Государственное регулирование торговой деятельности в России (Харламова И.). Методы государственного регулирования торговли Государственные метрологические требования

Торговля является одним из самых распространенных видов экономической деятельности. Она имеет важное значение в жизнеобеспечении населения и удовлетворении потребностей промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики в сырье, оборудовании, комплектующих изделиях. Вместе с тем особенности торговой деятельности, заключающиеся в том числе в ее широкой распространенности, динамизме, быстрой окупаемости инвестиций в нее и др., обусловливают необходимость применения специальных мер государственного регулирования, требуют создания благоприятных условий для деятельности предпринимателей, работающих в сфере торговли, торговой инфраструктуры, использования различных мер поддержки предпринимателей.

В Законе о торговле впервые дано определение торговли и ее видов, обозначена государственная торговая политика, определена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в регулировании торговых отношений, предусмотрены меры по созданию торговой инфраструктуры и развитию торговой деятельности.

Правительство РФ обеспечивает проведение государственной политики в области торговой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о торговле). На субъекты РФ возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъектов РФ (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о торговле). Определенной компетенцией по регулированию торговли наделены и органы местного самоуправления (размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов; экономическое стимулирование строительства, размещения объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и др.) (п. 3 ст. 17 Закона о торговле).

Федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области торговли, является Министерство промышленности и торговли РФ .

В Законе о торговле торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Характерным признаком торговли как отдельного вида деятельности является отсутствие существенной переработки приобретенных товаров торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями. Данную особенность торговли отмечали еще дореволюционные ученые .

Отнесение вида деятельности к оптовой или розничной торговле влечет определенные правовые последствия: заключение различных видов договоров с контрагентами, применение разного режима налогообложения. Также различаются цели государственного регулирования оптовой и розничной торговли. Вместе с тем Закон о торговле, регулируя отношения по осуществлению торговой деятельности, распространяется только на поставки продовольственных товаров в торговые сети, хотя и содержит ряд общих норм, имеющих значение для обеспечения населения иными социально значимыми товарами.

Оптовая торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2 Закона о торговле). Таким образом, при осуществлении оптовой торговли товары продаются и приобретаются в целях переработки, перепродажи, но не для реализации гражданам-потребителям.

Розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговле). Такой критерий, как цели использования приобретаемых товаров, применяется и в ГК РФ для разграничения основных договоров, опосредующих реализацию товаров в оптовой и розничной торговле - договора поставки (ст. 506) и договора розничной купли- продажи (ст. 492).

При рассмотрении вопросов государственного регулирования торговли следует, как представляется, руководствоваться разработанным Г. Д. Отнюковой определением государственного регулирования предпринимательской деятельности, под которым автор предложила понимать «воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований» .

При регулировании торговли государством применяются как общие методы, формы и средства государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, так и некоторые специальные.

Закон о торговле предусматривает следующие направления государственного регулирования в сфере торговли, обозначая их как методы государственного регулирования:

  • 1) установление требований к организации и осуществлению торговли;
  • 2) ее антимонопольное регулирование;
  • 3) информационное обеспечение торговли;
  • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в торговле.

Не допускается применение иных методов регулирования, кроме предусмотренных федеральными законами (п. 2 ст. 4 Закона о торговле).

В литературе отмечается, что обозначение пределов государственного регулирования экономики, в том числе посредством формулирования точного и исчерпывающего перечня форм и методов государственного регулирования, является не только самоограничением государства, но и определенной гарантией того, что другие средства воздействия на поведение субъектов таких отношений государство применять не будет .

Однако в ст. 4 Закона о торговле перечислены не все используемые направления и средства государственного регулирования торговли. Так, на органы государственной власти субъектов РФ Законом возложена обязанность разработки и реализации региональных программ развития торговли (п. 1 ст. 17). Муниципальные образования также разрабатывают и утверждают программы развития торговли на своей территории.

Требования к содержанию программ установлены в ст. 18 Закона о торговле. В программах указываются объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; порядок реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией и др.

Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

  • 1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • 2) повышение доступности товаров для населения;
  • 3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

Вместе с тем для достижения целей, установленных ч. 2 ст. 1 Закона о торговле (обеспечение единства экономического пространства, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов торговцев и поставщиков, достижения баланса их экономических интересов), представляется, что надо предусмотреть в Законе необходимость разработки федеральной программы развития торговли.

Важным средством достижения доступности товаров для населения является государственное регулирование цен на товары.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлены перечни товаров, включая услуги торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Вместе с тем Законом о торговле предусмотрено государственное регулирование торговых надбавок (наценок) федеральными законами (ч. 4 ст. 8).

Коллизию между общим и специальным нормативным правовым регулированием в области цен целесообразно разрешить путем предоставления права субъектам РФ устанавливать торговые надбавки (наценки), которые при их формировании могут учитывать различные местные факторы. При этом максимальный размер надбавок (наценок) следует отнести к компетенции Правительства РФ.

Специальное антимонопольное регулирование Законом о торговле относится к двум категориям хозяйствующих субъектов: 1) осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и 2) осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (ст. 13). В то же время необходимо учитывать, что ст. III Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), действующего в России в связи с присоединением к ВТО, установлен национальный режим для импортных товаров, что может быть охарактеризовано как установление «равного игрового поля для конкуренции между отечественными и импортными товарами» .

Анализ специальных антимонопольных правил во взаимосвязи с нормами Закона о защите конкуренции показывает, что действие правил Закона о торговле не зависит от наличия у хозяйствующих субъектов доминирующего положения, квалификация которого осуществляется Федеральным законом «О защите конкуренции».

Информационное обеспечение в области торговли осуществляется путем создания специальной системы государственного информационного обеспечения (п. 20). Порядок создания указанной системы установлен Положением о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 887. В соответствии с Положением уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Минпромторг России предоставляет для включения в информационную систему информацию о принятых им решениях в области торговой деятельности в РФ; об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности в РФ; о среднем уровне цен на отдельные виды товаров в РФ и иную информацию (п. 10). Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ предоставляют Минпромторгу России информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах РФ и об издании нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих отношения в области торговой деятельности.

Российское предпринимательское право: учебник / под ред. И. В. Ершовой,Г. Д. Отнюковой. М., 2012. С. 89.

  • См.: Щур-Труханович Л. В. Методы государственного регулирования торговойдеятельности: оценка полноты и содержания // Торговое право. 2012. № 2. С. 34.
  • Боровиков Э., Евтимов Б. ВТО: антимонопольные правила // Конкуренция и право. 2012. № 6.
  • 1. Основными принципами государственного регулирования торговли

    являются:

    1.1. соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных

    предпринимателей на осуществление торговли;

    1.2. недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров;

    1.3. приоритет экономических мер государственного регулирования торговли;

    1.4. обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров;

    1.5. обеспечение реализации права на свободу выбора контрагента и товаров;

    1.6. ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;

    1.7. защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей.

    2. Государственное регулирование торговли и общественного питания

    осуществляется посредством следующих мер (форм ):

    2.1. определение и реализация государственной политики;

    2.2. лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

    2.3. техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия

    требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

    2.4. установление требований к организации и осуществлению торговли и общественного питания;

    2.5. установление требований к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров;

    2.6. введение ограничений и (или) запретов на осуществление торговли и общественного питания, в том числе отдельными товарами;

    2.7. ценообразование в области торговли и общественного питания;

    2.8. защита конкуренции в области торговли и общественного питания;

    2.9. содействие развитию торговли и общественного питания;

    2.10. информационное обеспечение субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей;

    2.11. установление нормативов государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания;

    2.12. осуществление контроля в области торговли и общественного питания.

    35органы, осуществляющие контроль и регулирование торговой деятельности :

    Министерство торговли (осуществляет контроль)

    Областные, городские (включая Минский городской), районные исполнительные

    комитеты на территории соответствующей административно-территориальной единицы в

    области торговли (осуществляет контроль)

    Городские (включая Минский городской), районные исполнительные комитеты на

    территории соответствующей административно-территориальной единицы в области

    торговли (регулируют торговую деятельность)

    36. Направление и тенденции развития торговли РБ. Торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами - товары, а также связанные с их продажей работы и услуги. Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:

    Сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров; лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством; квотирование поставок товаров; формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

    Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения.Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита. В целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавли­вает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.

    Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли.

    Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.1. Увеличивается доля частной формы собственности в количестве торговых объектов и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес потребительской кооперации в товарообороте. Более трети всего розничного товарооборота составляет реализация товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется на основании данных обследования домашних хозяйств.2. Растет доля занятых в торговле и общественном питании и в отраслевой структуре валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и об­щественного питания также возрос.3. Наблюдается рост общего объема розничного товарооборота и розничного товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах.4. Опережающими темпами растет розничный товарооборот по сравнению с ростом располагаемых денежных доходов населения. 5. Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.6. Изменяется распределение розничного товарооборота между городом и селом за счет возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного веса сельского населения в численности населения республики. В Республике Беларусь за последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сельского населения.

    В настоящее время в торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет: ухода от сложившихся стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского населения; совершенствования типизации, специализации торговой сети; открытия дополнительных мини-магазинов; развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов; восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах; формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами.

    Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь: развитие:- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;- инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;- науки, технической и технологической политики; реформирование собственности и совершенствование управления; совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли; государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли; развитие кооперативной торговли.

    Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее: универсализацию продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса; развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;

    Создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов; формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности; создание сети дисконтных магазинов; выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров; формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

    Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает: развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар; создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий); развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы; типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности; дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы.

    37. Понятие и основные элементы хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм предприятия – это совокупность форм, методов и инструментов управления, под воздействием которых осуществляется хозяйственная деятельность и достигаются текущие и стратегические цели. Хозяйственный механизм включает 3 составляющих его суть подсистемы: планирования, экономических рычагов и стимулов, управления. Каждая из подсистем имеет 4 уровня: государственный, отраслевой, региональный, предприятия. С учетом того какая подсистема и какой уровень формируется тип экономики. Командно-административный, рыночный. Воздействие государства различно по методам, объемам сфер деятельности.

    Государственное регулирование торговли осуществляется с помощью системы типовых мер, законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям . Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

    Одним из основных документов, предусматривающих регулирование торговой деятельности является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу 1 февраля 2010 года .

    Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

    Целями настоящего Федерального закона являются :

    • 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
    • 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
    • 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
    • 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности .

    Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующее звено между производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли .

    Механизм государственного регулирования торговли можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними. При рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли. Поэтому системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

    Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями .

    Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций .

    Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы . С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

    Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

    Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

    Конкретными целями регулирования торговли являются:

    • - становление рыночных отношений в сфере торговли;
    • - формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;
    • - создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге,
    • - обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

    В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов . Социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

    Механизм государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов :

    • 1) Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.
    • 2) Сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
    • 3) Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
    • 4) Признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций.
    • 5) Четкое разграничение макро- и микро уровней в системе государственного регулирования.
    • 6) Четкое разделение функций между тремя уровнями системы государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме государственного регулирования торговли в целом.

    Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений .

    Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования торговли можно считать:

    • - формирование потребительского рынка;
    • - обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
    • - изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
    • - осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования .

    В частности, можно отметить и разработку программ по поддержке малого предпринимательства, и ориентацию предприятий на производство товаров, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий производства, повешение качества выпускаемой продукции, создание благоприятного экономического климата для притока инвестиций.

    Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны общие и частные функции регулирования. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

    В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования . Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

    Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

    Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей .

    Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

    Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

    Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики .

    Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики .

    Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane - машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.

    В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

    Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

    Составляющими организационной функции являются также:

    • - усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;
    • - создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

    Организационная функция охватывает обширный комплекс вопросов, связанных с выбором организационных форм функционирования торговых организаций на базе различных форм собственности, схем и структур управления: определение функций, прав, взаимоотношений, ответственности каждого звена регулирования, совершенствование информационной базы, систему кадрового обеспечения, т.е. систему найма и оплаты труда, подготовки и расстановки кадров . В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

    Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

    Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации и другие программы.

    Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»» от 19.10.2011 г., №285 ФЗ, содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

    Государственное регулирование осуществляется с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа) .

    Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

    Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей. В условиях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

    При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

    Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц. Налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, является одним из обязательных элементов налога. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании .

    На данный момент в России действуют следующие налоговые ставки:

    • 1) Ставка НДС - 18% и 10% - на отдельные группы товаров;
    • 2) Налог на прибыль - 20%;

    Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Например, для способствования развития малого бизнеса, используются разнообразные поддержки со стороны государства: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия маломy бизнесy - особые льготные yсловия налогообложения.

    В соответствии с п. 1 ст. 30 Налогового кодекса налоговыми органами в Российской Федерации являются Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации .

    Регулирование и контроль торговой деятельности осуществляется также при помощи ценовой политики государства. Ценовая политика государства - это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на оптимальное установление цен на определенные виды товаров и услуг. Данная политика направлена на достижение следующих основных целей:

    • 1) Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.
    • 2) Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.
    • 3) Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.
    • 4) Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.
    • 5) Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

    Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

    Разработка ценовой политики как неотъемлемой части общей экономической и социальной политики государства является одной из важнейших составляющих реформирования экономики. Ее внедрение содействует развитию рыночных отношений, смягчению ее негативных социально-экономических последствий, ведет к повышению качеству продукции и развития конкуренции и, в конечном итоге способствует росту эффективности рыночной экономики. Проведение государственной политики в стране обеспечивает Кабинет Министров Российской Федерации, который определяет перечень продукции, товаров и услуг, на которые утверждаются фиксированные и регулируемые цены и тарифы, а также полномочия органов государственного управления в отрасли установления контроля за ценами (тарифами).

    Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

    Также немало важной формой государственного регулирования сферы торговли является - лицензирование торговой деятельности. Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма контроля государства за деятельностью субъекта. Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг. Заниматься предпринимательством, в том числе и торговлей в России можно без ограничений. Однако для того, чтобы иметь возможность торговать, мало иметь одного желания, необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке. Это касается как организаций, так и физических лиц - и те и другие должны пройти процедуру государственной регистрации.

    Для получения лицензии, субъект хозяйственной деятельности, претендующий на ее получение (лицензиат), должен предоставить в лицензирующий орган необходимый комплект документов и уплатить государственную пошлину, так как лицензирование осуществляется на платной основе. Статьей 8 Закона №99-ФЗ установлено, что лицензия выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия лицензии по заявлению лицензиата срок может быть продлен. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

    Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности. Статьей 2 Закона №99-ФЗ определено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии с Законом №99-ФЗ. Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю:

    • - вооружением и военной техникой;
    • - оружием и основными частями огнестрельного оружия;
    • - патронами к оружию.

    Следует иметь в виду что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность, а также деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции .

    Важно отметить то, что лицензирование рассматривается не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта, занятого торговлей, а как инструмент государственного регулирования торговой деятельности, способной повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации .

    Также на ряду с лицензированием применяется квотирование торговой деятельности, которое осуществляестя при помощи введения квот - ограничений в стоимостном или физическом выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ.

    Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования .

    Лекции

    по дисциплине:

    «УЧЁТ В ТОРГОВО-СНАБЖЕНЧЕСКИХ И ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

    Специальность 080502 – Экономика и управление на предприятии АПК

    Лесниково 2012

    Тема 1 Основы организации бухгалтерского учёта на предприятиях торговли.

    1 Государственное регулирование торговой деятельности.

    2 Нормативные документы, регламентирующие торговую деятельность. Характеристика Федерального закона о торговой деятельности.

    Государственное регулирование торговой деятельности.

    Торговая деятельность в Российской Федерации регулируется действующим федеральным законодательством, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а также многочисленными специальными правилами.

    Государственное регулирование в сфере торговой деятельности определяется следующими основными направлениями :

    1) Контроль за внутренними и внешними рынками – защита со стороны государства отраслей российской экономики, отдельно хозяйствующих субъектов, и населения при осуществлении внешней торговли, а также путем ограничения монополистической деятельности;

    2) Аттестация предприятий торговли – обследование соответствия возможности юридических и физических лиц осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере торговли и общественного питания.

    Аттестации подлежат хозяйствующие субъекты, осуществляющие стационарную розничную торговлю, производство и реализацию продукции общественного питания, за исключением мелкорозничной передвижной и переносной сети (под нестационарными торговыми объектами понимаются торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов т. е. киоск-ларек - временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения (площадью до 10 кв. м), павильон – то же (площадью 10-50 кв. м), палатка – временное помещение из ткани, пленки или других материалов, помещение контернейного типа , автофургон – грузовой автомобиль с крытым кузовом, прилавок, лоток – стол, отделяющий продавца от покупателя, используемый для показа и отпуска товаров.



    3) Сертификация торговой деятельности . Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации» розничная торговля отнесена к услугам, сертифицируемым в обязательном порядке наряду с услугами по изготовлению и реализации кулинарных и кондитерских изделий, услугами общественного питания и другими услугами бытового обслуживания населения.

    Целью обязательной сертификации любой услуги является подтверждение ее соответствия обязательным требованиям по безопасности жизни, здоровья и имущества потребителя. Срок действия сертификата устанавливается не более, чем на 3 года.

    Лицензирование отдельных видов деятельности . В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды торговой деятельности:

    Распространение пиротехнических изделий;

    Оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными изделиями;

    Деятельность по реализации зерна, продуктов его переработки для государственных нужд;

    Распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

    Реализация продуктов антиквариата;

    Распространение и ремонт контрольно-кассовой техники;

    Распространение экземпляров фонограмм любых видов носителей;

    Оптовая реализация спирта и алкогольной продукции;

    Деятельность по содержанию нефтебаз, автозаправочных станций;

    Розничная торговля грузовыми автомобилями и специальными автотранспортными средствами;

    Реализация подакцизных товаров;

    Оптовая реализация минеральной и питьевой воды и др.

    На федеральном уровне лицензируется в основном оптовая торговля отдельными видами товаров, а лицензирование розничной торговли производится органами местного управления.

    4) Использование контрольно-кассовых машин при расчетах с населением. Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» установлено, что предприятия независимо от формы собственности и индивидуальные предприниматели при проведении денежных расчетов с населением обязаны применять контрольно-кассовые машины. Перечень случаев, в которых допускается проведение денежных расчетов без использования контрольно-кассовых машин, утвержден постановлением Правительства РФ для организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

    5) Порядок ведения кассовых операций. Основными документами, регулирующими порядок ведения кассовых операций, являются:

    Указ Президента «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»;

    Письмо Центрального Банка России «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

    Указание Центрального Банка России «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами»;

    Инструкция Центрального Банка России «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

    Положение Центрального Банка России «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»;

    Постановление Государственного комитета по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций и по учету инвентаризации».

    7) Разработка правил осуществления розничной торговли. Порядок осуществления розничной торговли определяется Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ. Ответственность за нарушение правил торговли установлена Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» (предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

    8) Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в основном на продукцию естественных монополий. Органами исполнительной власти осуществляется государственное регулирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на продукты детского питания. В отношении прочих товаров торговые организации в праве применять любые торговые надбавки, руководствуясь конкурентоспособностью на местном потребительском рынке.

    Основные направления и принципы государственного регулирования торговой отрасли, применяемые в Российской Федерации, определены Законом о "урегулировании торговли, который был разработан с целью:

    • обеспечить единство экономического пространства России путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
    • развивать торговую деятельность в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
    • обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников торговой деятельности и населения;
    • разграничить полномочия в области регулирования торговой деятельности между органами власти разных уровней.

    Данный закон регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, связанные с организацией и ведением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями в ходе ведения торговой деятельности. При этом положения закона не распространяются на отношения, возникающие в процессе:

    • ведения внешнеторговой деятельности;
    • проведения организованных торгов;
    • деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
    • купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения (в том числе электрической энергии, тепловой энергии и мощности, других видов энергетических ресурсов), торговли товарами, ограниченными в обороте.

    Перечисленные отношения регулируются соответствующими федеральными законами.

    Закон о госрегулировании торговли устанавливает следующие методы государственного регулирования торговой деятельности:

    • 1) требования к организации и осуществлению торговой деятельности;
    • 2) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;
    • 3) информационное обеспечение в области торговой деятельности;
    • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности.

    Также в законе прямо указано, что другие методы государственного регулирования торговой деятельности могут быть установлены только федеральными законами.

    Полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с данным законом распределяются следующим образом.

    К полномочиям Правительства РФ относятся:

    • 1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
    • 2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов ;
    • 3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъектов РФ в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных товаров торговыми сетями;

    Федеральный орган исполнительной власти , осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:

    • 1) утверждает методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли;
    • 2) утверждает форму торгового реестра, порядок его формирования и порядок предоставления информации, содержащейся в нем;
    • 3) совместно с органами статистики определяет содержание форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления;
    • 4) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

    Органы государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

    • 1) реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта РФ;
    • 2) разрабатывают и принимают законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;
    • 3) устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ;
    • 4) проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и торговой деятельностью на территории субъекта РФ;
    • 5) разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
    • 6) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

    Органы местного самоуправления в соответствии с Законом о госрегулировании торговли обязаны создавать условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

    Некоммерческие организации (объединения торговых предприятий, объединения поставщиков товаров, ассоциации, общественные объединения и др.) также могут участвовать в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности, например:

    • 1) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
    • 2) участвовать в анализе экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговой деятельности в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
    • 3) распространять российский и иностранный опыт в области торговой деятельности;
    • 4) предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
    • 5) подготавливать предложения о совершенствовании торговой деятельности;
    • 6) иным образом, предусмотренным нормативными правовыми актами.

    Торговые предприятия самостоятельно определяют следующие существенные условия торговой деятельности:

    • вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
    • форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
    • способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
    • специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
    • тип торгового объекта (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);
    • основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
    • порядок и условия ведения торговой деятельности (ассортимент товаров, режим работы, приемы и способы продажи товаров, количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, способы доведения до покупателей информации о продавце, о товарах и об оказываемых услугах, цены на товары, форму распространения рекламы, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, иные порядок и условия ведения торговой деятельности).

    Для государственных или муниципальных предприятий и учреждений торговли порядок и условия ведения торговой деятельности устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

    Закон о госрегулировании торговли предусматривает свободное рыночное ценообразование на большинство товаров. Исключение составляют товары, для которых федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок (наценок) (в том числе установление максимального и (или) минимального предела уровня надбавки (наценки)). Для таких товаров цены и торговые надбавки (наценки) устанавливаются в соответствии с федеральными законами, другими нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    В законе содержатся положения о регулировании цен на отдельные товары в случае ускорения роста цен. Так, Правительство РФ в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, может на данные виды товаров устанавливать предельно допустимые розничные цены па территории таких субъектов РФ на срок не более трех месяцев.

    В законе также предпринята попытка ограничить возможности давления со стороны розничных торговых предприятий и торговых сетей на поставщиков продовольственных товаров и снизить барьеры входа поставщиков в торговые сети. Например, закон разрешает при заключении договора поставки включать в договор только один вид вознаграждения – за количество приобретенных у поставщика продовольственных товаров. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены товара. Такое вознаграждение может предусматривать договор поставки товаров, не относящихся к социально значимым продовольственным товарам. Все другие виды вознаграждений (за доступ на полки магазина и т.п.) законом запрещены. Рекламные и маркетинговые услуги должны быть оформлены договором возмездного оказания соответствующих услуг, включать их в качестве составной части в договор поставки запрещается законом. Также запрещено принуждать контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

    В соответствии с данным законом торговые сети обязаны размещать объявления о конкурсах на поставку продовольственных товаров и условиях заключения договоров на поставку на своем сайте в сети Интернет и предоставлять поставщикам информацию по их требованию в течение 14 дней со дня получения запроса. Поставщики же обязаны размещать предложения о поставке товаров на своих сайтах в сети Интернет и предоставлять информацию о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров в течение 14 дней со дня получения запроса.

    В отношении продолжительности отсрочки платежа по продовольственным товарам законом установлены следующие правила:

    • 1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в течение десяти рабочих дней со дня приемки их покупателем;
    • 2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в течение 30 календарных дней со дня приемки их покупателем;
    • 3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в течение сорока пяти календарных дней со дня приемки их покупателем.

    Условием соблюдения этих сроков покупателем является своевременное представление поставщиком документов, относящихся к поставкам товаров в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров. Если поставщик не передает покупателю соответствующие документы, сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком документов.

    Закон нацелен на формирование принципов антимонопольного регулирования в сфере организации и осуществления торговой деятельности. Так, закон содержит прямой запрет на создание дискриминационных условий на рынке продовольственных товаров (создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования) и запрет на навязывание контрагенту следующих условий:

    • а) о запрете на заключение договоров поставки товаров с другими поставщиками;
    • б) об ответственности за неисполнение обязательства поставщика о поставках товаров на условиях лучших, чем условия для других торговых предприятий;
    • в) о предоставлении контрагенту сведений о договорах, заключаемых с другими контрагентами;
    • г) о внесении поставщиком платы за право поставки товаров в функционирующие или открываемые торговые предприятия торговой сети;
    • д) о внесении поставщиком платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
    • е) о снижении поставщиком цены товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже другими поставщиками;
    • ж) о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на них, кроме случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;
    • з) о возмещении поставщиком затрат, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
    • и) о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ;
    • к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных в предыдущих пунктах.

    Все перечисленные условия до момента принятия закона являлись обычной практикой в деятельности торговых сетей, а пункты а) и в) нередко включались во франчайзинговые соглашения.

    Также Законом о госрегулировании торговли запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

    Еще одно условие, которое должно сдержать рост торговых сетей и дать возможность развиваться малому и среднему предпринимательству в сфере розничной торговли продовольственными товарами, касается ограничения расширения присутствия торговых сетей в пределах отдельного региона. Так, розничной торговой сети, которая осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами (кроме сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которой превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах этого административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате ввода в эксплуатацию торговых объектов или их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением данного ограничения, ничтожна (нс имеет силы), и ее последствия могут быть признаны судом недействительными по требованию любого заинтересованного лица, в том числе федерального органа исполнительной власти, который принимает нормативные правовые акты и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства.

    Закон о госрегулировании торговли ограничивает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке таких правил ведения торговой деятельности, которые отличаются от правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в частности запрещается:

    • возлагать на торговые предприятия и поставщиков товаров обязанности по участию в повторной (дополнительной) проверке качества и безопасности товаров в региональной или муниципальной системе качества товаров (кроме случаев, предусмотренных законом);
    • принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров к прохождению контрольных и (или) разрешительных процедур в дополнение к предусмотренным нормативными актами процедурам (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);
    • принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
    • принимать нормативные правовые акты, решения, предусматривающие: запрет или ограничение свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями; ограничение продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований; принуждение торговых предприятий и поставщиков товаров к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными контрагентами; ограничение выбора контрагентов для торговых предприятий и поставщиков товаров; дискриминацию торговых предприятий и поставщиков товаров в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

    Содействие развитию торговой деятельности должно осуществляться на двух уровнях:

    • 1) на уровне органов государственной власти субъектов РФ, которые в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия, направленные:
      • на стимулирование инвестиционных проектов в сфере строительства логистических центров поставок для приема и хранения сельскохозяйственной продукции, формирования партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
      • поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
      • стимулирование деловой активности торговых предприятий и обеспечение их взаимодействия с поставщиками товаров путем организации и проведения выставок и ярмарок;
    • 2) на уровне органов местного самоуправления, которые в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны:
      • предусматривать строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
      • разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
      • принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для торговых предприятий имущества, находящегося в муниципальной собственности;
      • проводить анализ показателей, характеризующих состояние торговли на территориях муниципальных образований и эффективность мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

    Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов РФ и муниципальных образований. В программах развития торговли определяются:

    • 1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
    • 2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
    • 3) объем и источники финансирования мероприятий по развитию торговой деятельности;
    • 4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
    • 5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

    Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

    • 1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
    • 2) повышение доступности товаров для населения;
    • 3) формирование и развитие торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

    Государственное регулирование в области торговой деятельности через информационное обеспечение может осуществляться двумя путями.

    1. Путем создания системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечения ее функционирования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней торговли.

    На официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет должна размещаться и ежеквартально обновляться следующая информация:

    • о решениях, принятых соответствующим органом в области торговой деятельности;
    • издании нормативных правовых актов в области торговой деятельности;
    • среднем уровне цеп па отдельные виды товаров.
    • 2. Путем формирования торговых реестров. Федеральные органы исполнительной власти утверждают форму торгового реестра и порядок его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ. Информация в реестре размещается и предоставляется физическим и юридическим лицам бесплатно.

    Предполагается, что Закон о госрегулировании торговли позволит сформировать законодательную базу, регламентирующую отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями при осуществлении ими торговой деятельности. Принятый 28 декабря 2009 г. вариант закона далек от совершенства, очевидно, что он будет активно развиваться и дополняться в ходе практического его применения.

    • Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. №754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов".
    Статьи по теме: