Т условия труда, раздел № 2: заполняем информацией о начисленных гарантиях и компенсациях. Не учитывайте в таблице сведения о начислении районных и климатических коэффициентов.

В графе 3 указывайте общие расходы за год. Суммы выплат, положенные женщинам, отразите в графе 4. Графу 5 заполните суммами расходов, сложившихся на конец года. Например, если работник получал доплату в течение отчетного периода, а в конце года уволился, то суммы начислений по уволенному работнику в графу 5 не включайте.

Статьи по теме: