Презентация развитие творческих способностей ребенка в доу. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. стремление к познанию

Опыт работы по теме Развитие творческих способностей младших дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида г. Североморска Воспитатель Шестопалова Дарья Александровна




Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: - развитию способности нестандартно мыслить; - готовности к активности творческого характера; -умению создавать креативные продукты собственной деятельности; -формированию эстетического отношения к миру. Актуальность выбранной темы


Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития младших дошкольников посредством: - использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности; - взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей; - взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса. Новизна




Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов; Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.); Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда; Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус; Формировать позицию художника- творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии; Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа; Согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний; Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности; Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей. Задачи


В основу опыта положены: - исследования Л.А. Венгера, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной по изучению психологических механизмов развития способности восприятия художественных образов; - теоретические подходы А.А. Бодалева, В. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева о роли творческой личности взрослого и развивающей образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников; - научные труды П.Р. Атутова, А.В. Хуторского, Л.A. Парамоновой, В.Б. Хозиева и др. к развитию творческих способностей детей в процессе активной деятельности, имеющей продуктивный характер; - современные технологии Г.С. Альтшуллера, Ю. В. Рузановой А.А. Мелик- Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Ю.Н. Кулюткина, А.И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»; - методические рекомендации Е.В.Полозовой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц И. А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками. Методологическая основа


Система работы по развитию творческих способностей дошкольников Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная детская деятельность Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар- практикум; круглый стол и т.п. Взаимодействме с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей; совместные походы в культурные учреждения города (музеи, выставочные залы)


I. Подготовительный этап: Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно- творческих способностей младших дошкольников; Организация и пополнение развивающей среды; Проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников; Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами. II. Основной этап: Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность); Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами. III. Заключительный этап: Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности. Этапы работы по теме опыта




Толстые восковые и акварельные мелки; Цветной мел; пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей; Наборы с трафаретами для аппликации и рисования; Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры; Наклейки; Ткани; самоклеющаяся плёнка; Клейстер; Наборное полотно; Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф или коврограф; Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др. нестандартное оборудование для изодеятельности; Развивающие игры; альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства); Книжки-раскраски; иллюстративный материал; Стаканчики для воды, салфетки для кисточек. Оснащение уголка изобразительной деятельности


Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов; Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»); Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения; Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций; Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием; Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек; Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта; Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам. Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей младших дошкольников


МесяцСодержание работы Сентябрь Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье» Стендовая информация «Что такое творческие способности и как их развивать?»» Октябрь Совместная выставка рисунков «В мире сказок» (нетрадиционные техники рисования») Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» Декабрь Ярмарка ко Дню рождения детского сада (совместная деятельность детей с родителями) Январь Мастер-класс «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками» Февраль Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» Март Мастер-класс «Букет для мамы» (использование штампиков, тычков) Апрель Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» Май Создание творческих детско- родительских проектов по теме Перспективный план работы с родителями


Планирование работы по повышению компетентности педагогов МесяцСодержание работы Сентябрь Консультация « Развитие творческих способностей в разных возрастных группах» Октябрь Мастер-класс «Рисуем ладошками и пальчиками» Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» Декабрь Семинар-практикум «Изготовление новогодней игрушки» Январь Консультация «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников» Февраль Мастер-класс «Корабль цветов» Март Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» Апрель Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» Май Консультация «Творчество детей раннего возраста как образное познание мира»


Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета. Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм. Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями. Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов; Проявляют интерес к творческому экспериментированию; Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика; Повысился уровень развития художественно – творческих способностей. Достижения детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :


Результаты работы с педагогами и родителями: Родители: Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности; Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок; Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников; Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах. Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности; Систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в работе с младшими дошкольниками; Используют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей. Педагоги:


Критерии проявления творчества г г. нсвнсв Увлечённость, способность войти в воображаемую ситуацию Находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий Использование выразительных средств при проявлении детского творчества и обогащения художественного образа Мониторинг показателей развития творческих способностей младших дошкольников (%) (Л.В. Пантелеева, И.А. Лыкова) Анализ мониторинга показывает стабильно высокие результаты развития творческих способностей дошкольников при их положительной динамике, что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы.


Для развития творческих способностей дошкольников необходимо: Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними; Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру, Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям; Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска; Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих. Рекомендации для педагогов и родителей


Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во – первых, сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать Познавать Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.


ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА: 2012год – консультация «Методы и приёмы работы с дошкольниками по развитию детского изобразительного творчества» в рамках педагогического часа; 2013 год – мастер – класс «Рисуем штампами» в рамках круглого стола «Творческое развитие дошкольников»; 2013г.- обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей младших дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности» на педагогическом совете (Протокол педагогического совета 5 от г.). НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: 2013 г. - Консультационный пункт «Ознакомление дошкольников с родным краем». Выступление с презентацией познавательно-творческого проекта «Мой любимый город» в рамках круглого стола «Растим маленьких граждан. Использование активных форм и методов организации работы с детьми в воспитании нравственно-патриотических чувств». НА ОБЛАСТНОМ УРОВНЕ: 2013 г. – МГГУ, круглый стол «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования» для студентов Психолого- педагогического института Мурманского государственного гуманитарного университета. Выступление с докладом «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников»; г. - Межмуниципальная заочная конференция «Детский сад в радость – создание оптимальных условий для физического развития и психического здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования», г. Апатиты. Выступление по теме «Изотерапия как средство и метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста». Распространение опыта


Искусство петь – это умение раскрывать душу,
заставляя окружающих слушать ее.

«Значение музыки в школе далеко выходит за пределы

искусства. Так же как и литература и изобразительное

искусство, музыка вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»

Д.Б.Кабалевский.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.


Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.


Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная и внешкольная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.


Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.


Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:

1. Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.

2. Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.

3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем так и школьниками.

4. Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.

5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.

6. Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображение и инициативы.

7. Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.

Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.


Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:

  • массовые – общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев и т.д.
  • кружковые – сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные факультативы.
  • Различные виды музыкальных развлечений – праздники, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки и т.д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Развитие творческих способностей у детей Подготовила практический психолог Мангушской ОШ №2 Кузнецова Н.А.

2 слайд

Описание слайда:

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А.Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

Все начинается с детства Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются.

4 слайд

Описание слайда:

В современном обществе очень высоко ценится творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

5 слайд

Описание слайда:

Составляющие креативных способностей умение познавать все новое; стремление к познанию; активность и живость ума; умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное; стремление к постоянным открытиям; умение применять на практике полученные опыт и знания; свобода воображения; интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

6 слайд

Описание слайда:

Диагностика невербальной креативности. Тест Торренса. Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку. Фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

7 слайд

Описание слайда:

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку. Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

8 слайд

Описание слайда:

Направления развития творческих способностей Развитие творческого воображения; Развитие качеств мышления, формирующих креативность.

9 слайд

Описание слайда:

Создание гармоничной и благоприятной атмосферы, доброжелательность. Создание хороших условий и материальной базы для творческого развития. У ребенка должна быть возможность практиковаться и упражняться. Стимулирование развития способностей, поощрение за креативные идеи. 4. Свобода в выборе деятельности. Факторы, позволяющие развить творческие способности

10 слайд

Описание слайда:

Творческие способности можно развить у детей с помощью самых простых игр и упражнений Цели и задачи развивающих занятий: 1. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность. 2. Развивать креативность мышления: оригинальность, продуктивность, гибкость. 3.Развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 4.Развивать воображение, внимание, память. 5. Расширить словарный запас учащихся. 5. Формировать адекватную самооценку. 6. Формировать позитивное отношение к своей работе и других учащихся. 7. Воспитывать интерес к приобретению новых знаний, развитию своих умений и навыков.

11 слайд

Описание слайда:

Упражнения для развития творческих способностей учащихся среднего школьного возраста Упражнение «Что бы это могло означать?» Перед вами рисунки фигурок, которые похожи на несколько предметов. Подумайте, на что это может быть похоже.

12 слайд

Описание слайда:

2. Игры- фантазии «Что было бы, если ……» Представьте себе, что могло бы быть, если…(исчезли деревья; люди могли читать мысли друг друга; коровы имели крылья; вы были жителем другой планеты; дождь будет лить, не переставая; животные заговорят человеческим голосом; оживут сказочные герои.) 3. Упражнение «Придумай и расскажи» Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

13 слайд

Описание слайда:

4. Упражнение «Придумай сказку» Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. 5. Упражнение «Подбери слова» Подбери слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова «лимон» (можно брать любые слова) Л- лось… И- игла… М- молоко… О- орел… Н- нос…

14 слайд

Описание слайда:

7. Упражнение « Незаконченные рисунки» Попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры. 6. Упражнение «Волшебные кляксы». Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках кляксы.

15 слайд

Описание слайда:

8. Упражнение «Новое применение ненужному предмету» Все вещи рано или поздно приходят в негодность. Но некоторые люди не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их еще долго. Попробуйте найти не менее двадцати новых применений ненужным предметам: - пустой консервной банке; - дырявому носку; - лопнувшему воздушному шарику; - перегоревшей лампочке; - пустому стержню от ручки. 9. Упражнение «Рассказ на одну букву» Вот маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов». В этом рассказе все слова начинаются на одну букву - «А». Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву... - «К»; - «М»; - «О»; - «П»; - «С».

16 слайд

Описание слайда:

10. Упражнение «Новый характер у героя старой сказки» Герои сказок бывают разные: добрые и злые, хитрые и простодушные, смелые и трусливые. Каждая сказка - это столкновение разных характеров. А что произойдет, если у одного из героев характер изменится? Наверное, все события, описываемые в сказке, будут происходить по-другому. Попробуйте по-новому рассказать некоторые старые народные сказки с учетом изменившегося характера главного героя. Представьте, что... - Колобок - жестокий и коварный; - Машенька («Машенька и медведь») - глупая и слёзообильная; - Волк («Волк и семеро козлят») - добрый и заботливый; - Емеля («По щучьему велению») - жадный и хитрый; - Курочка Ряба - капризная и высокомерная. 11. Упражнение “Клипмейкеры”. Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы. После демонстрации творческих продуктов участниками друг другу просмотрите авторский вариант клипа.

17 слайд

Описание слайда:

12. Игра «Что на что похоже» Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю. Дети с помощью ведущего выбирают 2 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача – отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?» Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т.д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. 13. Упражнение «Рифмуем имена» Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…» Пример: Меня зовут Никита, меня любят москиты! Меня зовут Нина, я пришла из магазина! Меня зовут Саша, у меня сгорела каша! Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте! Меня зовут Рита, в огороде все полито!

18 слайд

Описание слайда:

14. Упражнение «Развитие креативности» Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты. Что общего между кофе и жителями Лапландии? Что общего между шнурками для обуви и поездами? Что общего между горой и шоколадом? Что общего между ходьбой и говорением? 15. Упражнение «Превращения» Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его! Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами. Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

19 слайд

Описание слайда:

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждого особое, свое, И нет планет, похожих на неё. Творчество заразительно. Распространяйте его. А. Эйнштейн Спасибо за внимание!

«Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников».

Щукина Елена Анатольевна

воспитатель МБДОУ д - с № 52

г. Таганрог

Актуальность

  • Реализация задачи по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческих способностей и инициативы в соответствии с ФГОС ДО.
  • Реализация базисных задач эстетического воспитания, обучения и развития детей на всех ступенях дошкольного детства.
  • Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование методов моделирования и схематизации вызывает интерес у детей и помогает решить целевые ориентиры ФГОС ДО.
  • Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
  • Подготовка дошкольников к успешной адаптации.

Цель проекта

Создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, с использованием методов моделирования и схематизации.

Задачи проекта

  • Повысить компетентность в вопросе творческого развития детей дошкольного возраста в художественно - творческой деятельности.
  • Способствовать развитию творческих способностей воспитанников посредством моделей и схем.
  • Использовать развивающую предметно – пространственную среду, в развитии интереса детей к художественно – творческой деятельности.
  • Повышение уровня развития творческих способностей и творческой инициативы у воспитанников.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самостоятельное планирование деятельности, самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Наличие развивающей предметно - пространственной среды, стимулирующей творческую активность детей.
  • Создание комфортного психолого – педагогического климата в работе с детьми.
  • Совместная организованная деятельность в рамках кружковой работы «Умелые ручки».

Этапы реализации проекта

I этап (подготовительный)

  • Изучение теоретического аспекта проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в художественно – творческой деятельности (И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, В.Н. Лукьяненко, О.М.Дьяченко, Н.Г.Салмина).
  • Анализ нормативно-правовой, организационно-методической, материально-технической базы.
  • Выявление уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Разработка перспективного планирования кружка «Умелые ручки».
  • Создание развивающей предметно – пространственной среды.

Состояние проблемы

Опираясь на классификацию знаково-символических средств, представленные в монографиях Е.Е. Сапоговой и Н.Г. Салминой, мы рассматриваем схематизацию и моделирование как виды знаково-символической деятельности, имеющие свои функции и особенности, и как средства, с помощью которых можно развивать у воспитанников художественно-творческие способности. В схематизации и моделировании применяются специфические кодовые системы. Моделирование отличается от схематизации тем, что в схематизации выбор средств идет по пространственно-графическим характеристикам, в моделировании - не только по пространственно-графическим, но и по буквенно-цифровым. В принципе схемы, которые используются при схематизации и моделировании, могут быть одними и теми же. Различие между этими видами знаково-символической деятельности коренятся в их структурном решении: схемы выступают как орудие деятельности, а модели - как ее объект. В структуре схематизации как деятельности можно выделить следующие составляющие ее операции: 1) предварительный анализ; 2) построение схемы (или восприятие готовой схемы); 3) работа с реальностью при помощи схемы.

Построение схем, как отмечает Н. Г. Салмина, в традиционном обучении встречается редко. В педагогической практике как самостоятельное действие обычно применяется только последняя операция – работа с реальностью с привлечением схемы или модели.

Модель - это своеобразный каркас, структура какого-либо предмета или явления. В целом, существует три этапа работы по моделям: 1) имитационный, который заключается в повторении и запоминании модели; 2) манипуляционный, в котором с моделью проделываются различные изменения, в результате чего возникают ее варианты; 3) созидательный – воспитанники строят большое количество новых моделей и их вариантов, используя не столько изменение модели, но и сцепление двух или нескольких моделей.

Когда воспитанник видит в наглядной форме, благодаря схемам и моделям, существенные характеристики объектов (скрытые свойства и связи предметов), им осуществляется более полный анализ реальности. При применении схем и моделей включаются все возможные ресурсы ребенка(в частности, восприятие, мышление, память, воображение, речь). Таким образом, планомерное формирование художественно-творческой деятельности воспитанников на основе моделирования и схематизации приводит к разностороннему развитию всех ресурсов (функций) индивидуума, а не изменениям в сфере одного какого-либо процесса, - это, на наш взгляд, один из критериев эффективности обучения.

Реализация первого этапа Создание развивающей среды

II этап(о сновной) Содержание

  • Содержание кружковой деятельности «Умелые ручки» реализуются программами: «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой «Радуга».
  • В процессе обучения используются методы:
  • наглядные:

Использование ИКТ.

  • практические:

Игровой;

Упражнения.

Например:

«Формы»

Цель: упражнять детей в создании разных образов на основе преобразования форм и творческого воображения.

Варианты:

Вылепить несколько геометрических тел (шар, кубик, кирпичик, пирамида) или фигур (круг, квадрат, треугольник). Предложить соединить их и превратить в разные предметы.

Слепить двух похожих цыплят (или другой образ) из разных форм.

«Читаем форму» - шар, диск, цилиндр, прямой и волнистый жгутик, пирамида, конус, клякса и т. д. На что это похоже? В этом упражнении лучше использовать материал нейтрального цвета, чтобы не вызывать у детей цветовых ассоциаций.

Собери фигуру по картинке или схеме. Например: самолёт, собака, девочка, башня, кораблик и т. д.

«Пляшущие человечки»

Цель: учить анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах) ; создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ и передать в лепке заданное движение.

Варианты:

Повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображённый на карточке. А после вылепить.

Вылепить человека в какой-нибудь позе по желанию.

Объединить вылепленные фигурки в общую композицию.

Алгоритм работы с моделью, схемой

В работе с опорными схемами

можно выделить несколько

I этап. Это введение

элементов схем, символов.

Например, обозначения:

Величины:

Действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

Не большой

Не круглый

Не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Работа с родителями

  • консультация для родителей «Развитие творческих способностей в лепке»;
  • буклет «Схемы»;
  • проведение выставок детских работ кружка «Умелые ручки»;
  • информация на сайте детского сада (отчёт о работе);
  • проведение итогового занятия в конце года с участием родителей;
  • составление фотоальбома лучших работ.

Участие воспитанников в городском конкурсе «Подарок маме».

Открытка «Поздравляем наших защитников»

Заключительный этап Содержание

  • Подведение итогов.
  • Составление первоначальной диагностики с итоговой.
  • Презентация результатов проекта.
  • Участие в конкурсах и выставках различного уровня (городском, международном).

Результативность

1. Спроектирована и создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию творческих способностей дошкольников.

2. Внедрён проект работы по развитию творческих способностей дошкольников.

3. Повысился уровень развития творческих способностей детей.

4. Участие воспитанников в III всероссийском конкурсе детских рисунков «СтранаБезОпасности».

Сравнительный анализ Уровень развития творческих способностей

Уровень овладения дошкольниками наглядным моделированием

Приложения

Приложение № 1

Сущность и структура методики выявления уровней овладения дошкольником наглядным моделированием

Показа-

тели

Методика выявления

Установление связи «реальность – модель»

Методика «Волшебная фотография» (на основе методик

Г.А. Г лотовой и А.В. П авлюковой)

Уровни

Выбор условных заместителей

Ребенку показывают предметный рисунок; поясняют воз-

Высокий: ребенок са-

Средний: ребенок

мостоятельно выложил

Методика «Выбери похожий» (на основе методик

можность создания его пространственной модели («Вол-

Л.А. Венгера и О.М. Д ьяченко)

фигуру и ответил на

Ниже среднего: ребенок

испытывает затрудне-

шебной фотографии»), замещая предметы фигурами при

испытывает затрудне-

Ребенку предъявляют набор различных предметов: бру-

Высокий: ребенок са-

сохранении пространственных отношений между ними.

ния в построении фигу-

мостоятельно справил-

сок, палочка, пластмассовый шарик, колечко, а также

ры, пользуется подсказ-

Используются предметные рисунки с небольшим количе-

ния в выполнении зада-

Средний: ребенок стара-

ством предметов (3 и 4) и заместители-фигуры (прямоу-

ется завершить задание

картинки с изображениями, напоминающими каждый из

кой взрослого, отвечает

ния даже после помощи

ся с заданием или с

Ниже среднего: дей-

гольники и квадраты разного размера) (6 шт.).

практически на все во-

имеющихся предметов: одежная щетка, мыло, автобус;

взрослого

небольшой подсказкой

и выполнить его пра-

ствия носят характер

вильно, но испытывает

взрослого

просы, стремится завер-

карандаш, удочка, ложка; томат, яблоко, игрушка К оло-

хаотичных, непоследо-

бок; бублик, колесо, пяльцы. Цвет, размеры и пропорции

шить задание

затруднения, пользуется

Задаются вопросы «Что это?», «Чем они отличаются?»,

вательных проб

рисунков – разные.

подсказкой взрослого

«Что общего?», «Как узнал, что изображено на рисунке?»,

Ребенку предлагают рассмотреть предметы и подобрать

«Как узнал, что обозначает эта фигура?»

к ним соответствующие картинки.

Показа-

тели

Методика выявления

Перевод текста на знаково- символический язык

(кодирование)

Методика «Пиктограмма» (на основе теста А.Ф. Л урия)

Детям предлагают слова и выражения, прямое изображе-

Уровни

Выполнение действий (построение и использование)

Высокий: все рисунки

ние которых затруднено или невозможно: вкусный ужин,

Методика «Заборчик» (на основе методики Л.А. Венгера) . На стол кладутся две коробки с идентичным материалом: строительными деталями двух форм (кубиками и «кирпичиками») и фишками двух цветов (красными и синими). О дна коробка для экспериментатора, другая – для ребенка. Взрослый строит «забор» из 6–8 деталей, чередуя детали разной формы. Ребенку предлагают хорошо рассмотреть и запомнить, как сделан «забор». Затем постройка закрывается ширмой, а ребенку предлагается воспроизвести ее из своих деталей по памяти. После того, как ребенок выразит сомнение в своей возможности точно воспроизвести образец или при сравнении с образцом убедится, что построил «забор» неточно,

тяжелая работа, доброта, сила, отдых.

соответствуют смыслу

с наглядными моделями

Средний: рисунки

ему предлагают посмотреть, как в аналогичной ситуации будет действовать взрослый. Ребенок строит свой забор, а проверяющий выкладывает, глядя на его постройку, модель из фишек, передающую количество и чередование элементов оригинала, при этом одна из фигурок заменяется фишкой одного цвета, другая – фишкой другого цвета. Затем, как и в первом случае, оригинал закрывается ширмой, а экспериментатор по своей модели воспроизводит его конструкцию.

частично соответствуют

Поясняют, что не надо делать точный и конкретный рисунок, а надо нарисовать любое изображение или значок, которые помогут вспомнить слово.

Ниже среднего: рисунки

заданного слова, носят

После завершения работы дети должны вспомнить закодированные слова.

не соответствуют смыслу задуманного слова, рисунки подробны и конкретны, не обобщены, отчетливо просматривается однообразие; слова воспроизведены

обобщенный характер;

замыслу, очень конкретны и с большой степенью детализации; слова ребенок воспроизвел все или частично

Высокий: ребенок понимает значение модели, построенной взрослым; объясняет использованный в модели принцип замещения одной из

ребенок воспроизвел

форм фишкой одного цвета, а другой – фишкой другого цвета; построил модель, точно

Средний: задание вы-

частично или не воспро-

все слова

Низкий: задание выпол-

полняет правильно

изведены совсем

отражающую расположение деталей в образце, заданном взрослым; правильно и самостоятельно использовал

няется неправильно

с помощью взрослого

модели при воссоздании образца

либо не выполняется

Статьи по теме: