27.03 03 системный анализ и управление вузы. Системный анализ и управление — бакалавриат (27.03. Что будут изучать студенты в рамках специальности

27.03.03 Системный анализ и управление профиль: Системный анализ и управление экономическими процессами

"Системный анализ в экономике является одним из самых востребованных научных направлений в России, равно как и одним из самых неисследованных"

Предлагаем вам ознакомиться со сборником Часто Задаваемых Вопросов касающихся направления 27.03.03 Системный анализ и управление (собрано и отредактировано из вопросов, задаваемых студентами и их родителями во время "Дней открытых дверей", в социальной сети "В Контакте" и звонков в Деканат экономического факультета).

Что такое системный анализ?
Исходя из научного определения - это метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными исследуемой системы, и который опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, математических, экономических, статистических методов. Если проще - системный анализ это прикладная производная от научного направления, зародившегося в начале ХХ века (одним из основоположников является выдающийся отечественный экономист А.А. Богданов), основывающегося на том, что весь мир представляет собой совокупность сложноорганизованных систем разных типов (технических, экономических, социальных, физических, химических и пр.), подход и принципы работы с которыми должен быть иным, чем те, которые применялись до начала ХХ века. В СССР наиболее близким к данному понятию является "кибернетика", но в отличии от западных стран, в СССР был акцент на технические, нежели социально-экономические системы. Системный анализ и управление является следующим этапом развития теории управления, которую Россия пытается перенять и научиться использовать для решения собственных проблем (в т.ч. и экономических).

А профиль: "Системный анализ и управление экономическими процессами"?
По своей сути, системный анализ и управление как метод познания может быть применим везде. В технических системах, в математических, в экономических, в социальных и пр. Российское понимание (отличное от западного) имеет тенденцию воспринимать "систему" непосредственно как техническую, что расходится с мировым опытом, наработанным в данном направлении. Название профиля означает, что основным объектом изучения бакалавра являются именно экономические процессы и системы, а не технические, инженерные, химические и пр. Остальные профили подготовки (в случае, если соответствующие факультеты будут заинтересованы в их реализации) будут преподаваться на соответсвующих факультетах. Экономический факультет ФГБОУ ВПО "КубГУ" занимается подготовкой специалистов в области системного анализа и управления именно экономическими процессами.

Получается, у меня будут только экономические дисциплины?
Нет. Существует единый для всего системного анализа и управления перечень дисциплин. В соответствии с ним студенту преподается установленный набор точных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин (с полным перечнем можно ознакомиться ниже) которые отнюдь не всегда экономические (история, иностранный, философия и пр.). Но профильные дисциплины, характер практики, тематика написания выпускных квалификационных (дипломных) работ и пр. будут на экономическую тематику, при применении инструментария системного анализа и управления. Таким образом студент получает, фактически, двойную квалификацию. С одной стороны он обучается по, формально, инженерному направлению, с другой – сферой применения является экономика. В СССР подобное называлось инженер-экономист, хотя было искусственно заужено в сторону технических систем. На западе наиболее близкая к подобному направлению квалификация называется "экономическая кибернетика" или "экономический инжиниринг".

Так я буду инженером? Мне говорят, что все направления, начинающиеся с цифр 27 (инноватика, управление качеством и системный анализ и управление) являются инженерными. Это так?
И да, и нет. Вы будете инженером, но в западном, а не в российском понимании. Дословно, слово инженер переводится с французского как "способность, изобретательность". Концепция того, что изобретать можно только в области техники - это российское понимание, отличное от зарубежного. В западных странах "инженер" более широкое понятие. Инженер (или, более верно, инжиниринг) за рубежом применяется во всех отраслях наук и знаний, когда вы начинаете изобретать новые методы, будь это техника, экономика, социология, квалиметрия, психология, физика, химия или филология. Поэтому да, вы будете инженером в западном понимании, в том, как от нас требует структура болонского процесса (бакалавриат + магистратура) к которой мы перешли. О старосоветском понимании инженера как человека, который занимается изобретением технических средств, и только этим, можно забыть. Понятие инженер становится намного шире. Так что да, вы будете инженером в западном понимании, но вы не будете инженером в том виде, как это практиковалось в Советском Союзе (это вполне закономерная путаница при коренной перестройке всей системы образования, на самой активной стадии которой мы сейчас находимся).

Что будет написано в моем дипломе? Мой диплом такой же полноценный как на других бакалавриатах? Я смогу получить красный диплом?
В вашем дипломе будет написано: бакалавр по направлению 27.03.03 Системный анализ и управление. Профиль: Системный анализ и управление экономическими процессами. Плюс, студенту направления 27.03.03 Системный анализ и управление присваивается специальное звание "бакалавр-инженер" (не путать с квалификацией). Разумеется, ваш диплом абсолютно полноценный, университет имеет все соответствующее лицензионное обеспечение (иначе Министерство образования не даст бюджетных мест). Никаких различий в форме диплома на разных направлениях бакалавриата нет. Вы можете получить красный диплом, если выполните соответствующие требования во время обучения (отсутствие оценок "удовлетворительно" за весь период обучения, процент оценок "хорошо" менее 25 от всего количества оценок, государственные экзамены сданы с оценкой "отлично").

Зачем нужен системный анализ в экономике?
Большинство современных экономических и управленческих методов имеют в своей основе именно кибернетическую природу. По факту - используемые сейчас в современной экономической практике методы (SWOT и PEST-анализы, модель Портера (простая и модифицированная), EFAS, диаграммы Омаэ, матрицы балансов жизненных циклов, ценностей и целей, возможностей, матрицы БКГ, McKinsey, Томпсона и Стрикленда, деловые экраны Ансоффа и Константинова, трехмерные модели Абеля, методы Делфи, количественной оценки, РАЗУ, морфологические матрицы) - это методы разработанные западной наукой в ХХ веке, и просто "перенятые" в современную экономическую практику России. Где используется инструментарий системного анализа и управления в России? Он используется везде. Но из-за того, что Россия, фактически, не участвовала в разработке этих методов - системный анализ как дисциплина остается недооцененным. Нужен ли он сейчас? Зависит от того, насколько быстро и качественно будет происходить интеграция России с окружающим миром, и насколько мы будем способны разрабатывать собственные, адаптированные под наши нужды методы управления экономическими процессами, а не перенимать чужие.

Приведите хоть один пример, как системный анализ может помочь в жизни, например, города.
Самый простой пример, который приходит на ум - система общественного транспорта в частности, или вся система дорог и коммуникаций в целом. Что такое общественный транспорт, если смотреть на нее глазами системного аналитика? Это сложноорганизованная система при многофакторном воздействии. Почему в развитых странах при большей загруженности дорог автомобилями и меньшем количестве территорий проблема с пробками стоит не так остро, как в отдельных городах и регионах России? Данные вещи формализуются, просчитываются, и проверяются на устойчивость заранее, на основе специально разрабатываемых под условия каждого города/системы моделей-тренажеров. Их разработка и является одной из профессиональных компетенция бакалавра Системного анализа и управления. Именно для этого и нужны системные аналитики. Проблемы, встречаемые в России (как на предприятиях, так и на уровне города или страны) давным-давно решаются развитыми в данной области странами инструментарием системного анализа, а не "методом научного тыка". Освоением инструментария их решения и занимается направление 27.03.03 Системный анализ и управление.

Почему мне не пойти физиком, инженером, или обычным экономистом?
Кем вам быть - решать только вам. Системный анализ особое, инновационное направление, причем не только в России, но и в мире (достаточно посмотреть, кому и за что вручали Нобелевскую премию по экономике за последние годы - это все приложения системного анализа в экономических науках, но не чистая экономика). Разумеется, нахождение "на передовой" как в научном, так и в учебном плане сопряжено со сложностями. Основные научные открытия, перспективные места работы и возможности заработка возникают, как правило, в новых, "неразведанных" отраслях научного знания. Ещё 4-е года назад не существовало должности "Системный аналитик". А сейчас существует. Просто экономист использует в реальной жизни методы, разрабатываемые экономистами-кибернетиками, а в условиях России на данный момент – зарубежными экономистами-кибернетиками. Потенциальная потребность на рынке данных специалистов крайне высока. Насколько быстро она станет реальной – вопрос скорости интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Но то, что данная потребность себя проявит – неизбежно.

Если сравнивать направление 27.03.03 Системный анализ и управление в КубГУ, и в других ВУЗах Краснодара - почему в КубГУ лучше?
Ответить сложно, потому как КубГУ единственный ВУЗ в южном федеральном и северо-кавказском федеральном округе (кроме ЮФУ в г. Ростов-на-Дону), осуществляющий подготовку по данному направлению.

Вот краткий фильм о кафедре мировой экономики и менеджмента

Где я буду проходить практику? У меня нет знакомств в данной сфере (да и вообще в экономической сфере).
Практика проходится студентами на 3-м и 4-м курсе. Экономический факультет имеет большой пакет договоров на прохождение учебной и производственной практики с ведущими банками, страховыми и коммерческими организациями, администрациями муниципальных округов г. Краснодара и Краснодарского края. Вопрос места прохождения практики не является проблемным для экономического факультета. Проблемой является возвращение студентов после их трудоустройства (после прохождения практики студенту (если он хорошо себя проявил) могут предложить остаться работать) обратно на учебу.

Что такое "прикладной" бакалавриат? И чем он отличается от простого бакалавриата?
В рамках очередного этапа по гармонизации с зарубежной системой образования, сейчас в России проводится эксперимент по внедрению т.н. "прикладного бакалавриата" (то, что раньше было просто бакалавриатом - теперь называется "академический бакалавриат"). Поскольку сейчас система образования России находится в процессе реформ, и процесс по внедрению "прикладного бакалавриата" - экспериментальный (в соответствии с приказом МинОбра КубГУ - это экспериментальная площадка по внедрению прикладного бакалавриата в нашей стране), четких границ и, самое главное, нормативных документов, которые бы их установили - нет. Можно сказать что на прикладном бакалавриате больший объем производственной и учебной практик, но в настоящий момент отличия между академическим и прикладным бакалавриатом крайне незначительны. В ближайшие годы, после выхода соответствующей нормативной документации - ситуация изменится.

Я хочу более подробно почитать про системный анализ и управление. Какие ссылки вы можете посоветовать?
Институт системного анализа Российской Академии Наук - http://www.isa.ru/
Институт проблем управления Российской Академии Наук - http://www.ipu.ru/
Центральный экономико-математический институт Российской Академии Наук - http://www.cemi.rssi.ru/
Это наиболее авторитетные из действующих сайтов, затрагивающие тематику системного анализа и управления.

Учиться сложно?
Если вы пришли учиться - то нет. Не бывает ситуаций когда человек посещает занятия, делает домашние задания, соблюдает дисциплину и получает предвзятое отношение на экзамене или зачете. Из опыта общения со студентами могу сказать - если студент действительно работает, то проблем у него не возникает вообще. Если студент не ходит на пары, не выполняет домашние задания, не выполняет отработки домашних заданий - проблемы на сессии вполне закономерны. Тогда такой студент начинает громче всех кричать, что его незаслуженно обидели. Не бывает случаев, когда студент нормально относится к учебе и не получает адекватный результат.

В школе изучался немецкий/французский язык. На направлении Экономика сказано, что я могу выбрать любой язык, чтоб продолжить свое обучение. На Системном анализе и управлении я смогу это сделать?
Разумеется. Правила едины для всего экономического факультета. Вы можете выбрать в качестве изучения основного иностранного языка (наиболее популярный выбор, хотя возможны и другие вариант): английский/немецкий/французский/испанский. Учебный процесс осуществляют преподаватели с факультета романо-германской филологии, и соответствующих кафедр (английской, немецкой, французской филологии и пр.).

Везде говорится, что я могу получать большое количество стипендий. Это только для направления Экономика и Менеджмент, или это возможно везде?
Это возможно в рамках любого направления экономического факультета. Для экономического факультета нет деления на студентов "первого" и "второго" сорта - каждый студент может претендовать на получение именных стипендий, выдаваемых разными организациями. Более того, закаленные Системный аналитики за 2012-2013 г. показали одни из лучших результатов (в процентном выражении) по выигрыванию различных конкурсов, получения призов и денежных поощрений. Так, студент направления Системный анализ и управление Григорий Булин занял II-е место в Международной студенческой олимпиаде по налогам 2013 г. обогнав студентов спец. Налоги и налогообложение, а студент Максим Макаров получил наибольшее количество грамот и поощрений в краевой олимпиаде по финансовым рынкам. Студенты Григорий Булин, Ирина Качаева и Мария Ластовецкая являются получателями стипендии Правительства РФ. Это помимо всяких мелких побед, вроде международной конференции "Наука, творчество, инновации молодых ученых КубГУ", где студенты направления Системный анализ и управление в одной из секций заняли все призовые места (Максим Макаров - I место, Роман Фисенко - II место, Виктория Герич - III место).

После окончания я смогу поступить в магистратуру на другое направление? Или я должен буду учиться только в рамках Системного анализа до конца?
Конечно можете. Порядок поступления в магистратуру един для всех, и определяется сдачей экзамена. Вы можете поступить на Экономику, Менеджмент, Торговое дело или любую другую специальность (вовсе не обязательно экономического или технического уклона). В этом и смысл реализации Болонского процесса (бакалавриат + магистратура). Но для начала окончите бакалавриат.

Где работать? Вообще, где работают выпускники?
Выпускники по направлению 27.03.03 Системный анализ и управление работают по очень широкому спектру областей, начиная от аналитических отделов крупных корпораций, и заканчивая отделами логистики и IT-отделами. Перечень компаний очень широк, начиная от крупных ритейлерских сетей, заканчивая коммерческими банками и государственной службой. Выпустившиеся студенты, в настоящее время, работают в следующих компаниях: Бош Термотехника, METRO Cash&Carry, Philip Morris International, Лаборатория Гемотест, 1С, Тандер, Нефтеперерарабывающий завод г. Армавира, Роснефть, Yota, Альфа-Банк, ВТБ 24, Банк "Уралсиб", Кубаньэнерго, Администрация МО г.Краснодар, Администрация Краснодарского края, РосТехНадзор и пр. Список компаний постоянно расширяется и обновляется. Студенты, выбравшие научную карьеру продолжают своё обучение в магистратуре и аспирантуре (в т.ч. КубГУ, СпбГУ, ЛЭТИ и др.).

А что с аспирантурой? Я смогу стать кандидатом или доктором экономических наук?
Нет никаких формальных преград для того, чтоб вы продолжили свое обучение в аспирантуре, а, со временем, и в докторантуре. Более того, в паспорте научных специальностей ВАК (Высшей аттестационной комиссии) присутствует отдельный научный шифр, отлично подходящий под тематику системного анализа и управления: 08.00.13 - Экономико-математические методы и модели. Но вы можете выбрать абсолютно любое направление обучения как в рамках экономических, так и в рамках других наук. Ваше направление бакалавриата здесь никакой роли не играет - только ваше желание и научные интересы. Но, для начала, закончите бакалавриат и магистратуру.

Какие предметы я буду изучать при поступлении на направление Системный анализ и управление?
Предметы разделены на три цикла. Набор 2014 г. будет изучать следующие дисциплины:
Философия
История
Иностранный язык
Безопасность жизнедеятельности
Математика, в т. ч.:
Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Дискретная математика и математическая логика
Математический анализ
Теория вероятностей и математическая статистика
Линейное программирование
Теория игр и исследование операций

Экономика
Физика
Химия
Русский язык и культура речи
Информатика
Теоретическая механика
Экология
Инженерная и компьютерная графика
Теория информационных систем
Базы данных
Метрология, стандартизация и сертификация
Материаловедение
Теоретические основы электротехники и электроники
Теория автоматического управления
Вычислительная математика
Моделирование систем
Системный анализ, оптимизация и принятие решений
Теория и технология программирования
Управление в организационных системах
Интеллектуальные технологии и представление знаний
История и концепции управления экономическими системами
Микроэкономика
Концепции современного естествознания
Макроэкономика
Правоведение
Статистика
Инновационная экономика
Архитектура электронно-вычислительных машин
Логика
Математическая экономика
Бухгалтерский учет
Финансовая математика
Финансы и кредит
Налоги и налогообложение
Бизнес-планирование
Экономический анализ
Логистика
Контроллинг в экономических системах
Корпоративные информационные системы
Криптография и информационная безопасность
Финансовый анализ
Методы и средства проектирования информационных систем
Экономическая кибернетика
Бизнес-анализ
Управление проектами
Социология
Теория системного анализа и управления
Психология и педагогика
История Кубани
Системология
Пакеты прикладных программ в инженерных расчетах
Эконометрика
Информационные технологии в системном анализе
Системный анализ в экономике
Экономико-математические методы и модели
Оптимальное управление динамическими системами
Анализ финансовых рынков
Финансовый менеджмент
Web-программирование

Есть физика и химия. В школе с ними было не очень хорошо. Плюс меня пугает обилие математики. Меня не отчислят?
Как показывает практика – результаты в школе отнюдь не показатель для учебы студента в ВУЗе. Множество примеров, когда в школе студент учился средне, а в ВУЗе стал учиться на отлично, так и наоборот. В университете совершенно другая система подачи информации, требования, и, в т.ч. уровень преподавателей, реализующих данные дисциплины. По опыту прошлых курсов могу сказать, что студенты, как правило, отчисляются не за физику или химию, а за профессиональные дисциплины, обеспечивающие облик будущего специалиста, и освоение которых возможно только благодаря общей культуре мышления выработанной, в т.ч., и благодаря естественнонаучному циклу. Ну а что касается математики - она присутствует в любой экономической или управленческой специальности. Если посмотреть биографии великих экономистов - целая плеяда их была, по-образованию - математики, но выбравшие родом своей деятельности экономику. Уместно вспомнить две взаимоисключающие цитаты велики ученых: "Я начал заниматься физикой по причине того, что экономика показалось мне слишком сложной" (Макс Планк, основатель квантовой физики); "Я подумывал заниматься экономикой, но мне показалось это слишком просто" (Бертран Рассел, выдающийся математик и философ, лауреат Нобелевской премии). Схожие цитаты (хотя их достоверность не гарантирована) приписывают выдающемуся экономисту Джону М. Кейнсу и гениальному физику А. Эйнштейну. Так что здесь главное - не бояться и работать.

Кто меня будет учить?
Направление Системный анализ и управление закреплено за кафедрой (зав. кафедрой – д-р экон. наук, профессор, заслуженный экономист РФ, декан экономического факультета Шевченко Игорь Викторович ). Разумеется, для обучения привлекаются лучшие преподаватели со смежных факультетов, так, преподавание физики осуществляют ведущие доценты и профессоры физико-технического факультета, химии - факультета химии и высоких технологий, математики - математического факультета, программирования - факультета компьютерных технологий и прикладной математики и пр. Профильность факультетов полностью соблюдена. Ситуации, когда у вас филолог ведет экономику, а экономист преподает физику, не возникнет.

Среди преподавателей (неполный список по всем циклам учебного плана):

Алеников Александр Сергеевич , канд. экон. наук, доцент каф. экономики и управления инновационных системы (КубГУ, НН);
Андрафанова Наталья Владимировна , канд. пед. наук, доцент каф. информационных образовательных технологий (РГУ, математика);
Бекирова Севилия Зауровна , канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, экономика труда);
Библя Галина Николаевна, канд. экон. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (СГУ, прикладная информатика);
Бондарев Дмитрий Геннадьевич
Борисов Сергей Алексеевич, канд экон. наук, доцент каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, правоведение);
Вукович Галина Григорьевна, д-р экон. наук, профессор, зав. каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Гайденко Станислав Викторович , канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой вычислительной математики и информатики (МГУ, математика);
Дармилова Женни Давлетовна , д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (Ставропольский политехнические институт, экономика и организация автомобильного транспорта);
Долгов Александр Петрович , канд. экон. наук, доцент каф. Мировой экономики и менеджмента (МИЭИ, инженер-экономист);
Дробышевская Лариса Николаевна
Жаркова Оксана Михайловна , канд. физ.-мат. наук, доцент каф. теоретической физики и компьютерных технологий (ТомГУ; физика, оптика и спектроскопия);
Зарецкий Александр Дмитриевич , д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (Высшая школа КГБ СССР);
Засядко Ольга Владимировна , канд. пед. наук, доцент каф. информационных образовательных технологий (КубГУ, математика);
Калайдин Евгений Николаевич , д-р физ.-мат. наук, профессор каф. теоретической экономики (МГУ, прикладная математика);
Калайдина Галина Вениаминовна , канд. физ-мат. наук, доцент каф. прикладной математики (МГУ, механика);
Касьянов Валерий Васильевич , д-р ист. наук, д-р социол. наук, профессор, зав. каф истории России (Ростовский-на-Дону государственный университет, история);
Катрюхина Анна Борисовна , преподаватель каф. мировой экономики и менеджмента (Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin University of Applied Sciences, Wirtschafts- und Rechtswissenschaften);
Качанова Ирина Александровна , канд. физ-мат. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (Донецкий национальный университет, прикладная математика);
Кизим Анатолий Александрович , д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Киселева Анна Александровна , канд. полит. наук, доцент каф. экономики и управления инновационными системами (КубГУ, политология);
Кочиева Анна Казбековна , канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГАУ, ГМУ);
Кутер Михаил Исаакович , д-р экон. наук, профессор, зав. каф. бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных (МЭСИ, организация механической обработки экономической информации);
Кузнецова Светлана Львовна , канд. хим. наук, доцент каф. общей, неорганической химии и ИВТ (КубГУ, химия);
Лежнев Виктор Григорьевич , д-р физ.-мат. наук, профессор каф. математических и компьютерных методов (МГУ, прикладная математика);
Луценко Евгений Вениаминович , д-р экон. наук, профессор каф. информационных образовательных технологий (КубГУ, теоретическая физика);
Мирошникова Надежда Ивановна , канд. экон. наук, доцент каф. экономического анализа, статистики и финансов (РИНХ, финансы и кредит);
Милета Валентин Иванович , канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Николаева Наталья Александровна , канд. хим. наук, доцент каф. аналитической химии (КубГУ, стандартизация и сертификация);
Павленко Ирина Анатольевна, канд экон. наук, доцент каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, география);
Письменская Наталия Дмитриевна , д-р хим. наук, профессор каф. физической химии (КубГУ, химия);
Пономаренко Ирина Николаевна , д-р филол. наук, профессор каф. современного русского языка (КубГУ, филология);
Пономоренко Людмила Викторовна , канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, маркетинг);
Попова Галина Ивановна , канд. пед. наук, доцент каф информационных образовательных технологий (КубГУ, математика);
Сидоренко Наталия Сергеевна , канд. филос. наук, доцент каф.философии (КубГУ, востоковедение);
Свистунов Юрий Анатольевич , д-р техн. наук, профессор каф. экономики и управления инновационными системами (КСХИ, гидромелиорация);
Степаненко Евгений Антонович , канд. техн. наук, доцент каф. интеллектуальных информационных систем (Военная инженерная академия им. Ф.Э. Дзержинского);
Тумаев Евгений Николаевич , д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. каф. теоретической физики и компьютерных технологий (КубГУ, физика);
Тюфанов Валерий Александрович , канд. экон. наук, преподаватель каф. экономического анализа, статистики и финансов (КубГУ, финансы и кредит);
Фощан Галина Ивановна , канд. экон. наук, доцент каф. теоретической экономики (КубГУ, математика);
Янковская Лариса Константиновна , канд. физ.-мат. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (МГТУ им. Баумана);

У меня ещё есть вопросы. Как мне их задать?
Можете спросить у ответственного за направление Системный анализ и управление на Экономическом факультете, зам. зав. кафедрой Мировой экономики и менеджмента Аленикова Александра Сергеевича: Адрес «В Контакте».

Описание

Степень бакалавра позволяет приобрести знания и наработать мастерство в профессиональной сфере и выполнять нижеперечисленные функции:

  • устанавливать структурные связи в системах, обобщать полученные сведения и наработанный опыт за период существования проблемы;
  • обозначать цели для физических и математических процессов моделирования объектов, управлять полученными результатами;
  • формулировать задачи испытаний и исследований, опираясь на принципы системного анализа, среди которых выделяют методы, технологии, порядок действий и модели автоматизированных программных средств проектирования;
  • проводить имитационные исследования, при которых изучаемый объект заменяется на его эскиз с заданными параметрами;
  • вводить достижения, полученные опытным путем и внедрять практическое применение в профессиональную сферу деятельности;
  • осуществлять системное изучение исходных сведений, требуемых для рассмотрения в процессе конструирования и проектирования;
  • аргументированно принимать конструкторские и проектные решения в сфере системного анализа;
  • осуществлять проверку соответствия реализуемых проектов и пакета технических документов установленным законодательством предписаниям, нормам и требованиям;
  • использовать веб-технологии, в том числе при дистанционном управлении проектно-технологическими работами.

Кем работать

Выпускников подобного уровня можно встретить на должностях инженеров-программистов, системных аналитиков и специалистов в области системного анализа. Также недавние студенты стремятся стать экспертами в сфере ERP и IT-систем. Перспективными местами работы являются банки, финансовые структуры, Министерства экономики и крупные многоотраслевые предприятия. Как правило, топ-менеджмент подобных организаций составляют управленцы, получившие образование данного профиля. При этом в процессе обучения у студентов вырабатывается системный подход к изучению и решению проблем разных сфер деятельности, что делает их ценными кадрами в глазах большого количества крупных организаций-работодателей.

Профиль: системный анализ и управление

Очная форма обучения:

срок обучения: 4 года
бюджетные места: (только платное обучение)
платные места: платн.

Вступительные испытания: м, ф, ря

Описание образовательной программы

Хочешь по жизни иметь достижения,
Быть компетентным и нужным для всех? –
«Системный анализ и управление»!
Правильный выбор! Физтех! Политех!

Подготовка бакалавров по образовательной программе «Системный анализ и управление» осуществляется на базе кафедры «Прикладная математика и системный анализ» (ПМиСА) физико-технического факультета СГТУ. Учебный процесс при очной форме обучения длится 4 года. По итогам обучения выпускники получают квалификацию «Бакалавр техники и технологии».

«Системный анализ и управление» – универсальное и очень «молодое» направление, подготовку по которому ведут лишь несколько вузов России, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня специалист по моделированию, проектированию и анализу систем, информационным технологиям управления широко востребован в России вообще и в нашем регионе в частности. Спрос на специалистов этого профиля непрерывно растет.

Важнейшая особенность специальностипрочная фундаментальная составляющая образования, основанная на глубоком изучении математических методов анализа и моделирования систем, современных компьютерных технологий.

Промышленные предприятия, финансовые учреждения разных форм собственности, торговые сети, коммерческие и компьютерные фирмы проявляют устойчивый интерес к специалистам в области системного анализа и управления.

Сфера профессиональной реализации

Системный анализ и управление - область науки и техники, которая включает совокупность принципов, методов и способов, направленных на анализ, создание и применение сложных систем в различных сферах деятельности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 220100 - Системный анализ и управление являются сложные системы в различных сферах деятельности, требующие применения принципов системного подхода и управления.

Бакалавр по направлению 220100 - Системный анализ и управление может адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:

  • системное проектирование и управление;
  • системное программирование;
  • системный анализ проектов.

Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

Бакалавр по направлению 220100 - Системный анализ и управление в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;
  • проектно-конструкторская;
  • производственно-технологическая;
  • организационно-управленческая.

Задачами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 220100 – Системный анализ и управление являются изучение, анализ и синтез сложных систем, их математическое, информационное и программное обеспечение, проектирование, отладка и производство программных средств.

Востребованность на рынке труда

Примерный перечень возможного трудоустройства:

  • Аналитические, экспертные службы и отделы банков, предприятий, научных и научно-исследовательских центров.
  • IT – компании, инновационные центры, венчурные компании.
  • Аналитические, экспертные службы и отделы, а также центры прогнозирования и выработки решений государственных структур (федеральные и региональные органы власти и управления, Федеральное собрание и региональные парламенты, Министерство Обороны, ФАПСИ, ФСБ, МВД, МЧС, СК, Прокуратура, ЦБР и т.д.)
  • Социологические службы, PR-агентства, СМИ.

В последнее время большинство крупных организаций стали видоизменять свою внутреннюю работу, включая новые системы и принципы. Внедрение систем ERP и MRP связано с автоматизацией и оптимизацией всех бизнес-процессов. Вместе с внедрением новых методик возросла потребность в квалифицированном бизнес-аналитике, которого все чаще стали называть системным аналитиком.

О специальности "Системный анализ и управление" отзывы положительные, студентам, которые выбирали факультет самостоятельно, а не поддавались уговорам родителей или учителей, нравится и учиться, и, в дальнейшем, работать системным аналитиком, консультантом, инженером.

Какие ВУЗы страны обучают специальности?

В постоянно развивающемся техническом и информационном пространстве это направление очень востребовано, большинство ВУЗов страны включают специальность «Системный анализ и управление» в списки основных факультативов. Высшее образование по данному направлению можно получить, например, в таких университетах, как:

  1. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
  2. Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.
  3. Международный институт экономики и права (МИЭП).
  4. СГТУ «Информационные системы и технологии».

«Системный анализ и управление», кем работать выпускнику вуза с такой специальностью? Бывших студентов, успешно окончивших обучение, ждут вакантные места в крупных ИТ-компаниях как в России, так и за рубежом.

Что необходимо для поступления на специальность «Системный анализ и управление»

Зачисление на данную специальность возможно только на базе одиннадцати школьных классов, т.е. полного общего образования. Учиться можно на дневной, заочной (дистанционной) и очно-заочной формах. Продолжительность обучения на очной форме составляет четыре года, на заочной - пять лет. Смешанная или вечерняя форма обучения - также 5 лет.

Средний балл на ЕГЭ для поступления на специальность по дисциплине «Системный анализ и управление», должен быть от 120-300 баллов.

Абитуриент должен успешно сдать вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • математика (исключительно профильного уровня);
  • физика;
  • информатика и ИКТ.

Некоторые вузы, которые работают по программе ЮНЕСКО и реализуют с зарубежными коллегами, в качестве вступительного испытания также могут добавить иностранный язык.

Для поступления и дальнейшего успешного обучения необходимо обладать способностью быстро усваивать большой поток технических данных и, конечно, собственное желание абитуриента развиваться и реализовывать на факультете "Системный анализ и управление". Кем работать по специальности, кстати, выяснится уже в процессе учебы - на многочисленных практиках и стажировках.

Что будут изучать студенты в рамках специальности?

На первом этапе студенты направления будут изучать базовую информационно-техническую подготовку. Абитуриент откроет для себя высшую математику, изучит компьютерную графику, ему станут понятны такие термины и понятия, как IT-обеспечение, системная и программная архитектура, математическое моделирование. До третьего курса обучения в перечне предметов числятся преимущественно общие дисциплины, которые помогут студенту охватить весь объем информации, необходимой для получения высшего образования.

С третьего курса начинаются специальные дисциплины. Будущих бакалавров учат выполнять планировать документальное оформление ИТ-системы, ставить задачи по разработке и тестированию функциональных программ, рассказывают о возможностях цифровой электроники, обучают применять знания в повседневной практической деятельности, в том числе при создании абсолютно новых и обслуживании уже существующих программных систем.

C какими дисциплинами будут знакомиться студенты?

Изучение такой узкой технической специальности - отнюдь не скучное занятие, абитуриент встретится с такими видами дисциплин, как:

  • информационная и компьютерная графика;
  • интеллектуальные технологии и представление знаний;
  • создание и реализация систем;
  • основы современной теоретической механики;
  • теория и технология программирования;
  • представление об информационных системах;
  • управление и осуществление контроля в организационных системах.

Практика у студентов начинается уже по завершении первого курса обучения на факультете. На практике студент будет оказывать техническую помощь в работе в организациях, где необходимо поддерживать системы уже после их запуска в эксплуатацию, при помощи различных IT и программных инструментов следить за осуществлением проектно-технологических работ на расстоянии. Также существует возможность пройти практику непосредственно при кафедре своего деканата и в современно оборудованных информационных аудиториях самих вузов.

Защитой учебной студенческой практики может быть научно-исследовательская работа и ее защита на

Окончание обучения на факультете

Завершающим этапом четырех- или пятилетнего курса обучения студента будет итоговая аттестация, которая включает в себя:

  • государственный экзамен;
  • защиту дипломной работы.

Особенно хорошо, если дипломная работа студента будет отражать современные технические проблемы собственного региона.

При успешном прохождении последнего этапа студент получает квалификацию следующего образца: бакалавр по направлению подготовки «Системный анализ и управление». Вместе с квалификацией «бакалавр» студент получает специальное звание «бакалавр-инженер».

Кем может стать студент, окончивший данную специальность?

После завершения обучения в вузе студента будут ждать вакансии, связанные с систематической работой и администрацией таких рабочих систем. Можно отметить, что студент, закончивший курс «Системный анализ и управление» - это специалист по информационным системам, который полностью готов стать сотрудником IT-компании, разрабатывающей информационные системы.

Итоги обучения по специальности

На протяжении всего обучения студент получает знания и навыки, которые помогут ему приспособиться к постоянно изменяющейся окружающей действительности и успешно вести профессиональную деятельность.

  1. Студент может в быстром темпе определить требования системы или руководства и их приоритет, а также донести информацию о технических проблемах и их влиянии на бизнес, предложить способы минимизации или ликвидации влияния негативных факторов.
  2. Может руководствоваться принятой методологией и формами документов. Также важными являются навыки работы с надлежащим программным обеспечением.
  3. Может плодотворно взаимодействовать с другими специалистами данной сферы в случае, если над проектом работает команда.

Преимущества поступления в магистратуру по специальности

Большинство студентов, получивших степень бакалавра, не останавливаются на достигнутом, стремясь продолжить обучение. Поступление в магистратуру дает целый ряд перспектив. Продолжение образования дает возможность вести исследовательскую деятельность в различных вузах страны.

Диплом магистранта и свободное владение иностранным языком будут преимуществами при профессиональной деятельности за рубежом.

Куда можно трудоустроиться после окончания учебы?

Если специальность "Системный анализ и управление", кем работать? Несмотря на то, что данная дисциплина относится к узкоспециализированным, студент после окончания обучения в ВУЗе может выбрать ряд профессий на свой вкус. Безусловно, выпускники факультета "Системный анализ и управление" будут востребованы в экономических и промышленных областях.

Специальность "Системный анализ и управление", старших курсов или выпускнику? Выпускник сможет успешно трудоустроиться в крупных банках и других финансовых организациях, консалтинговых компаниях, компаниях по созданию программного обеспечения.

Уже в период практических летних и зимних практик студент будет знакомиться с работой в специализированных фирмах, научных центрах, как в России, так и в других странах. Есть множество программ, по которым существует возможность отправить выдающегося учащегося на продолжение обучения за границу. В зависимости от профиля и специализации студенты могут отвечать за различные участки работы: оптимальное управления IT-системами, мониторинг программного обеспечения, динамическое проектирование функциональности системы посредством ее стабилизации.

Специальность "Системный анализ и управление", кем работать? Примеры профессий, которые ожидают специалиста-выпускника вуза:

  1. Специалист по ERP-системам - это человек, который на конкретном предприятии администрирует системы планирования.
  2. Специалист в сфере системного анализа (системный аналитик), осуществляющий решение сложных организационно-технических проблем, имеющих междисциплинарную природу. В своей работе он использует принципы общей теории систем и методы системного анализа.
  3. Инженер-программист. Тут понадобятся все полученные навыки программирования, ведь придется осуществлять корректировку программ на компьютере, а порой и писать собственные для системы.
  4. Эксперт по IT-системам. Данный специалист осуществляет администрацию всей рабочей системы организации, а также создает и сопровождает ряд информационных систем.

Одинаково доступна и девушкам, и парням специальность "Системный анализ и управление". Кем работать девушке по данному профилю? Все перечисленные должности может занимать и представительница прекрасного пола, главное - качественно выполнять свою работу.

Большая перспектива в профессиональной деятельности

Сегодня с уверенностью можно сказать, что выпускник специальности «Системный анализ и управление» — это нужный работник в большинстве IT-компаний. Студенты очень часто сталкиваются с проблемой, что на работу не берут из-за нехватки опыта, но выход всегда есть. Стажировки информационной направленности проводятся уже во время практического обучения в вузе.

Сегодня это популярное направление - "Системный анализ и управление". Кем работать, зарплата - вот, что интересует не только абитуриентов, но и студентов последних курсов. К примеру, зарплата системного аналитика в Москве - от 40 тыс. рублей, в регионах - от 20 тыс.

Специалист данного профиля может начать свой карьерный путь с мониторинга системы на предприятии, далее пройти все ступени от элементарного мастера до главного по разработке или внедрению информационных систем. Следующая должность - руководитель проекта внедрения информационной системы, и наконец - создатель информационных систем.

Статьи по теме: