Почему мы не помним прошлые жизни? Почему мы должны помнить свое прошлое? (Гиа по русскому)

Стоит ли помнить прошлое и нужно ли его забывать? На эти вопросы нет однозначного ответа. Есть лишь варианты ответов. И у каждого они свои. Одни говорят «нет», потому что в прошлом есть много уроков для настоящего и будущего, потому что это часть жизни и ее нельзя вырвать как страницы из книги. А если и вырвешь, то станет еще более интересно, что же они скрывали, если их больше нет.. И тогда придется вспоминать.

Кто-то при ответе на данный вопрос говорит «да», потому что считает, что к «старому возврата больше нет», что нужно сжигать мосты, забывать навсегда шифры, явки и пароли. Но так ли легко забыть прошлое, свое прошлое, а не чужое? Если люди часто не могут простить другим их прошлого, то так ли легко отпускать, прощать и забывать о своем прошлом? Наверняка, это нелегко и очень болезненно. Но у кого-то получается. В таком состоянии люди часто начинают жизнь с чистого листа и это не всегда так уж плохо.

Нелегко и тем, кто не знает, как поступать с собственным прошлым. Ведь можно решить для себя, что с понедельника начнется новая жизнь, но так и не пересилить себя. А можно решиться все-таки оставить прошлое в своей жизни и не выбрасывать его словно мусор на помойку. Но ведь и в этом случае прошлое может стать непосильной ношей. Может быть, поэтому стоит скорее не забывать, а отпускать прошлое, словно внеочередной воздушный шар, оставить его в покое и подумать о настоящем и будущем?

Но кто-то скажет, что не так уж и легко его отпустить, забыться и забыть. Но попробовать стоит. Многими замечен тот факт, что если даже человек очень привязан к своему прошлому, то его порой стоит отпустить именно за тем, чтобы со временем оно вернулось в настоящее, вплелось в него как ниточка в узор или пазл в картину жизни. С годами понимаешь, что порой так оно и происходит. Ведь то, чему суждено остаться, то останется, как бы порой люди не бежали от своего прошлого и за какими замками бы не закрывались.

Если человек старательно бежит от себя, то есть от собственного прошлого, то порой бывает так, что он сам и его родные начинают замечать, что его жизнь словно разделилась на «до» и «после». Он будто и не живет настоящим, все время, убегая, возвращается к тому, что было, словно бумеранг. В этом случае может помочь усилие воли «пленника». У него есть как минимум два пути выхода из этой ситуации: либо окунуться с головой в настоящее, с целью притупления воспоминаний о прошлом, либо научиться мирно жить со своим прошлым, делая все возможное, чтобы оно не перекрывало кислород, оставшемуся отрезку жизни.

Но если человек в молодости превращается в старика, живущего прошлым, то он сильно рискует упустить много хорошего в своем настоящем. О чем потом, прозрев и осознав количество потерь, может горько пожалеть. Поэтому не стоит из-за воспоминаний превращаться в стариков раньше времени, иначе в настоящем не будет времени и возможностей накапливать опыт, которым будет смысл делиться при наступлении реальной старости.

Все-таки стоит помнить о том, что есть настоящее, прошлое и будущее. И это три отдельных царства в государстве, именуемом жизнью. А жизнь одна и с каждым днем она становится все короче. Поэтому, нужно учиться прощать себе и другим ошибки прошлого, что поможет спокойно жить в настоящем, со счастливым взглядом вперед, в будущее. Но если есть ощущение, что можно что-то исправить, то не стоит упускать этого шанса – нужно действовать!

Все мы слышали о таком явлении как Реинкарнация. Кто-то читал об этом в книгах, кто-то видел об этом фильмы, слышал от знакомых, но в большинстве своём на этом часто заканчивается знакомство и разбор данного понятия. А ведь понимание данного явления и процесса играет важную роль для каждого из нас.

Кто-то может, спросит, зачем это нужно знать и какая в этом польза? Польза на самом деле огромная. У нас как будто отбили тягу и стремление к знаниям, интерес к познанию себя и окружающего мира. Ведь каждый человек должен задать себе вопрос: Кто я, для чего я живу, и что будет потом? Люди должны увидеть более глубокий смысл жизни, нежели удовлетворение своих физических потребностей на уровне существования. Жизнь человека это не просто прозябание как нам пытаются внушить. У человека есть этот естественный интерес и вопросы, на которые он в глубине души стремится найти ответы, но социальная среда делает всё возможное, чтобы не дать этому реализоваться.
Так вот на вопрос «Что будет потом?» отвечает, в том числе такое явление как реинкарнация. Точнее она отражает в себе ответ, да есть и другие источники ответа. По сути, в каждой религии есть этот ответ. Явление перевоплощение душ рассматривается в большинстве индийских религий, но хочется обратить внимание, откуда у индусов появились знания об этом, и какого они были качества. Сами индусы знают, что знания - Веды, в том числе и о перевоплощении, им передали белые люди с севера. Индусы не кричат об этом на каждом шагу, а пытаются выдать за своё. А какая страна находится севернее Индии и что это за белые люди, думаю не трудно догадаться. Оказывается, не является для нас чужим это знание о перевоплощении.
Что же говорят другие религии о том, что будет с человеком после смерти? Взять, например, христианство. Ответ на этот вопрос в данной религии таков - человек попадает после смерти либо в ад, либо в рай, т.е. на этом жизнь в физическом теле по понятиям христианства заканчивается, и душа попадает туда куда заслужила. Но мало кто знает, что идея реинкарнации ранее была и в христианстве и была исключена из своей доктрины только в 1082 году на очередном Вселенском соборе.
Вот, например, фрагмент из Евангелие от Иоанна глава 9 стих 2:
«Однажды, увидев слепца на пороге храма, ученики подошли к Иисусу и спросили: «Учитель! Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?»
Отсюда следует, что ученики Иисуса знали, что на будущее воплощение повлияет качество жизни человека, и о том, что перевоплощение душ является естественным процессом. Получается, что в прошлом идеи реинкарнации придерживалась большая часть мира, если не сказать вся. Так почему вдруг в том же христианстве исключили это понятие? Неужели явление перевоплощения стало таким несостоятельным, что все позабыли про него? Неужели нет фактов подтверждающих это? Есть и немало. Взять, например, книгу Яна Стивенсона «Свидетельства о выживании сознания, почерпнутые из воспоминаний о Предыдущих воплощениях». Автор, занимаясь этим вопросом почти тридцать лет, собрал огромное количество фактов. Получается, что и в прошлом у народов мира были основания верить в реинкарнацию, так же как и в настоящее время полно свидетельств этого «феномена». Так почему же нам внушают явно противоположное - что человек живёт только один раз, а потом в лучшем случае в рай или в ад?
Посмотрим, что говорят известные люди, занимавшиеся в той или иной степени познанием мира, ища ответы на столь важные вопросы. Вот что говорит писатель Вольтер на эту тему:
«Концепция реинкарнации не является ни абсурдной, ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды, нет ничего странного». А вот слова Артура Шопенгауэра:
«Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: «Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение - это первое вступление в жизнь».
Слова этих людей заставляют нас задуматься о понимании реинкарнации или отрицании её. Зная, что реинкарнация существует, человек будет сознательно приобретать и накапливать в себе лучшие качества, стремиться получить положительный опыт, новые знания и понимание, чтобы в следующей жизни продвинуться ещё дальше. И наоборот, отвергая, человек в неведении может наломать дров, за что потом придётся расплачиваться в следующем воплощении или вообще выпасть из круга воплощений, что часто происходит при самоубийстве и при других нарушениях законов природы. Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.
И тут стоит задать вопрос: «Кому это выгодно?» Кому выгодно чтобы люди просуществовали пустоцветом свои жизни, не реализовав себя и своего предназначения, а часто ещё и наработали себе проблемы, которые потом надо будет расхлёбывать? Вспомним, что идеология является мощнейшим оружием в тёмных руках. При каждой смене власти в государствах менялась идеология, устанавливалась та, которая была выгодна тому или иному правителю. Народу часто приходилось только принимать, то, что за него кто-то решил, часто навязывали силой и постепенно люди забывали всё старое и верили в полную противоположность как по велению волшебной палочки. Так постепенно забылось всё важное, что человек знал и осознавал, в том числе идея реинкарнации.
Хочется ещё обратить внимание на то, для чего существует перевоплощение, на чём основаны некоторые его механизмы. Видимо душе или если сказать по-другому сущности, требуется физическое тело для накопления опыта на определённом этапе развития, иначе сущность не воплощалась бы вновь и вновь. И здесь интересен момент, почему человек, рождаясь в новом теле, не помнит о своих предыдущих воплощениях. Нам якобы кто-то закрыл память, чтобы мы не пошли уже по проторенной дорожке, а пошли новым путём, так как предыдущий путь видимо оказался не столь верным. Получается, даже сама природа располагает нас в этом моменте к развитию.
Рассмотрим фрагмент из книги Николая Левашова «Сущность и Разум» том 2:
«Следует отметить, что в большинстве случаев информация о предыдущих воплощениях не доступна человеку в течение жизни. Это связано с тем, что запись информации происходит на качественных структурах сущности. И для того, чтобы «прочитать» эту информацию, человек в новом воплощении должен достичь такого же уровня эволюционного развития, что был в предшедствующей или предшедствующих жизнях. И только, когда человек при своей жизни эволюционно продвинулся дальше, чем в какой-либо из предыдущих жизней, возможно открытие и прочтение всей информации, накопленной сущностью за всю историю её существования.»
А как же человек продвинется дальше, если он и не знает, что ему это нужно, точнее ему так внушили. Иллюзия того, что мы живём один раз - губительна для процесса развития. Таким образом, создаётся благоприятная почва для различных манипуляций и ловушек. Особенно для молодёжи, когда подсовывается подмена понятия свободы, выставляя её как распущенность и вседозволенность. Такие лозунги как: «Жизнь нужно прожить так, чтобы потом было стыдно вспомнить» – являются следствием социальной болезни, которая возникла в результате украденного мировоззрения и понимания законов природы. Следуя логике: «живём один раз – надо всё успеть», и человек без понимания и должного воспитания пускается во все тяжкие в погоне за удовольствиями, развлечениями и мнимым счастьем. А счастье всё не наступает и не наступает.
Всё это отрицательно отражается не только на отдельной личности, но и социуме в целом. Людей преднамеренно лишили стержня, который помог бы им устоять перед многими соблазнами. Людей приучили к пассивности. При идеологии единственной жизни страх смерти, страх получения проблем, потеря работы, денег, дома довлеет над человеком, но, если человек будет знать о перевоплощении и законах кармы, то ситуация в корне изменится. Страшнее не умереть, а переступить через такие понятия как совесть и честь. Человек лишний раз подумал бы, прежде чем совершать преступление, ведь потом придётся отрабатывать в следующем воплощении. Ведь покаяние не исправит ситуацию и нет того кто бы искупил за нас все грехи человечества. Представьте, каким могло быть общество, если бы в нём преобладало правильное мировоззрение.
Тогда человек становится сам ответственным за свою жизнь. Несправедливость в обществе воспринимается уже не как чье-то наказание или испытание, а как то, с чем человек сам вправе справиться. Не откладывая при этом свои пороки в дальний ящик, а начиная с ними работать, меняя при этом себя и своё будущее, будущее своего народа и общества в целом. У человека появляется ответственность за каждый свой поступок и помысел. При этом он сознательно нарабатывает положительные качества не только для себя, но и для своих будущих потомков, желая им оставить добро, а не проблемы. А ведь когда-то всё это было, нам нужно лишь вспомнить и разобраться. В заключение приведу слова Эдуарда Асадова:
Человеком мало родиться им ещё надо стать.

Когда речь заходит о перевоплощении, чаще всего приходит на ум вопрос: Если я действительно жил раньше, отчего же я не помню свои прежние жизни? Давайте немного углубимся в эту тему и найдем ответ.

Прежде всего заметим, что даже в текущей жизни мы забываем гораздо больше, чем помним. Забывать свойственно людям, так устроен наш физиологический механизм мышления и памяти - мозг. Многие не могут вспомнить, как научились читать, но тот факт, что мы умеем читать, доказывает, что научение происходило. Различные случаи из детства и юности стираются из нашей памяти, но оставляют следы в нашем характере. Опасное падение в младенчестве забывается совершенно, и в то же время упавший навсегда сохраняет страх перед высотой. И все это несмотря на то, что мы продолжаем жить в своем родном теле!

Но наука давно доказала, что забытые события потеряны не навсегда и не совсем. Порой какие-то из них неожиданно всплывают в памяти под воздействием определенных ситуаций или чувств. Есть и другой путь - гипнотический транс. Под гипнозом все забытое, то есть погруженное на дно нашего подсознания, поднимается на поверхность. Большая часть нашего подсознания состоит из потонувших переживаний, из воспоминаний, отошедших на задний план, но способных к восстановлению.

Но если сменился не только возраст, обстановка и ситуация, а еще и само тело? В таком случае воспоминания спрятаны еще глубже, где-то в памяти много раз воплощавшейся души. Поэтому большинство людей не помнит, кем они были и как жили в прошлых воплощениях. Современное физическое тело человека не может ничего помнить о прошлых жизнях.

Новые тела - ментальное, астральное и физическое, - в которые мы. облекаемся для новой жизни на Земле, не получают от нашей духовной сущности сведений о переживаниях прошлого. Память хранится отдельно, в слоях ментального мира, словно на внешнем носителе. Это касается любых воспоминаний, в сохранении которых не принимал участие мозг нынешнего тела человека.

Мозг - это удобный ящик, в который складывается самое необходимое для повседневной жизни. А большая часть памяти даже этой, сегодняшней жизни существует отдельно от вас и только ждет, когда вы к ней обратитесь.

Здесь очень уместно сравнение с библиотекой, особенно со справочниками на полках. Например, вы. помните только те кулинарные рецепты, которые часто используете, а что-то более сложное нужно искать в кулинарной книге. Так происходит и с воспоминаниями бессмертных душ.

Но если память хранится отдельно, значит, я могу вспомнить и не свою жизнь?

Вспомнить чужую жизнь даже проще, чем свою. Посмотрите фильм или прочитайте роман. Если вас захватит сюжет, вы включитесь в процесс воспоминания жизни главного героя. Но перепутать ее со своей собственной не сможете, потому что ваша память формирует ваши наклонности, чувство родства с самим собой. Чужая память всегда покажется чуждой.

Память о прошлых воплощениях проявляется через результаты прошлых жизней. Наши качества, наклонности и способности, образовавшиеся из прошлых переживаний, всегда с нами. Наши инстинкты, наша совесть, эмоциональные и интеллектуальные запросы, наши принципы в утверждении добра и зла - вот они - следы прошлых переживаний. Человек, стоящий на низком уровне интеллекта (душа, не принявшая знаний в прошлых жизнях), не может понять логическое или математическое доказательство. Человек, не поднявшийся над низким моральным уровнем, не может чувствовать непреодолимую силу высоких нравственных идеалов. Память о прошлых жизнях как бы зашифрована в нашем характере, интеллекте, способностях и пристрастиях.

Когда мы схватываем и быстро применяем философские или научные постулаты, когда овладеваем каким-то искусством без обычной подготовки, в этом проявляется сила памяти. Наша прапамять подсказывает навыки и способности, которых мы достигли в прошлых жизнях. И если мы чувствуем близость с человеком, которого видим впервые, также действует память - наш дух узнает друга прежних веков.

Глория Чэдвик, специалист по вопросам самопознания и реинкарнации, так описывает эти состояния в своей книге "Открой свои прошлые жизни": "Вы, возможно, смастерили или "сотворили" что-то впервые и почувствовали себя неожиданно очень легко и естественно. У вас возникло ощущение, что вам хорошо знакомо это занятие и вы делали что-то подобное прежде. Вы можете почувствовать интерес к выполнению каких-то вещей, быть может, у вас есть к этому природный талант. Но то, что мы называем способностями или талантом, может быть лишь отражением опыта, полученного нами в прошлой жизни".

Это сродство с чем-то или с кем-то, и эти предупреждения исходят от неумирающего духовного сознания, которое и есть наша суть. Человек помнит свои прошлые образы, но не может осознать через физический мозг, как обычное воспоминание. Ведь тело и мозг, а также сегодняшние мысли созданы вновь, только для этого воплощения. Душа же снабжает наш разум результатами пережитого, а не воспоминаниями о конкретных событиях. Это и есть наследие прошлого - истинная память человека. "Душа хранит все знания и опыт прежних воплощений и обогащает ими знания и опыт настоящего (Г. Чэдвик, "Открой свои прошлые жизни").

Никакой мозг не может вместить всех воспоминаний о событиях многочисленных существований. Только когда все эти воспоминания сведены к выводам, они полезны для эволюции человека. Каждый может открыть многие секреты и загадки, внимательно всматриваясь в настоящее и подбирая ключи к прошлому. Например, наши принципы, откуда они берутся - вкладываются воспитанием? Но известны сотни примеров, когда дети одной семьи, получившие одно воспитание, вырастали в совершенно разных людей. И контраст порой бывает разительным. Принцип - решение делать или не делать что-то всегда, чем бы это ни кончилось - это нечто большее, нежели вложенные нормы. Вероятно, пацифисту его принцип - "не убивать" пришлось отработать в прошлых жизнях, прочувствовав убийство на собственном опыте. Не важно, кем он был - преступником, солдатом, жертвой, но опыт того воплощения переплавился в принцип пацифизма в этой жизни.

Но бывают случаи, когда нам удается напрямую вспоминать прежние существования в образах и красках. Более того, такие воспоминания даже можно вызвать. Можно, но это требует постоянных усилий и длительных тренировок. При должном сосредоточении на попытке понять свой путь, свое предназначение в этой жизни такие воспоминания возможны.

Опыт жизни в других телах становится доступным, старые друзья узнаются, сцены из прошлого восстанавливаются... Человек начинает лучше понимать себя, находя в прошлом опыте объяснения своим сегодняшним отношениям, реакциям, событиям. Изменяется весь взгляд на жизнь, на ее ценность: с одной стороны, эта жизнь - только дорога к следующей жизни, с другой стороны, каждый час реальной жизни бесценен, как возможность сотворить свою будущую судьбу. Переживаемые бедствия кажутся ничтожными относительно бесконечной жизни, но и радости теряют свою остроту, как повторения прежних наслаждений.

Можно вспомнить, кем мы были в прошлой жизни, удивиться яркости образов и принять как интересный факт. Но следующий шаг - это осознание бесконечного существования: собственной силы и собственной ответственности за свою жизнь. Осознав меру своего бессмертия, человек начинает воспринимать горести и радости как полезные переживания, обогащающие ум и сердце, ведущие его по дороге эволюции духа.

Зачем люди покупают сувениры, хранят ненужные, но памятные предметы, ведут дневники и пишут воспоминания? Почему нам так важно помнить о своем прошлом? И что дает эта память для понимания «большой истории»? Ответы на эти вопросы мы попытались получить у экспертов по культурной и исторической памяти, предложив им поучаствовать в опросе проекта «Культура повседневности»

Ирина Савельева,

доктор исторических наук, директор ИГИТИ им. А.В. Полетаева, профессор кафедры истории идей и методологии исторической науки факультета истории ВШЭ

На первую часть вопроса уже много столетий отвечают философы, художники, психологи, нейрологи, социологи, историки и многие другие. Это сложный вопрос, но все мы знаем о разрушительных следствиях амнезии. А вот почему люди стремятся фиксировать свое прошлое в дневниках, хранят и систематизируют письма и фотографии и горюют, подозревая, что памятные им безделушки выбросят как ненужный хлам? Причин много, и по большому счету они экзистенциальные, связанные с необратимостью времени (предметы и тексты позволяют возвращаться в прошлое вновь и вновь); невозможностью принять смерть как окончательное решение, желанием оставаться значимым для своего круга, своих близких; стремлением обессмертить свой опыт и ценности. Оставленные тексты и вещи — это ведь своего рода вариант реинкарнации, причем и для тех, кому они адресуются.

Речь не о достоверности. Мемуары, дневники, предметы из личных коллекций сообщают нам, прежде всего, об авторе, его взглядах, предпочтениях, страстях, самопрезентации. Конечно, когда речь идет о давних и бедных источниками временах или сокрытых эпизодах, приходится опираться на личные материалы в поисках фактичности. Но применительно к большинству событий Нового времени, изучение личных свидетельств — скорее увлекательная игра в сопоставления с другими источниками (личными в том числе) в попытках выстроить «достоверную» картину прошлого. Думаю, это одна из самых захватывающих игр среди тех, в которые играют историки.

В повседневной жизни вещи из прошлого играют особенную роль; для моего поколения, это, допустим, магнитофон «Романтик», плащ «болонья» или стенка «Хельга» производства ГДР — культовые вещи советской повседневности. Они вызывают мощные ассоциативные ряды, причем память о вещах удивительно униформна, она часто объединяет не только группы, но и очень большие сообщества. И здесь я не вижу инстанций, формирующих коллективную память. Воспоминания о материальном являются важнейшим пластом личного знания о прошлом. Что еще важнее, как показывают, например, исследования интернет-форумов и блогов, память о вещах эмоционально окрашена но, как правило, не конфликтна. Разные по социальной принадлежности, образованию, взглядам и культурным установкам люди «вспоминают» вещи без споров и конфронтации. Совсем иначе люди относятся к текстам.

Кирилл Левинсон,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной истории факультета истории НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева

1. Почему людям важно помнить о своем прошлом — и они хранят предметы-символы, пишут дневники и воспоминания?

Кому-то воспоминания о прошлом служат ресурсом, дают опору и силу в настоящем, и предметы-символы связывают их с этим ресурсом. У кого-то, наоборот, воспоминания о прошлом — это непроизвольное, неотвязное возвращение к былой травме, и тогда запись их может помочь дистанцироваться от прошлого, переработать его и освободиться от его сковывающего воздействия в настоящем. У кого-то дневник — это средство анализа своего текущего состояния, способ размышлять, а у кого-то — средство фиксации. Кто-то пишет мемуары потому, что считает свой опыт полезным для потомков, а кто-то сводит счеты. Кто-то следует чьему-то примеру, моде, наставлению или просьбе. А есть люди, которым это вообще не важно.

2. Что мемуары, дневники, предметы из личных коллекций сообщают нам о «большой истории»? Насколько достоверны их свидетельства?

Нет единого общего ответа. Вопрос о достоверности и информативности решается по-разному в зависимости от того, что именно мы хотим узнать. Конечно, для определения надежности свидетельств нужна источниковедческая критика, но часто автор, записывая в дневник или в мемуары намеренно искаженную информацию о чем-то, невольно снабжает нас вполне достоверной информацией о чем-то другом.

Нельзя построить «большой нарратив» — рассказ об истории целой нации — только на дневниках и мемуарах, но историческая наука не зациклена на больших нарративах. Именно такие источники при умелом использовании позволяют не только вносить поправки в красивые схемы, но и сделать историю живой, идущей от человека и к человеку.

3. Сталкиваетесь ли вы в повседневной жизни с напоминаниями о более или менее отдаленном прошлом? Если да, в чем они выражаются? Обращаете ли вы на это внимание?

Всюду меня окружают предметы, у каждого из которых своя история. Глядя на них, я могу вспоминать события, людей, впечатления, чувства, мысли, мечты из прошлого. Мое нынешнее жилье имеет небольшую «историческую глубину», тут вещи младше меня. А в квартире родителей вещи напоминают об истории нескольких поколений нашей семьи.

Город или другая местность мне тем роднее, чем больше там точек, с которыми связаны личные воспоминания. Я могу по-разному воспринимать эти напоминания: поддаваться им или сопротивляться, активно искать их или наоборот, избегать, рассказывать о них или молчать — в зависимости от момента. Иногда память о прошлом мне помогает, иногда мешает.

Сергей Серебряный,

доктор философских наук, директор ИВГИ РГГУ

1. Почему людям важно помнить о своем прошлом — и они хранят предметы-символы, пишут дневники и воспоминания?

По-моему, Ваш вопрос сформулирован слишком абстрактно, вневременно. Позволю себе его чуть изменить: «Почему людям в нашей стране теперь важно помнить о своем прошлом...?» И на этот вопрос отвечу так: «Потому что мощный пропагандистский аппарат теперь, как и в советские времена, старается внушить всем нам определенные — определенным образом искаженные — представления о прошлом, как, впрочем, и о настоящем нашей страны и остального мира. И, по-видимому, подобная пропаганда имеет немалый успех — не в последнюю очередь потому, что на протяжении жизни нескольких поколений люди в нашей сране очень часто боялись вспоминать о своем прошлом, о прошлом своих родных и близких. Теперь у нас многие пишут мемуары — именно потому, что слишком у многих не осталось от прежних поколений никаких письменных воспоминаний».

2. Что мемуары, дневники, предметы из личных коллекций сообщают нам о «большой истории»? Насколько достоверны их свидетельства?

Советская схема истории 20 века, господствующая во многих головах до сих пор, покоилась в основном на двух мифах: о «Великой Октябрьской Социалистической Революции» (ВОСР) и «Великой Отечественной Войне» (ВОВ). Миф о ВОСР ненадолго пережил 70-летие исходного события. Мифология ВОВ также, я думаю, ненадолго переживет свое 70-летие. ВОВ — это часть второй мировой войны, которую в Европе, в сентябре 1939 г., начали вместе Гитлер и Сталин. От этого факта никуда не уйти. Сталин — один из зачинщиков второй мировой войны, и еще на нем лежит ответственность за то, что война столь жестоко прошлась по нашей стране. Официальная историография до сих пор уклоняется от беспристрастной оценки этой вины Сталина (как и других его преступлений). Неофициальные мемуары и дневники вместе с архивными документами должны помочь восстановить подлинную историю.

3. Сталкиваетесь ли вы в повседневной жизни с напоминаниями о более или менее отдаленном прошлом? Если да, в чем они выражаются? Обращаете ли вы на это внимание?

Нынешняя ситуация напоминает мне первую половину 1980-х годов: конец времени Брежнева и последующее «предгорбачёвье». В воздухе — предчувствие перемен, но трудно сказать, как и когда эти перемены произойдут и к чему могут привести. Хотя, конечно, как и тогда, хочется надеяться на лучшее.

Борис Степанов,

историк науки, исследователь современной культуры, старший научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ

1. Почему людям важно помнить о своем прошлом — и они хранят предметы-символы, пишут дневники и воспоминания?

Существование социальной и культурной памяти в современной теории истории связывается с базовой антропологической потребностью ориентации во времени. Но формы, в которых эта потребность реализуется в разные эпохи, будут различаться. Традиция собирания реликвий имеет давнюю историю, однако массовый и повседневный характер эта практика приобрела достаточно недавно. Недаром в «Обыкновенной истории» И. Гончарова прагматичный Адуев-старший иронизирует над трепетным отношением своего племянника к «вещественным знакам невещественных отношений». При этом сами реликвии тоже демократизировались, и сегодня объекты частной памяти — брелоки, игрушки, этикетки и т.д. не только архивируются, но и становятся предметом коллекционирования и обмена, о чем свидетельствует популярность блошиных рынков. Это показывает, что овеществленная память не остается лишь частной, но имеет коллективное измерение. Аналогичные вещи происходят с дневниками и воспоминаниями, которые становятся в эпоху модерна одним из важнейших инструментов массового биографического конструирования. Как мы знаем, биографические тексты могут выступать не только выражением личного восприятия и свидетельством о частной жизни, но и становиться голосом коллективного. Прекрасным примером в этом отношении могут служить опубликованные 20 лет назад Н. Козловой и И. Сандомирской «наивные» мемуары Е. Киселевой, «жизненность» которых, по свидетельству публикаторов, не о субъективности, но о «силе морского прилива, о мощи “листьев травы”».

2. Что мемуары, дневники, предметы из личных коллекций сообщают нам о «большой истории»? Насколько достоверны их свидетельства?

Из сказанного следует, что характер сообщения, которое несет вещественный источник или мемуарное свидетельство о большой истории, в значительной степени зависит как от его качеств и особенностей, так и от того, как мы его читаем и какое значение ему придаем. Если в позитивистской историографии 19-го века субъективность мемуаров воспринималась как недостаток по сравнению с более объективными источниками, то в 20-м веке она может восприниматься как их достоинство, противопоставляющее эти тексты отчужденности аппроприированного социальными институтами голоса. И вместе с тем, как показывает упомянутый пример наивных мемуаров Киселевой, жизненность этих голосов не обязательно должна носить индивидуально-субъективный, рефлексивный характер. Соответственно, критерии достоверности определяются с учетом усложнения представлений о документах (наряду с которыми — после М.Фуко — говорят и о «монументах»), практически же вопрос об этих критериях решается в рамках конкретного исследовательского проекта.

3. Сталкиваетесь ли вы в повседневной жизни с напоминаниями о более или менее отдаленном прошлом? Если да, в чем они выражаются? Обращаете ли вы на это внимание?

Слишком много вещей в нашем сегодняшнем обиходе обладают той или иной исторической ценностью. В силу этого работа по упорядочиванию материализованных воспоминаний в доступном пространстве — будь-то пространство квартиры, где собираются реликвии, или жесткие диски, где мы храним свои фотоархивы, — становится нашим постоянным занятием. Таким образом, управление прошлым, отбор того, что следует хранить, уже давно стали проблемой не только современных культурных институтов, но также и частного человека. Между тем для исследователя современной культуры умножение исторической сложности нашей культуры, взаимоналожение следов прошлого, способы их восприятия и архивации — это одна из самых интересных тем для размышления, объединяющих самые разные области современной культуры — архитектуру, медиа, бытовую коммуникацию и т.д. Например, очень интересна способность современных архивов возвращать нам неканонизированные и выпадающие из массового воспроизводства культурные формы: так архивы культовых зрителей и синефилов аккумулируют не только забытые фильмы, но и устаревающие носители и самодельные версии дубляжа, сообщества любителей винтажа реанимируют старые вещи и вышедшие из моды украшения, современные художники (такие, например, как В. Архипов) коллекционируют «вещевой фольклор» и т. д.

Вадим Парсамов,

доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИГИТИ им. А. Полетаева НИУ ВШЭ

1. Почему людям важно помнить о своем прошлом — и они хранят предметы-символы, пишут дневники и воспоминания?

«Помнить о прошлом» — избыточное словосочетание, так как глагол «помнить» автоматически предполагает «прошлое». Применительно к настоящему и будущему его не употребляют. Но это же словосочетание можно использовать и в менее традиционном смысле. Каждый из нас, наверное, когда-нибудь жалел, что не вел дневников или не записывал по горячим следам события, встречи или разговоры, ценность которых стала очевидной со временем, а память, не занесенная на бумагу, сохранила о них лишь смутные воспоминания. Помнить о прошлом важно не тогда, когда оно уже стало прошлым, а тогда, когда оно переживается как настоящее. И те, кто об этом помнят, ведут дневники и хранят предметы-символы, а те, кто забывают, пишут воспоминания, жалея, что в свое время не вели дневников.

2. Что мемуары, дневники, предметы из личных коллекций сообщают нам о «большой истории»? Насколько достоверны их свидетельства?

Деление истории на «большую» и «маленькую» условно и принадлежит не самому историческому процессу, который неделим и непрерывен, а его наблюдателю. Дневники и мемуары так называемых «неисторических» лиц, ничуть не менее ценны, чем дневники политиков или полководцев, а что касается достоверности, то в этом они часто превосходят мемуары известных людей. Поворот историков в сторону повседневности кардинальным образом изменил ситуацию. Стало очевидно, что «большая история» это не то, что происходит где-то там и не со мной, а то, что проходит через меня и при определенном стечении обстоятельств может быть мной изменено. Но даже если этого не происходит, остается потенциальная возможность, знание которой в любом случае расширяет наше представление об истории.

3. Сталкиваетесь ли вы в повседневной жизни с напоминаниями о более или менее отдаленном прошлом? Если да, в чем они выражаются? Обращаете ли вы на это внимание?

Думаю, что с этим в той или иной степени сталкиваются все в процессе общения с людьми старшего поколения. С возрастом у человека возникает потребность в воспоминаниях. Другое дело, что часто эти воспоминания так и остаются в виде отдельных устных рассказов и не заносятся на бумагу или другой носитель. Но в любом случае прошлое живет с нами и составляет неотъемлемую часть нашей повседневности. Это выражается в хранении дедовских вещей, фотографий, писем. Это вполне естественно для большинства людей, но, не все обращают внимание на то, что эти предметы не только напоминают о родном человеке, но содержат в себе информацию об историческом прошлом. К сожалению, у нас еще нет достаточных культурных навыков хранения личных архивов, поэтому многое утрачивается, а потом становится предметом горьких сожалений.

Ольга Виноградова

Статьи по теме: