Фз от 28.12 г 442. Анализ закона о об основах социального обслуживания граждан в РФ

Регионы могут расширять этот перечень. Например, в Московской области 15 категорий граждан получают бесплатную помощь в социальных центрах по всем восьми услугам:

1. Граждане со среднедушевым доходом 1,5 прожиточного минимума или меньше.

2. Представители детей-инвалидов

3. Несовершеннолетние дети

4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов

5. Инвалиды боевых действий

Также одинокие инвалиды, супружеские пары и граждане пожилого возраста из числа:

1. Инвалидов и участников ВОВ

2. Супругов погибших участников ВОВ, не вступивших в повторный брак

3. Бывших несовершеннолетних узников фашизма

4. Награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

5. Награжденных медалью «За оборону Москвы»

6. Героев Советского Союза

7. Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы

8. Героев Соц. Труда

9. Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы

10. Инвалидов боевых действий

1. Ветеранами ВОВ и приравненным к ним лица — 10% от стоимости

2. Гражданам со среднедушевым доходом от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума — 10% от стоимости предоставленных социальных услуг

3. Гражданам со среднедушевым доходом от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума — 20% стоимости предоставленных социальных услуг

4. Гражданам со среднедушевым доходом от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума — 30% стоимости социальных услуг

Если вы не попадаете под эти категории или ваш среднедушевой доход выше прожиточного минимума, услуги придется оплачивать.

Цена за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается по тарифам . Тариф не должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной величиной среднедушевого дохода в регионе.

Цена за стационар рассчитывается по тарифам, которые не превышают 75% от среднедушевого дохода .

Чтобы понять, как это работает, вот пример.

Возьмем одинокого пенсионера из Москвы. Он получает 30 000 рублей в месяц — это его среднедушевой доход.

Прожиточный минимум по Москве — 15 382 рубля. Минимум в своем городе узнавайте на областном сайте Департамента труда.

Умножим эту цифру на 1,5 прожиточных минимума: 1,5×15 385 = 23 073 рубля

Предельный размер среднедушевого дохода нашего пенсионера — 23 073, значит он не сможет получить услуги бесплатно.

Чтобы узнать тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме, воспользуемся формулой:
(30 000 доход — 23 073 прожиточный минимум ) x 50% максимальная разница = 3 463 рубля

Это максимальный тариф на услуги в месяц.

Как получить социальную услугу

Бесплатные и платные услуги предоставляются по-разному. Чтобы получить гарантированные услуги, нужно пройти 5 этапов:

1. Подготовить документы

— Паспорт
— Для ребенка до 14 лет свидетельство о рождении и справка с места жительства
— Паспорт и доверенность от инвалида, если вы представляете его интересы
— Выписку из домовой книги
— Справку о доходах за последний год
— Медицинскую справку о состоянии здоровья, где указана категория инвалидности или травма, которая ограничивает возможности
— Справка, свидетельство или удостоверение, которое подтверждает право на социальную помощь, например, удостоверение участника ВОВ

Это неполный список. В зависимости от ситуации могут потребовать справку об освобождении из тюрьмы, решение суда о признании гражданина недееспособным или другие справки. Позвоните в местное отделение соцзащиты и спросите, какие документы нужны в вашем случае.

2. Подать заявление в соцзащиту по месту проживания

3. Подождать до 7 дней

Социальные услуги предоставляются адресно. Это значит, что комиссия рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Проверка идет до 7 рабочих дней. После — вам либо отказывают, либо назначают индивидуальную программу социального обслуживания.

4. Получить индивидуальную программу социальных услуг

В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах - несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

В наступившем году, социальное обслуживание населения ждут серьёзные перемены. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вносит значительные изменения в систему и порядок предоставления социального обслуживания. Некоторые аспекты нового закона сегодня комментирует министр социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Юрьевна Антимонова:

- Сначала о самом главном: в соответствии с Федеральным законом расширяется перечень поставщиков социальных услуг. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги населению будут оказывать негосударственные поставщики – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели.

Учреждения социального обслуживания населения согласно новому законодательству становятся поставщиками социальных услуг и утрачивают полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Теперь признавать граждан нуждающимися в социальном обслуживании будет уполномоченный орган (комиссия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании).

В сфере социального обслуживания населения делается упор на профилактику и индивидуальный подход. Новым элементом в системе социального обслуживания становится «социальное сопровождение», суть которого заключается в оказании содействия гражданам посредством межведомственного взаимодействия в получении различного вида услуг: юридических, медицинских, психологических, педагогических, а также социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица.

Согласно закону плата за оказание социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, основывается на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Теперь социальные услуги бесплатно будут получать граждане, чей среднедушевой доход не превышает полуторную величину прожиточного минимума. Также законом устанавливается предельный размер платы за социальные услуги.

Предусмотрено создание информационных ресурсов в сфере социального обслуживания – реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.

1. Вопрос: кто имеет право на социальное обслуживание в соответствие с новым законом?

Ответ: Право на социальное обслуживание имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном облуживании из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев. Это пожилые люди, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, граждане без определенного места жительства.

2. Вопрос: кто будет оказывать социальные услуги после вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ?

Ответ: Кроме государственного сектора, в сферу социального обслуживания будут привлекаться негосударственные организации (коммерческие или некоммерческие организации), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, включенные в реестр поставщиков социальных услуг.

3. Вопрос: кто ведет реестр поставщиков социальных услуг?

Ответ: Реестр поставщиков формирует и ведёт министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

4. Вопрос: куда можно обратиться, чтобы получить социальное обслуживание?

Ответ: Обратиться с заявлением для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания можно в комиссию по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, которые будут созданы в каждом муниципальном образовании, в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а также непосредственно к поставщику социальных услуг.

5. Вопрос: где гражданин может узнать информацию об организациях, оказывающих социальные услуги?

Ответ: Информация о поставщиках социальных услуг (место нахождения, контактная информация, сведения о формах социального обслуживания, о видах предоставляемых социальных услуг, а также размере платы и др.) будет располагаться на официальном сайте министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, сайтах и информационных стендах поставщиков социальных услуг.

6. Вопрос: кто может обратиться за предоставлением социальных услуг?

Ответ: Для предоставления социальных услуг гражданин или же его законный представитель может обращаться сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения.

7. Вопрос: в каком случае может быть отказано в предоставлении социальных услуг?

Ответ: Принятие решения об отказе в социальном обслуживании возможно в случае наличия у гражданина (или получателя социальных услуг) медицинских противопоказаний, подтвержденных соответствующим заключением медицинской организации.

8. Вопрос: в каком случае гражданина признают нуждающимся в социальном обслуживании?

Ответ: Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии у него обстоятельств, которые ухудшают либо могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К числу таких обстоятельств, например, относятся: полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание; наличие в семье инвалида и инвалидов (в том числе ребенка-инвалида), нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, а также насилия в семье; отсутствие определенного места жительства; отсутствие работы и средств к существованию.

9. Вопрос: кто имеет право на бесплатное социальное обслуживание?

Ответ: В соответствии с федеральным законодательством установлены следующие категории граждан, имеющие право на бесплатное социальное обслуживание: несовершеннолетние дети, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, а также лица, имеющие на дату обращения среднедушевой доход ниже или равный размеру устанавливаемой предельной величины. В Самарской области данный размер составляет полуторную величину прожиточного минимума. Например: на сегодняшний день величина прожиточного минимума для пенсионеров равна 6082 рублям, соответственно полуторная величина составит 9123 рубля (6082×1,5), таким образом, пожилые граждане и инвалиды Самарской области, чей среднедушевой доход будет равен или ниже 9123 рублей станут получать социальные услуги на дому и в полустационарной форме бесплатно. В регионе предусмотрены также дополнительные категории граждан, к числу которых относятся: лица, впервые признанные инвалидами, в пределах рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида в организациях, оказывающих реабилитационные услуги; лица без определенного места жительства и занятий в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания; женщины с детьми, беременные женщины и совершеннолетние граждане из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в социальных гостиницах или отделениях, оказывающих социальные услуги в стационарных условиях.

10. Вопрос: произойдут ли изменения в оплате за предоставление социальных услуг?

Ответ: С 1 января 2015 года утверждены пределы ежемесячной платы за предоставление социальных услуг. За предоставление услуг на дому и полустационарной форме плата составит не более 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (полторы величины прожиточного минимума). В стационарной форме предел платы – не более 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Например, среднедушевой доход получателя социальных услуг на дому на 01.01.2015 г. составляет 10123 руб., действующий размер прожиточного минимума равен 6082 руб., предельная величина среднедушевого дохода получателя составит 9123 руб. (6082×1,5). 10123-9123= 1000 руб. разница. 50% разницы – 500 руб. Это означает, что получатель социальных услуг может получить услуги на сумму свыше 500 рублей, но оплатит только 500 рублей.

Социальное обслуживание населения как одно из составляющих социальной поддержки населения представляет собой направление деятельности социальных служб в области социальной поддержки, по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, а также иных видов услуг, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату (частичную плату).

Закон предполагает осуществление межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Эффективное функционирование системы социального обслуживания обеспечивается путем контроля (надзора) в области социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

1. Предметом регулирования выступают, как правило, отношения, возникающие по поводу достижения целей в конкретной сфере деятельности, т.е. по существу, предметом регулирования являются правоотношения, объединенные определенными признаками, позволяющими выделить их в отдельную группу. Комментируемый регулирует правоотношения, возникающие по поводу предоставления социального обслуживания.

Комментируемый выступает в качестве основного источника правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, именно он устанавливает основы государственной политики в сфере социального обслуживания. Законодатель выделят три составляющих такой политики: правовую, организационную и экономическую.

Правовая основа представляет собой совокупность норм права, регулирующих основные вопросы в сфере социального обслуживания. Задача комментируемого установить основные правовые "скобы", создать правовой фундамент для построения системы социального обслуживания. Конкретизация правовых норм отводиться подзаконным нормативным правовым актам и нормативным правовым актам субъектов РФ.

1) устанавливает основные понятия, используемые для правового регулирования, и принципы, на которых базируется такое регулирование и вся система социального обслуживания в целом;

Организационные основы социального обслуживания - это, прежде всего, установление порядка предоставления социальных услуг. Комментируемый определяет круг лиц, которые могут выступать в качестве поставщиков социальных услуг, а также приводит критерии, по которым граждане могут быть отнесены к категории "получателя социальных услуг". Устанавливается порядок предоставления социальных услуг, в т.ч. правила обращения за предоставлением таких услуг. Именно через установление круга лиц, которые могут быть организациями социального обслуживания, определение их правового статуса, основ осуществления контроля за деятельностью таких лиц, а также требований к предоставлению социальных услуг и осуществляется организационная роль комментируемого Закона в сфере социального обслуживания.

В соответствии с Конституции РФ вопросы социального обслуживания находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Такая двухуровневая система правового регулирования требует согласованности, четкого разграничения полномочий между субъектами РФ и федеральным центром. Осуществить такое разграничение полномочий призван комментируемый Закон, в которого устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти, в т.ч. специального уполномоченного органа исполнительной власти (Минтруда России), и перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Перечень полномочий установлен исходя из правоприменительной практики, целесообразности, и в целях создания эффективной системы социального обслуживания. Перечни обозначенных полномочий являются открытыми и могут быть дополнены в случае необходимости.

Организация системы социального обслуживания невозможна без установления правового статуса основных участников системы - поставщиков и получателей социальных услуг. Комментируемый в соответствующих главах устанавливает права и обязанности вышеуказанных лиц. Среди особенностей комментируемого Закона можно выделить требование об информационной открытости поставщика социальных услуг, который обязан предоставлять в открытом доступе информацию о своей деятельности. Такая обязанность поставщика корреспондирует с правом получателя социальных услуг на получение доступа к такой информации. Информационная открытость поставщика социальных услуг является одним из гарантирующих элементов организации независимого общественного контроля за качеством оказания социальных услуг.

1) несовершеннолетним детям;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.


Судебная практика по статье 31 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ

    Решение № 2-1175/2018 от 21 сентября 2018 г. по делу № 2-870/2017~М-887/2017

    Рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона. Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского...

    Решение № 2-2507/2018 2-2507/2018~М-2525/2018 М-2525/2018 от 17 сентября 2018 г. по делу № 2-2507/2018

    Железнодорожный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) - Гражданские и административные

    В стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона. В силу ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме...

    Решение № 2-2231/2018 2-2231/2018~М-1992/2018 М-1992/2018 от 18 июля 2018 г. по делу № 2-2231/2018

    Ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года. Статьей 19 ...

    Решение № 2-1568/2018 2-1568/2018~М-919/2018 М-919/2018 от 11 июля 2018 г. по делу № 2-1568/2018

    Центральный районный суд г. Тольятти (Самарская область) - Гражданские и административные

    Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: 1) ...

    Решение № 2-664/2018 2-664/2018 ~ М-586/2018 М-586/2018 от 5 июня 2018 г. по делу № 2-664/2018

    Ленинградский районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Размер которой рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. В части 4 ст. 31 Закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. указано, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами...

    Решение № 2-1377/2018 2-1377/2018 ~ М-1075/2018 М-1075/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1377/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года. В соответствии...

Статьи по теме: