Проектирование как социальная технология. Социальное проектирование и конструирование как социально-философская теория и общественная практика Индивидуальные социальные проекты

Наконец, такой курс готовит студента не только к будущей профессии, но и к жизни (в самом широком смысле слова) в современном обществе.

Данное учебное пособие представляет собой третье, переработанное и дополненное издание книги, впервые вышедшей в 1998 г. под названием «Социальное проектирование и прогнозирование». В новом издании сохранена ориентация на раскрытие технологии социально-проектной деятельности; в учебном пособии представлены главным образом те аспекты теории, знание которых помогает усвоить навыки реального социального проектирования. Социальное проектирование в этом учебном пособии не сводится к узко понимаемым задачам социальной работы. Напротив, мы стремимся показать, что социально-проектный подход позволяет объединить пути решения целого комплекса задач социокультурного характера, что и должно лежать в основе достижения целей социальной работы.

Глава 1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

§ 1. Понятие социального проектирования

Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Таково самое общее определение деятельности, которую мы будем изучать.

Сущность социального проектирования. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

Социальное конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом) представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, переструктурирование окружающего нас мира. Мы, разумеется, живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира».

Однако в любом возрасте и при любом уровне практических знаний, образованности, начитанности и т.п. мы воспринимаем свой обыденный мир целостным, завершенным. Почему? Потому что на основе имеющихся неполных данных мы конструируем его в своем сознании, и эта конструкция позволяет нам достаточно уверенно действовать и оценивать действительность.

Механизмы социального конструирования реальности лежат в основе социального проектирования. В той или иной конкретной ситуации мы более или менее уверены, что проблема состоит в том-то и том-то, уверены, что для ее разрешения нужно сделать то-то и то-то и что это в наших силах. В действительности проблема может быть сложнее, иметь другую природу и другие контуры, а пути выхода из нее могли бы быть и иными, но - среди прочих - приемлема и наша конструкция, наш проект. Вот почему есть основания утверждать, что социальный проект – инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность. Такое конструирование в очень малой степени произвольно, оно осуществляется в рамках данной культуры, данной системы общественных отношений, ценностей и норм данного сообщества людей.

Контекст общих понятий. Понятие социального проектирования может быть поставлено в различный понятийный контекст. По избранному контексту, т.е. тому окружению, в отношении которого выявляются смысловые связи нашего понятия, можно безошибочно установить направленность той или иной концепции социального проектирования, ее основные черты.

В нашем случае контекст общих понятий для понятия социального проектирования составят следующие: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал.

Инновация. Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация – не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование

Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами – и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха – но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления.

Социальная субъектность. Люди (по отдельности, в группе, в составе организации, а обобщенно – как сообщество, общность, общество) выступают субъектом исторического процесса, т.е. своей деятельностью способны влиять на ход событий. Этот очевидный, ежедневно наблюдаемый факт мы теоретически осмысливаем через понятие «социальная субъектность».

Под социальной субъектностью понимается способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности.

Аналогом рассматриваемого понятия выступает юридическое понятие правосубъектность, которое обозначает способность лиц быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность разделяется на правоспособность (т.е. способность обладания правами и несения обязанностей) и дееспособность (т.е. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей). Подобно этому социальная субъектность может быть рассмотрена в единстве двух сторон: 1) наличия у субъекта социально обусловленных возможностей к осуществлению общественно значимой деятельности и 2) его способности к самостоятельному осуществлению такой деятельности.

Признание за человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на себя самого как частицу общественного организма составляет морально-философское основание социального проектирования.

Жизненные концепции. Социальная субъектность преобразуется в формы жизнедеятельности в соответствии с общественными условиями и несет на себе отпечаток принятых в обществе моделей поведения. Социальное поведение людей чрезвычайно разнообразно, если смотреть на него как на серию событий. Но за этим разнообразием стоит довольно ограниченное число жизненных концепций – наиболее общих линий социального поведения, отношения к жизни.

Возможны различные классификации жизненных концепций. Для наших целей мы объединим различные линии социального поведения в три жизненные концепции людей (как индивидов, так и сообществ).

Первая жизненная концепция: двигаться по воле жизненных волн. Эта концепция нашла свое теоретическое обоснование в скептицизме – идущем из далекой древности философском учении.

Отец скептицизма древнегреческий философ Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н.э.) сформулировал исходный тезис этой жизненной концепции в словах: «Ничто не есть в большей степени одно, чем другое» 1 . Смысл этой формулы таков: человек имеет дело с формами вещей, но ему не известны свойства вещей; потому-то следует воздерживаться от решений и проявлять апатию (невозмутимость). Атараксия (бездеятельность) – наилучшая позиция для человека, который в реальности должен следовать правдоподобию, традициям и природе.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Социальное проектирование с каждым годом становится всё более популярным. Некоммерческие организации довольно часто используют его для удовлетворения интересов и потребностей граждан. Как же это происходит, и какие приносит плоды? Социальное проектирование столь необходимо при планировании социально значимых проектов, задействующих большое количество людей, крупных проектов с большой финансовой ответственностью. Грамотное социальное проектирование способно помочь избежать неэффективности, на этапе планирования отсеять невыполнимые задачи, создать необходимые условия для реализации целей, определить средства и так далее. Всё это даёт возможность получить наилучший результат или научным путём убедиться в необходимости корректировки цели.

Тема социального проектирования не может не быть актуальной, с развитием общества меняются условия, и то, что было невозможным десять лет назад, сейчас вполне доступно. Информация - это главное условие проектирования, и объём информации постоянно растёт. К тому же в рамках научной действительности это понятие довольно молодо и оправдывает интерес к себе со стороны людей, занимающихся социологией, политологией, психологией, менеджментом и др.

Всё вышеперечисленное заинтересовало меня и мне захотелось изучить эту тему подробнее.

Исходя из всех поставленных вопросов, я вывела цель работы :

Выяснить, действительно ли социальные проекты являются действенным инструментом для решения проблем граждан, и как написать результативный социальный проект.

Из цели были сформулированы следующие задачи :

Узнать историю социального проектирования .

Найти определение и типологию социальных проектов.

Ознакомиться с существующими социальными проектами.

Написать и реализовать собственный социальный проект.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Прежде, чем начинать заниматься изучением какой-либо темой следует разобрать, что же это такое.

Термин «социальный проект» появился не так давно, поэтому его нельзя найти в известных словарях, однако мы живём в веке Интернета, где можно отыскать всё, что угодно. Вбив термин в поисковой строке, я нашла несколько определений:

На странице свободной интернет-энциклопедии «Википедия» :

Социальный проект - сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.

На сайте Центра Дистанционного Образования МГУ им. М.В. Ломоносова:

Социальный проект - последовательность мероприятий, действий и акций, целью которых является предупреждение, минимизация или разрешение проблем, обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации, реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности.

Исходя из всех вышеперечисленных определений, я сформулировала собственное упрощённое, которое будет понятно каждому:

Социальный проект - это готовый продукт социально значимой деятельности человека, созданный для удовлетворения человеческих потребностей и улучшения качества жизни.

1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Термин “проектирование” происходит от лат. “projectus” - брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития того или иного явления.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат.

Субъект социального проектирования - это тот, кто осуществляет проектирование с целью преобразования социальной действительности. В качестве субъекта выступают: различные носители управленческой деятельности - отдельные личности и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. д. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Объект социального проектирования - это тот, на ком осуществляется процесс проектирования. Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как индивид и субъект деятельности со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, трудовые и т.п.);

4) элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).

Изучение объекта и субъекта позволяет накопить определённый объём информации (информационный массив), что является необходимым условием и источником социального проектирования. Анализ информации, материала различных социологических исследований позволяет осуществить проектирование и сделать это так, чтобы оно отвечало заданным целям.

Основная цель социального проектирования - создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные и научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей и наличии определенных условий: финансовых, трудовых, материальных, энергетических, интеллектуальных и других.

Если отталкиваться от первых попыток научно обосновать применение проектной деятельности в отношении социальных явлений и процессов, то история развития социального проектирования берёт своё начало в 20-30 годах 20 века. И прежде всего эти попытки были связаны с разработкой проектных обоснований оптимальных путей решения перспективных проблем общественного развития. Их предметно-практическое проявление нашло своё отражение, в частности, в форме первого пятилетнего плана развития народного хозяйства в Советском Союзе и в так называемом «новом курсе» - в США. Советский Союз сконцентрировал своё внимание на социально-экономических проблемах, таких как неграмотность, беспризорность и других, а также на способах их разрешения. В США занимались преодолением «кризиса перепроизводства». В это время сложилась идеология проектирования, в рамках которой была поставлена задача проектирования новых общественных отношений, нового человека, социалистической культуры, то есть того, что сегодня относят к социальной деятельности.

В последующие годы предпочитали рассуждать скорее о социальном планировании, программно-целевых методах или нововведениях, нежели о социальном проектировании как таковом. Вместе с тем появление в 1970-е гг. класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, политики, духовной жизни, а также градостроительства и дизайна, в полной мере продемонстрировавших, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ, потребовало выделения социального проектирования в качестве самостоятельной технологии реализации социологического знания.

Однако существует ещё две интересных точки зрения относительно возникновения социального проектирования.

Первая утверждает, что социальное проектирование берёт свои корни ещё в античности, а «Государство» Платона можно считать одним из первых социальных проектов. Другими словами можно сказать, что социальное проектирование существовало всегда.

И ведь, действительно, человеку всегда хотелось заглянуть в будущее, и даже в далёком прошлом, когда полученную информацию о будущем невозможно было верифицировать - различного рода предсказания, гадания, шаманизм. А в настоящее время, используя накопленные знания и опыт, применяя оправдавшие себя методы и методики, можно получить данные, от которых будут зависеть дальнейшие действия субъекта процесса. Можно ли сравнить проектирование с профессиональным чутьём - однозначно нет, даже при том условии, что результаты обоих процессов могут быть идентичными. Проектирование - это сложный многоуровневый процесс, в котором хоть и присутствует доля субъективизма (всё же проектированием занимается субъект), всё же он призван минимизировать эмоциональное отношение к прошлому опыту. Для этой цели весь процесс разбивается на несколько этапов, применяются определённые методики, учитываются все условия - система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность (отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.).

Существует такое понятие, как «утопический проект», например философские нормативные построения типа «Государство» Платона, классическая литературная утопия Томаса Мора «Утопия», утопические построения научной фантастики. Но можно ли утопию причислить к социальным проектам? С одной стороны, утопия так же, как и социальный проект, предвосхищает будущее, предполагает рационализацию для выработки ряда практических действий. С другой стороны, утопия не реализуется, так как содержит в своей основе заранее недостижимые цели (в силу социальных обстоятельств, социально-экономического устройства общества, отсутствия необходимых для реализации условий). Утопия - это, грубо говоря, больше фантазия, нежели логика практического действия.

Далее, в начале 20 века, происходит что-то вроде скрещивания социальных утопий с практической установкой поначалу архитектурной. «Мы прекрасно чувствуем, - писал И.Верещагин, - что архитектурные требования можно и нужно предъявлять не только к зданиям, но и к любой вещи, любому человеку и его лицу. В настоящее время строятся не только заводы, но и новая культура и новый человек». Полным ходом шло строительство клубов, Дворцов труда и отдыха, где должен был формироваться новый коллективный быт, общение трудящихся, а также их воспитание и культурное развитие. Впоследствии подобное жизнестроительство критиковалось, но тем не менее к нему вновь вернулись после войны. Подобное явление имеет установку на проектирование и на создание новых социальных отношений и нового человека, однако, данная практика не воспринималась как социальное проектирование, речь шла о градостроительной и архитектурной деятельности.

С середины 60-х годов впервые заговорили о проектировании как таковом. Одновременно в научных исследованиях и проектировании стал набирать силу социологический подход. Началось сближение идей проектирования и социального управления, что впоследствии привело к выделению социального проектирования. Необходимо было определить пути решения ряда социальных проблем. В частности, в исследованиях Б.В.Сазонова, М.А.Орлова, И.Р.Федосеевой, А.Г.Раппапорта, В.М.Розина были разработаны идеи «функциональной системы общественного обслуживания». По сути, с современной точки зрения это был один из первых образцов продуманного (методологически осмысленного) социального проектирования, но таковым он ещё не осознавался. Чтобы произошло выделение социального проектирования как самостоятельного вида деятельности, необходимо было проектный подход, осмысленный в методологии проектирования, скрестить с социологическим подходом. Это и произошло в семидесятых годах. К этому времени сложилась группа практик (видов деятельности), в структуре которых чувствовалось что-то общее, это - социальное управление, социальное планирование, конструирование и проектирование организационных и социальных процессов и структур, дизайнерское и градостроительное проектирование. С одной стороны, объекты этих практик описывались и специфицировались на основе набирающего в этот период силу социологического подхода, с другой - стратегия этих видов деятельности строилась под влиянием системотехнических, квазиинженерных и проектных представлений.

И.Ляхов в начале 70-х годов попытался обобщить накопившийся опыт, выделить общие законы, которым подчинялись все подобные виды деятельности. «Весьма условно и предварительно, - пишет он, - новое направление научных исследований можно назвать социальным конструированием. С помощью социологических исследований мы приобретаем знание о состоянии социального объекта, социальное прогнозирование раскрывает тенденции развития объекта, социальное конструирование указывает на осуществимые формы его рационального преобразования».

И. Ляхов, придерживаясь идеи конструирования, связывает её с такими ключевыми словами, как «конкретные социологические исследования», «прогнозирование», «рациональное преобразование социального объекта», «системный подход», и таким образом открывает совершенно новую действительность, лежащую в рамках социальной инженерии. Оставалось лишь найти более подходящий и адекватный термин. Сам Ляхов уже говорил о социальном проектировании, но пока не ставил его во главу угла. Другое понятие понадобилось потому, что термин «социальное конструирование» не отражал основной процесс, происходивший в течение всех 70-х годов - смену в общественном сознании инженерной парадигмы и организации деятельности на проектировочную. Поэтому в конце 70-х - начале 80-х годов за новым подходом закрепляется другое название - «социальное проектирование».

В работе Л.Н.Когана и С.Г.Пановой социальное проектирование получает уже развернутые характеристики, намечается основная проблематика. Социальное проектирование рассматривается как сложный многогранный процесс, включающий в себя и планирование, и программирование и проектирование. Однако составляющие процесса не тождественны самому процессу. Социальное проектирование противопоставляется прогнозированию: прогнозы, являясь «способом познания действительности, должны предшествовать социальному проектированию (а также планированию и программированию), повышая степень его научной «обоснованности, объективности и эффективности».

Существует также точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку в настоящее время произошло осознание социального проектирования, формируется база методов проектирования. На основании представлений о социальном проектировании, сформированных ранее, развиваются положения положения о социальном проектировании, идущие в рамках управленческой науки.

Выделяются два основных направления в изучении и применении социального проектирования: одно в большей степени опирается на философию, другое - на социологию. Хотя оба направления имеют много общего и часто пересекаются. Так, например, оба направления считают, что социальное проектирование является одним из видов социальной инженерии и в этой роли должно выступать эффективным средством решения актуальных социальных задач. Иногда в высказываниях учёных находили отклик утопические задачи жизнестроительства 20-30-х гг., например: «перерастание социалистических общественных отношений в коммунистические, изменение социальной структуры коллектива, города, стирание неравенства наций, превращение труда в жизненную необходимость личности, развитие личности, укрепление ее уверенности в завтрашнем дне и т.п.». Кризисных моментов, наверное, не избежать, и скорее всего это связано с субъективизмом, от которого никуда не деться в сфере, связанной с социумом, обществом, человеком. Ведь при планировании и проектировании будущего велик соблазн завысить планку, ставя иногда перед обществом такие задачи, к которым оно не готово. Как возможно стереть неравенство, если оно существовало среди людей всегда, на всём протяжении развития человека, сначала это было неравенство в физических возможностях «кто сильнее, тот и прав», неравенство в происхождении «сын вождя», затем стали появляться материальные блага, статус, положение в обществе и прочее. И неравенство между бедными и бесславными с богатыми и власть имеющими выросло до тех пределов, что перекроить общество, отобрав у одних и раздав другим, уже не получится. Ведь неравенство сложилось не только во внешних показателях, но и во внутреннем капитале человека: возможности одних получить более насыщенное и разностороннее развитие (секции, кружки требуют, как правило, дополнительных затрат, иногда немалых - участие в соревнованиях, оплата тренерской работы, закупка костюмов и так далее), более глубокое образование (лицей или гимназия со сложной учебной программой, укомплектованность преподавательским составом, хороший спортивный зал, оснащение компьютерного класса - всё это увеличивает шансы учеников таких лицеев и гимназий на получение более качественного образования и поступление в престижные вузы по сравнению с учениками из небольшой сельской школы, где иногда один преподаватель ведёт по несколько предметов у разных классов), более квалифицированная медицинская помощь и возможность путешествовать.

В настоящее время реально сложились следующие подходы к раскрытию сущности социального проектирования. Первый подход рассматривает проектирование как специфическую деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность. Второй подход трактует социальное проектирование как директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связывая его с реализацией долгосрочных программ и планов развития. Третий подход характеризует социальное проектирование как один из видов социального планирования.

И, наконец, четвертый подход в качестве основной задачи социального проектирования определяет обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях.

Согласно другой классификации и объяснения сути социального проектирования выделяются следующие подходы:

Объективно-ориентированный подход (Г. А. Антонюк, Н. А. Айтов, Ж. Т. Тощенко) - предпочтение отдаётся разработке проектов объективной реальности в социально-проектной деятельности, чётко прорабатываются все требования;

Проблемно-ориентированный подход (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко) - предпочтение отдаётся выработке различных альтернативных образцов решения текущих и перспективных социально значимых проблем;

Субъективно-ориентированный подход (В. А. Луков) - предпочтение отдаётся учёту субъективного восприятия объективного мира со всеми его установками, ценностными ориентациями.

Рассмотрим основные характерные черты, присущие всем социальным проектам:

1) наличие характеристик, которые у проектируемого объекта без проекта не возникают;

2) наличие параметров и условий для реализации;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение заданного промежутка времени.

По мнению ряда авторов (В.И. Курбатова и др.), социальное проектирование является специфической социальной технологией решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и многофакторности их возможных решений. Важная методологическая задача состоит в выявлении системы общих (основных и специфических) групп принципов социального проектирования.

К основным принципам социального проектирования относятся:

Принцип «допустимого порога модификации и модернизации», требующий учета границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который одновременно является и субъектом самоорганизации и саморазвития), степени корректируемости социокультурных процессов, оценки социально значимых последствий их модификации.

Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности - социокультурной среды ее обитания, заключающийся в разработке условий, способствующих саморазвитию социокультурного субъекта (личности, группы, института, общества) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.

Принцип персонифицированности процесса и результатов социального проектирования, означающий альтернативность идей и проектов, создающий условия для свободного самоосуществления и самореализации субъекта средствами социокультурной деятельности. . Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение, требующий соблюдения соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов социокультурной динамики.

Принцип проблемно-целевой ориентации, предполагающий ведущую роль целевой ориентации проектов на решение различного рода социальных проблем.

Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений, причём необходимо учитывать субъективный фактор. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

Противоречивость социального объекта;

Многовекторность развития социального объекта;

Невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

Многофакторность бытия социального объекта;

Наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

Субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

Факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит его, творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.

Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т. е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру).

Социальная технология — это упорядоченная последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов и приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа (указания, решения, распоряжения, нормативы, направляющие социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий).

Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.

Проектный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.

Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности.

1.3 ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Социальные проекты делятся на несколько групп. Ниже представлена их классификация с примерами:

По целевому направлению:

Экология

Медицина. Здоровье

Безопасность

Транспорт

Сервис жизнедеятельности

Социальная адаптация

Образование

Творчество

Духовное просвещение

По административно-территориальному делению мест проживания:

Отдельных представителей общин как граждан страны

Сельских местных общин

Городских местных общин

Районных местных общин

Региональные проекты

Национальные проекты

Международные проекты

По срокам реализации:

Крайне необходимые. В настоящее время. Онлайн.

Мгновенные (1 - 4 недель).

Краткосрочные (1 - 6 месяцев).

Среднесрочные (0,5-1 лет).

Долгосрочные (1-5 лет).

Постоянные.

ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.

1. Уяснение проблемы.

Предметная проблемная ситуация, где некое социальное противоречие требует организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ.

Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее развитие.

3. Паспортизация объекта.

Получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные характеристики системы, влияющие на функционирование и развитие. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п.

Этапы создания паспорта социальной структуры:

а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие;

6) разработка формы паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться);

в) заполнение форм паспорта данными

4. Цель.

Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Чётко сформулированная цель, понимаемая всеми субъектами - залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) потребность - мотив;

б) выбор способов ее удовлетворения (планирование действий);

в) предполагаемые конечные результаты и последствия (желаемые и не желаемые).

В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута; обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

На стадии определения целей необходимо: предусмотреть все противоречия между ними, чтобы избежать конфликта целей, наметить пути устранения конфликта целей, если избежать его невозможно; определить одну из целей в качестве главной, на достижение которой и будет направлено функционирование всей системы.

5. Задачи.

После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой, которые станут этапами достижения целей. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов.

6. Прогнозирование.

Это очень важный этап, суть которого в широком смысле - предвидение, информация о будущем, информация о предположительных результатах. В узком смысле - это специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов.

Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Делается это с целью выявления предположительных результатов, чтобы избежать неудачи и возможности подкорректировать действия. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы.

2. РАБОТА НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Социальное проектирование в Пермском крае находится на достаточно высоком уровне. На данный момент, существует множества программ, направленных на популяризацию социальных проектов. Это различные форумы, гранты, программы. Самыми известными в Пермском крае являются Молодёжный форум «Пермский период», Программа социального проектирования «Мой город. Мои ценности», Краевой конкурс социально-значимых проектов Департамента общественных проектов Администрации губернатора Пермского края. Все эти программы имеют большое значение, с их помощью реализовывались многие пермские проекты.

Прежде чем начинать работу над собственным социальным проектом, следует ознакомиться с существующими. Ниже представленные именно эти проекты, так как мне самой доводилось с ними работать.

1. «Строим лес» - это проект, организаторами которого являются учащиеся муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» Василий Павлов и Евгений Баландин, при поддержке Администрации школы №9 и Администрации города Перми. «Строим лес» призван показать, что решение экологических проблем зависит от каждого человека, и что лишь общими усилиями возможно всё изменить.

Главные мероприятия проекта:

Сбор макулатуры,
-сбор пластика,
-сбор использованных батареек,
-благотворительные ярмарки по принципу 75/25(75% средств от вырученной суммы идут в фонд проекта, 25% средств участник ярмарки может оставить себе, но также он может отдать их в фонд проекта), на которых может продаваться выпечка, поделки, игрушки и т.д.

На все вырученные средства планируются закупка саженцев, из которых будут высаживаться аллеи в парках и скверах населённых пунктов РФ. Так по всей стране появятся "Аллеи Школьников", как символ того, как подрастающее поколение уже сейчас способно повлиять на экологию. Этими аллеями можно заниматься долгое время, ведь после того как будут посажены деревья, можно будет положить плитку, поставить скамейки, урны, а также таблички, на которых будет написана информация об РДШ (Российское движение школьников). Таким образом школьники помогают и администрации, ведь это позволит выделять меньше средств на благоустройство.

На данный момент проект реализуется не только на территории Пермского края, но и в г. Владивосток.

2. «Школа Парламентаризма» - федеральный образовательно-политический проект, целью которого является вовлечение молодёжи в политику и продвижение собственных социальных проектов. В рамках . «Школа Парламентаризма» участники получают: навыки командной работы, опыт публичных выступлений, основы проектного менеджмента, знание региональной и федеральной политической повестки.

Основу образовательной программы составят мастер-классы и обучающие тренинги, деловые игры и сессии. Также в рамках проекта участникам представляется возможность пообщаться с известными политиками и парламентариями, политтехнологами и представителями общественных организаций.

Лучшие участники получают стажировка в государственных органах; возможность стать помощником депутата; представить свой проект и получить рекомендации по его реализации, создать эффективную команду .

Проект реализуется с 2017 года, в этом сезоне приняли участие 78 субъектов РФ, в том числе и Пермский край. Организатором является «Молодая Гвардия Единой России».

3. «Интерактивная история» - это проект, направленный на изучение локальной, отечественной и международной истории через интерактивные и увлекательные формы. В рамках проекта создан Интернет сайт, на котором проводятся конкурсы по разработке исторических игр, исторические онлайн-турниры среди молодежи, также на сайте имеется база исторических интеллектуальных игр (которая регулярно пополняется). Лозунг проекта: Изучай историю играя и путешествуя!

Проект является победителем ряда грантовых конкурсов социально-значимых проектов разных уровней, молодежных премий, конвейеров проектов, победителем Всероссийского фестиваля исторических проектов «Живая история».

В рамках проекта запущен флешмоб «История Прикамья через призму социальных сетей».

Участиники выкладывают в своих профилях социальных сетей как можно больше фотографий на фоне любимых мест в Пермском крае, которые имеют свою историю. Под фото нужно добавить короткую историческую справку и хэштеги флешмоба. Затем создаётся сборник

2.2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

2.2.1 «ИСКУССТВО СПАСАТЬ»

В рамках проекта «Школа парламентаризма», о котором уже было сказано выше, я, вместе со своей командой, подготовила собственный социальный проект «Искусство Спасать»

Это Ежегодный благотворительный аукцион произведений искусств художников из Всероссийской творческой организации «Союз художников России» пермского отделения. Средства, полученные с аукциона, пойдут в пермский фонд для тяжелобольных детей. Параллельно с продажей картин будет происходить знакомство с художниками, авторами произведений. Процесс пожертвования должен стать полезным, приносящим нравственное удовлетворение и общественную пользу

Проблема проекта в том, средств, выделяемых физическими и юридическими лицами, а также грантодателями, чаще всего, недостаточно для решения проблем финансирования фондов. В значительной степени эту проблему можно решить благотворительными аукционами. Именно поэтому мы решили создать Ежегодный благотворительный аукцион произведений искусств «Искусство Спасать».

Средства, полученные с аукциона, пойдут в пермский фонд для тяжелобольных детей, поэтому мероприятие станет площадкой для связи тех, кто желает приобщиться к искусству и «культурной благотворительности» и нуждающимися в помощи детьми.

Цель нашего проекта - проведение благотворительного аукциона 20 декабря 2019 г. на базе музея современного искусства PERMM с привлечением тридцати пермских художников из Всероссийской творческой общественной организации Союза художников России пермского отделения, для сбора денежных средств, которые пойдут на лечение тяжелобольных детей.

В связи с данной целью, были сформулированы следующие задачи:

1. Привлечь художников для участия в аукционе;

2. Провести благотворительный аукциона 20 декабря 2019 г на базе музея современного искусства PERMM;

3. Собрать деньги на лечение тяжелобольных детей;

4. Перевести деньги в пермский благотворительный фонд;

5. Провести мониторинг результатов по проведенному мероприятию.

6. Спланировать мероприятия на следующий год с учётом всех ошибок и пожеланий.

В качестве партнеров будут представлены:

Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» Пермского отделения (ВТОО СХР ПО);

Некоммерческий благотворительный фонд «Берегиня»;

Департамент культуры г.Пермь;

Музей современного искусства PERMM, частная филармония «Триумф» (будет выбран один вариант);

Молодая Гвардия Единой России (МГЕР);

Арт-салон «Художники Перми»;

Кофе-кондитерская «FRESH MIX».

На данном этапе уже заключены партнерские соглашения между руководителем проекта Бизяевой.Е.С и Союзом художников РФ Пермского отделения, а также с МГЕР, благотворительным фондом «Берегиня» и спонсором мероприятия Арт-салоном «Художники Перми».

Устойчивость:

Результат благотворительного аукциона - вырученные деньги, которые могут помочь тяжелобольным детям.

В г. Пермь есть более десяти фирм готовые принять участие в аукционе.

«Союз художников России» Пермского отделения готов сотрудничать и после завершения благотворительного мероприятия.

Данное мероприятие будет проводиться ежегодно, чтобы собирать деньги на благотворительность.

Статистика социального опроса показывает заинтересованность с жителей г.Перми/Пермского края.

Увеличение количества художников, путем привлечения мастеров из Санкт-Петербурга и Москвы на следующее мероприятия. Расширение площадки для проведения мероприятия, увеличение количества участников. Ввести разные ценовые категории лотов аукциона, используя различные форматы картин и уровень мастерства.

Бюджет проекта составил 91.500 рублей. Основные наши затраты - канцелярские товары, аренда помещения, рекламная компания и з/п аукционисту. У нас уже есть имеющаяся сумма в размере 20.000руб, выделенная спонсором арт-салоном «Художники-Перми.

К исследовательской работе прикреплён паспорт данного проекта.

2.2.2 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ГВАРДИЯ»

В рамках деятельности Ленинского местного отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», недавно я начала реализовывать проект «Поэтическая гвардия».

Актуальность проекта заключается в отсутствии постоянной и общей площадки для общения и получения знаний по теме поэзии для школьников и студентов. В настоящее время, организовывается большое кол-во поэтиче-ских вечеров, однако все они локальные (на базе школы, ВУЗа или СУЗа). «Поэтическая гвардия» станет местом, которое может посетить молодёжь, вне зависимости от места жительства и учёбы.

Цель проекта:

Популяризация культуры среди молодёжи города Перми, создание площадки для знакомства и общения школьников и студентов, интересующихся поэзией.

● Содействие культурному воспитанию молодёжи города Перми

● Формирование литературного пространства в городе Перми

● Установление контактов между школьниками и студентами, интересующимися поэзией

● Стимулирование интереса молодёжи к поэзии

На данный момент, уже проведён поэтический вечер «И тот, чьё имя берегу», посвящённый творчеству Сергея Есенина. 21 марта, во Всемирный день поэзии, в Общественном центре Ленинского района, он был организован (положение о мероприятии прикреплено к работе).

Участники мероприятия смогли не только послушать стихи поэта в исполнении чтецов, но и узнать много интересных фактов о жизни и творчестве Сергея Есенина.

В завершение вечера, после небольшого перерыва, был проведен открытый микрофон: ведущие раздали каждому слушателю небольшой сверток со стихотворением. Таким образом, каждый зритель смог почувствовать себя в роли чтеца.

Хотелось бы сразу указать на ошибки первого мероприятия:

Ввиду отсутствия регистрации, до самого начала мероприятия не было известно, сколько человек придёт.

Плохо отрепетированный актёрами сценарий и, соответственно, их ошибки на сцене.

Возникновение проблем с техникой и оборудованием.

Что бы всё вышеперечисленное не появилось вновь на втором мероприятии, мы составили комплекс мер:

Проведение предварительной регистрации, путём заполнения участниками гугл форм.

Увеличение количества репетиций и подбор более профессио-нальных актёров.

Организация генеральной репетиции за день до мероприятия, с одновременной проверкой оборудования.

Следующий поэтический вечер запланирован на 7 мая 2019 года, будет посвящён Дню победы и пройдёт на базе Пермской краевой библиотеки име-ни А.М. Горького. Мы учтём все нюансы и предыдущие ошибки, потому, ме-роприятие обещает быть более качественным и хорошо организованным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, Применение технологий социального проектирования в практике социальной работы способно обеспечить долгосрочные социальные программы развития социальных служб. Так как социальное проектирование состоит из разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, обработки методик, техники и технологии конкретных форм социальной работы. Сказанным определяется актуальность применения социального проектирования в практике социальных служб.

Сегодня деятельность социальных служб регламентируется Постановлениями Министерства труда и социального развития, программами Правительства. Но для улучшения деятельности социальных организаций необходимо привлечение технологий социального проектирования. Так как социальное проектирование призвано решать не только задачи социальной политики, но и основные задачи социальных служб.

Проектирование развития социальных служб помогает населению совершенствовать возможности улучшения условий своей жизни, повышения уровня их благосостояния, материальных ресурсов, а также вносит вклад в социальные отношения, знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, мотивы деятельности.

Социальное проектирование тем самым позволяет решить соединение прогноза, программы или плана социальных служб с реальными изменениями в обществе. Оно позволяет перейти от диагноза реального положения дел и прогнозов к планированию социальных изменений и разработке способов их конкретной реализации. Также посредством социального проектирования формируются исходные цели, анализируется современное положение дел и данные, полученные на основе поисковых прогнозов, определяется круг задач на будущее для решения возникающих проблем. Таким образом, социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. - Минск, 2007.
2. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. - СПб., 2006
3. Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем // Современная архитектура, 1928.
4. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. - М., 2006
5. Карасев О.И., Вишневский К.О. Возможности интеграции Форсайта в
разработку инновационной политики [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ido.ru/ido_press/ido_press/articles/?content_id=1581&news_id=1292
6. Коган Л.Н., Панова С.Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. - Красноярск, 1981.
7. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. - М., 2006
8. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 2006
9. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2001. - 416с.
10. Леньков Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент». - М.: ЦСП и М, 2013. - 192 с.
11. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. - М., 2006
12. Ляхов И.И. Социальное конструирование. - М., 1970.
13. Макарцева Н. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
14. Методологические проблемы социального прогнозирования / Под ред. А.П. Казакова. - Л., 2006
15. Орлов М.А., Сазонов Б.В., Федосеева И.Р. Некоторые вопросы проектирования системы обслуживания быта городского населения // Архитектура СССР, 1970.
16. Розин В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М., 1987.
17. Сазонов Б.В. Методологические проблемы в развитии теории и методики градостроительного проектирования систем в проектировании // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975.
18. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Сафронова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
19. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.
20. Стариков П. А. Пиковые переживания технологии творчества: учебное пособие. - Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011. - 92 с.
21. Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование (методол. основы) // Общественные науки, 1983.
22. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт - М, 2001. - 511с.
23. Третьяк В.П. Структура форсайта / В.П. Третьяк // Отраслевые рынки. - № 1-2 (13). - 2007.
24. Третьяк В.П. Формирование Форсайта в Иркутском регионе / В.П. Третьяк, Н.Я. Калюжнова. - [Электронный ресурс.] - Режим доступа: URL: http//stra.leg:ru/library/global/Prognoz/foresight/
25. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К”», 2007. — 668 с.
26. Щедровицкий Г.П. Проблема объекта в системном проектировании / Избранные труды. - М., 2006
27. Martin, B. Research Foresight and the exploitation of science base. HSMO, London, 1993.

Технология социального проектирования

Л.М. Чабак

Учитель английского языка

МБОУ «Школа №9 с углублённым изучением английского языка»

г. Казань

Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность .

Объектами социального проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:

1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества, а, следовательно, и развития МСУ .

Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах.

Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.

Технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Ниже представлена последовательность шагов в процессе работы над социальным проектом.

Подготовка проекта

Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом

Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами.

Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды.

Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело.

Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение).

Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности

Обучить членов команды основам проектной деятельности

Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков

Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

Шаг № 2. Изучение социальной ситуации

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона

Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона.

Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики

«Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам).

Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:

а) при сохранении существующих тенденций,

б) в случае воздействий на них с целью оптимизации.

Прогнозы развития ситуации.

Составить подробный отчет о проведенном исследовании

Систематизированные материалы отчета

Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Расставить проблемы по степени их значимости

Выделение приоритетной проблемы

Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.

Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.

Сформулировать социальную проблему (или проблемы).

Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)

Определить причины существования данной социальной проблемы

Перечень причин появления проблемы

Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Сформулировать основную цель социального проекта

Четкая формулировка цели проекта.

Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы.

Проектное решение

Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы

Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

Шаг № 5. Составление плана работы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта

Письменно оформленный документ - план работы

Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта

Точный график выполнения плана

Определить ответственных за каждый пункт плана

Список ответственных за реализацию каждого пункта плана

Указать необходимые ресурсы и источники их получения

Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.

Шаг № 6. Составление рабочего графика

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Составить график выполнения всех пунктов плана

Рабочий график

Оформить график в виде таблицы

Письменно оформленный график работ

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Продумать обязанности, необходимые для реализации плана

Перечень обязанностей

Описать основное содержание каждой обязанности

Описание обязанностей

Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта

Список членов команды с указанием обязанностей каждого

Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских)

Список необходимых ресурсов

Составить список источников получения ресурсов

Список источников получения каждого вида ресурса

Шаг № 9. Составление бюджета

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определить источники поступления денежных средств (доходов)

Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них

Составить список предстоящих расходов

Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины

Определить разницу между доходами и расходами

Реализация проекта

Шаг № 11. Составление предложений по проекту

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации

Окончательная редакция плана реализации проекта

Составление краткого резюме проекта

Резюме проекта

Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям

Варианты предложений о совместной деятельности

Составление текста договора о совместной деятельности

Варианты договора

Шаг № 12. Поиск деловых партнеров

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта

Список организаций и лиц

Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах

Информация о деловых партнерах

Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров

Подробная информация

Шаг № 13. Проведение официальных переговоров

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта

Текст договора (устная договоренность)

Подписать договор о сотрудничестве

Подписанный текст договора

Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы

Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время

Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта

Точное и полное выполнение всех пунктов плана

Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта.

Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств.

Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами.

Новая (откорректированная) версия проекта

П редостережения от ошибок

1. Бывает, проектировщики, «очарованные» своим замыслом, забывают исследовать возможность негативных последствий социальных действий, заложенных в проекте.

Не пропускайте процедуру прогнозирования.

2. Зачастую проектировщики подвержены стремлению к «гигантомании», то есть, замахиваются на проект, призванный «привести к счастью все человечество». Как правило, такие проекты принципиально нереализуемы.

Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.

3. В советское время появлялось, да и появляются сейчас, множество «имитационных» проектов. Если разворачивается деятельность по достижению цели, к достижению не предназначенной, то такую деятельность можно назвать единственным словом - имитация.

Для имитатора идеальный проект - долговременная крупномасштабная программа, потребляющая огромные ресурсы, с максимально отсроченным результатом и невозможностью проконтролировать ход ее осуществления на деле. В советское время таким идеальным проектом, разрабатывавшимся десятки лет, был «поворот северных рек». В данном случае определяющей является ориентации на участие в распределении ресурса. Реально это проявляется в том, что размещаясь в пространстве затратной, распределительной системы, любой проект (за исключением тех, которые направлены на преодоление именно этого механизма) в организационно-деятельностном аспекте есть, прежде всего, проект способов участия в распределении ресурсов.

Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.

4. Не имеет смысла изобретать нестандартные методы решения для стандартных задач. Прежде чем «изобретать велосипед» стоит поискать существующие методы решения и выбрать из них оптимальный для вашей социальной ситуации. Творческий подход может привести или к гениальному результату, или к полному провалу.

5 . Любой лидер всегда подвержен искушению чувствовать себя «пупом земли». Ваша команда (Вы ее создаете) – достойна того, чтобы быть услышанной.

Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):
1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
3. Определение целей и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
6. Разработка системы оценки проекта.
7. Формирование общественного мнения.
8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
10. Проведение плановых мероприятий.
11. Анализ результатов работы.

I. Разработка социального проекта

Этап 1 (шаг 1). Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Важно определить, какая проблема волнует жителей вашего города, поселка, села, микрорайона, учащихся школы. Например, работа общественного транспорта, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др. Информация может быть собрана в результате социологического опроса, изучения матери-алов печати, телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.
Определение социальной проблемы - это сложный и важный процесс. На основе сформулированной проблемы будет разрабатываться социальный проект, направленный на реализацию данной социальной проблемы. Социальный проект не должен быть нацелен на решение слишком узкого или широкого вопроса. Иначе такой социальный проект может оказаться неудачным. Для определения содержания социального проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов социальных проблем. При выборе социальной проблемы необходимо учитывать следующее:
- важность данной социальной проблемы для города, поселка, села, микрорайона школы;
- масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы);
- возможность практической реализации проблемы участниками проекта.
Для того чтобы составить программу подготовки и реализации социального проекта, необходимо четко сформулировать социальную проблему.

Этап 2 (шаг 2). Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Необходимо объяснить общественности содержание данной социальной проблемы, добиться одобрения и поддержки с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут. оказать помощь и поддержку, и привлечь их к сотрудничеству.

Этап 3 (шаг 3). Определение целей, задач социального проекта.
Определяются предполагаемые результаты реализации проекта. Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того как будут сформулированы цели проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4 (шаг 4). Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей
На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реа-лизации.
В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В про-грамму обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.

Этап 5 (шаг 5). Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация.
В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.

Этап 6 (шаг 6). Разработка системы оценки проекта.
Разработка системы оценивания - очень важный этап подготовки социального проекта. От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.

Этап 7 (шаг 7). Формирование общественного мнения.
Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.

II. Практическая реализация проекта

Этап 8 (шаг 8). Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.

Этап 9 (шаг 9). Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.
К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться: составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.
Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Этап 10 (шаг 10). Проведение плановых мероприятий.
Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.
Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэто-му нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.

III. Итоги работы над проектом

Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы.
Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Достигнута ли цель проекта?
- Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
- Какой была атмосфера проведения социального проекта?
- Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
- Чему научились в ходе реализации проекта?
- Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

Социальное проектирование - это систематическое описание социального эксперимента, одна из форм опережающего отражения социальной действительности, содержащее предложения относительно данной разработки на практике.

Результат социального проектирования - это научно обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социального проектирования невозможно оцепить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин: чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач? Процесс социального проектирования еще называют социальным конструированием.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Определяя рациональные параметры организации отношений в развивающихся или создаваемых социальных объектах, социальное проектирование выступает промежуточным звеном на пути опредмечивания социальных знаний. В первую очередь, через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.

Выделяют следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее. Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития; во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи; в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития; в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать детерминацию, ее особенности в общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей в свою очередь влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента системы и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняется совокупность этих связей, которая существенно детерминирует поведение системы. Перед нами, таким образом, сложнейшая форма нелинейной причинной зависимости, которая присуща целостным системам вообще и общественной системе в особенности.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. Оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.

О социальном проектировании заговорили совсем недавно. Еще в 1970-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программировании, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование.

Его необходимо характеризовать в рамках связи методологии проектирования и социальных наук, а также в рамках социального действия. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один - низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой потеря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования - это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т.п.

Основными элементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориями являются: система, субъект и объект социального проектирования, социальная технология (как совокупность актов), условия, методы социального проектирования и др.

Важное место в проектной деятельности занимает понятие "система". В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Приведем одно из них.

Система - это целостность, организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации. В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой - относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.

Под объектами социального проектирования понимаются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования.

В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

  • поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника - как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
  • человек - как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
  • элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.);
  • различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);
  • элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.).

Число объектов социального проектирования в эпоху научно-технической революции заметно увеличилось. Основными его объектами являются социальные системы. Каждая обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные, элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы.

Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т.е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели.

При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект - особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

Социальная технология - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие - система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т.п.

Проектный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.

Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы.

Метод - это способ достижения цели; построение социального проекта - определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования.

Выделяют следующие методы социального проектирования: "мозговой атаки", деловой игры, вживания в роль, аналогии, ассоциации, синектики.

Метод "мозговой атаки" связан с генерацией идей, их равноправной конкуренцией, возможностью сопротивления. С помощью этого метода преодолеваются недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций, например проведение совещания, где различная активность участия отдельных членов группы, бессодержательные выступления, сильное влияние конфликтов и противоречивости участников отрицательно сказывается на ходе работы. Указанные недостатки преодолеваются благодаря наличию специалиста - организатора групповой работы.

Метод деловой игры - комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил. Главные цели деловой игры - организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.

Метод вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии предусматривает, что эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, в известных пределах служат образцом, эталоном для конструирования социальных задач и целей.

Метод ассоциации заключается в том, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новых решений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять существующую практику. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Метод синектики основан на том, что несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности.

Статьи по теме: