Внеклассное мероприятие для начальных классов, посвящённое Дню космонавтики «Путешествие в страну космонавтики. День космонавтики: сценарий и мероприятия Начальная школа праздник день космонавтики

Начиная планирование мероприятия и сценария Дня космонавтики, главное внимание следует уделить разнообразию его элементов - детям должно быть интересно. Этот праздник проводится с учетом особенностей каждой возрастной категории школьников.

Младшие классы

Маленьких детей не следует перегружать информацией об освоении космического пространства. Мероприятия должны содержать больше подвижных и логических игр. Можно предложить детям создать своими руками оформление для праздника: игрушки, рисунки, поделки, посвященные Дню космонавтики.

Ученикам 1-4 классов информацию следует подавать в игровой форме. Только в этом случае праздник запомнится им надолго и вызовет много положительных эмоций.

Можно выбрать несколько детей из класса и распределить для них роли, дать выучить небольшие стихи. Это поможет вовлечь малышей в ход мероприятия, увеличить степень их участия в проведении праздника.

Старшая школа

Школьникам постарше будет интереснее воспринимать информацию при помощи медиа-презентаций, слайд-шоу. Конкурсы также должны присутствовать в сценарии, описывающем День космонавтики. Классный час будет активным и интересным.

Старшеклассникам предпочтительнее преподносить более серьезную, углубленную информацию по теме мероприятия. Можно уделить внимание биографиям легендарных космонавтов, основным событиям на пути освоения космоса и т. д.

Старшеклассники также должны принимать активное участие в проведении мероприятий ко Дню космонавтики. Это может быть такая форма работы, как распределение ролей между детьми, подготовка информации на заданную тему. Главное, чтобы было оригинально и динамично. Не стоит слишком затягивать проведение мероприятия.

Мотивация детей

Планируя День космонавтики, сценарий следует начать со вступления и мотивации проведения этого мероприятия. Это можно сделать самостоятельно или при участии детей-ведущих.

Обязательно нужно уделить внимание вопросу, почему именно 12 апреля отмечается всенародный праздник. Следует рассказать о подвиге Юрия Гагарина, открывшего путь человечеству к звездам, донести информацию детям в доступной для их возраста форме.

Можно рассказать о событиях, которые предшествовали первому полету в космос, после чего люди стали праздновать День космонавтики. Год 1957 положил начало эре освоения человечеством пространства за пределами нашей планеты.

Конкурсы и игры ко Дню космонавтики для младших школьников

Существует множество конкурсов, которые проводятся в этот день. Маленьким детям будет очень весело, представив себя космонавтами суперсовременного межпланетного корабля, узнать быт астронавтов. Для этого рекомендуется провести конкурс "Завтрак космонавта". На нитке привязывают несколько яблок и предлагают детям съесть фрукты, не касаясь их руками. Почти как в условиях невесомости. Выигрывает тот, кто съест свой "завтрак" быстрее всех.

Конкурс "Настоящий космонавт" позволит принять участие в игре всем желающим. Для его проведения на пол кладется веревка или лента. Каждый конкурсант перед началом своего маршрута 5 раз оборачивается вокруг себя (представляя преодоление перегрузок при выходе на орбиту), а после пытается пройти по прямой, не сходя с пути.

Очень хорошо, если перед проведением праздника была продумана система наград и поощрений для участников.

Тематические творческие работы

Конкурс "Космические художники" также внесет разнообразие в школьный День космонавтики. Поделки, выполненные детьми, должны рассказывать о кометах, астронавтах, звездолетах. Это будет способствовать развитию творчества и принесет много позитива классному часу, посвященному Дню космонавтики.

Также можно предложить построить ракету, на которой дети все вместе отправятся в воображаемый полет к звездам. Перед проведением мероприятия будет интересно предложить детям подготовить музыкальный номер на космическую тему. Такое выступление станет ярким воспоминанием как для участников, так и для зрителей.

Тематические приемы в старшей школе

Составляя сценарий Дня космонавтики для более взрослых учеников, можно уделить внимание таким формам активного участия детей в мероприятии, как викторины, слайд-шоу и заранее подготовленные выступления.

Проводя День космонавтики в школе, можно предложить детям разделиться на 2 группы, выбрать для них названия и принять участие в игре "Привет из космоса". Ученики должны написать послание астронавтов из глубин Вселенной, используя слова на букву "П". Письмо должно быть познавательным и оригинальным. Чье сообщение будет длиннее, та команда и победила.

Понравится всем присутствующим заранее подготовленное музыкальное выступление одного или нескольких участников. Номер репетируется детьми заранее, можно сделать соответствующие костюмы.

Игры для старших школьников ко Дню космонавтики

Еще один интересный конкурс называется "Метеоритный дождь". Космические корабли попали под атаку астероидов. Каждый участник команды должен проявить собранность и взаимопомощь, чтобы избежать столкновения с разрушительными объектами.
Нужно давать правильный ответ "да" или "нет" на поставленный вопрос, чтобы уберечь экипаж корабля от аварии.

Ведущий задает вопросы на космическую тематику. Например:

  • Ю. А. Гагарин облетел вокруг Земли за 1 час 48 минут? (Да)
  • Солнце меньше Земли? (Нет)

Каждый "меткий" ответ добавляет команде 1 балл и помогает ее космическому кораблю избежать столкновения с метеоритом.

Допускается использование более активных конкурсов. Проводя День космонавтики, мероприятия такого типа следует ставить рядом с пассивными формами работы.

Внесет большое оживление в проведение классного часа игра "Ракета". Для этого двум парам предлагается принять участие в построении межпланетного корабля. Желательно если это будет тандем "мальчик и девочка". Ученик поднимает руки и складывает ладони вместе, изображая ракету. Ученица начинает обматывать его бумажным полотенцем, не закрывая лица (оставляя иллюминатор для астронавта). Та пара, которая быстрее справится с заданием, получает награду и звание Главного конструктора.

Материал для проведения мероприятия

День космонавтики в школе должен быть соответствующе оформлен, поэтому необходимо подготовить теоретический материал.

Следует принести портрет Ю. А. Гагарина, материалы для конкурсов, подобрать соответствующее музыкальное сопровождение и слайды. Можно тематически оформить помещение, например звездами, плакатами с рисунками, подготовленными учениками и т. д.

Если планируется выкладка теории, можно с помощью проектора или специальных слайдов представить наглядный материал. Интересные факты о космической промышленности, пространстве Вселенной и другую информацию также будет интересно послушать детям.

Примером для подрастающего поколения станут биографии легендарных космонавтов Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, В. В. Терешковой. Они достигли своей цели благодаря силе характера, упорству, преданности Родине.

Грамотно спланированный День космонавтики в школе станет настоящим событием для всех участников. Такое мероприятие запомнится надолго. Учитывая возрастные особенности детей, проведение Дня космонавтики каждый год будет развивать в школьниках командный дух, чувство уважения, патриотизм, а также творческое мышление, фантазию, умение высказывать свои мысли. Праздник принесет массу ярких впечатлений и позитивных эмоций.

В советскую эпоху День космонавтики считался одним из значительных профессиональных праздников. Начало празднику положил в 1961 году полет в космос Юрия Гагарина. Это был первый выход человека на околоземную орбиту. С той поры космонавтика шагнула неимоверно далеко, интерес во всем мире к далеким планетам с каждым годом увеличивается. Так что не лишним будет провести с детьми познавательно-развлекательное мероприятие на эту тему.

Сценарий рассчитан на детей 10-11 лет. В игре принимают участие 3-4 команды по 6 человек в каждой. Таким образом, в программе будет задействован практически весь класс.

Кабинет или аудиторию, в которой будет проходить праздник, нужно украсить рисунками и плакатами на космическую тему. 1С доске можно прикрепить самый большой рисунок, изображающий вид из иллюминатора космического корабля: далекие звезды, некая планета, на переднем плане пульт управления полетом. В аудитории должно быть достаточно места для того, чтобы можно было разместить все команды. Для проведения программы понадобится Ведущий из взрослых, а также жюри, которое будет вести учет баллов.

Выходит Ведущий.

Ведущий.

Здравствуйте, ребята! Знаете, какой сегодня день? День космонавтики, правильно. Скажите, чем знаменательна эта дата? Верно. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин первым на Земле полетел в космос и облетел нашу планету. Теперь такими полетами уже никого не удивишь. Вот и прекрасно. Значит, сегодня и мы с вами полетим в космос. Наши команды превращаются в космические экипажи. Мы с вами повторим подвиг великих космонавтов. Знаете, как сложно подготовиться к космическому полету? Вы даже не представляете, насколько это тяжело и сколько времени для этого нужно. Однако наши герои не дрейфят. Они прошли все этапы подготовки, мужественно вынесли все трудности и теперь готовы к дальнему полету по направлению к неизведанным галактикам. Экипажи, к старту готовы?

Дети.

Ведущий.

Перед путешествием в команде нужно распределить обязанности по членам экипажа. В каждой из команд должны быть следующие должности: капитан, космобиолог, космозоолог, бортинженер, исследователь, переводчик.

Командам раздаются листки бумаги с вышеперечисленными списками. Каждая команда распределяет своих участников по должностям и передает листки Ведущему. Ведущий собирает списки экипажей и начинает обратный отсчет от десяти до единицы.

Ведущий

Звучит космическая музыка.

Ведущий.

Итак, наш полет начался. Мы покинули пределы Солнечной системы. И вот на нашем пути уже встретилась первая планета. Она уже давно известна ученым. Это Планета Знаний. И первый удар принимают на себя капитаны команд. Чтобы продолжить путешествие, капитанам нужно выполнить задание. За две минуты перечислите все созвездия, которые знаете. Вот вам бумага, записывайте все, что вспомните, а мы потом подсчитаем, кто вспомнил больше созвездий.

Капитанам команд раздают бумагу и ручки. В течение двух минут капитаны записывают названия созвездий, которые им удалось вспомнить, и по истечении времени передают листки жюри, которое и подводит итоги. Та команда, которая назвала большее количество созвездий, получает большее количество баллов. Ведущий зачитывает те созвездия, которые вспомнили капитаны, а затем добавляет еще и неназванные командами созвездия.

Ведущий.

За нашим путешествием наблюдает из своей рубки генеральный адмирал космических дорог вместе со своим штабом (представляет жюри). А наша следующая остановка — на Планете Разумных Растений. Как ясно из названия, здесь живут растения, наделенные разумом. Чтобы продолжить путешествие, необходимо выполнить их задание. Для этого вызываются космобиологи. Ваша задача — за пять минут нарисовать портрет жителей Планеты Разумных Растений. Победит в этом конкурсе та команда, чей рисунок будет наиболее выразительным и живым.

Космобиологам каждой команды выдаются листы бумаги и цветные карандаши. Вся команда может подсказывать, что именно нужно рисовать, но изображать жителей планеты на бумаге нужно все-таки самим космобиологам.

По истечении времени Ведущий собирает рисунки. Перед тем как жюри вынесет свой вердикт относительно количества заработанных каждой командой баллов, Ведущий выносит рисунки на всеобщее обозрение и просит космобиологов представить, кого же они изобразили. Затем рисунки передаются Жюри, которое и определяет количество баллов, заработанных той или иной командой.

Ведущий .

А теперь, ребята, мы прибыли на Планету Смеха. Смех — дело коллективное. В одиночку ведь мало кто смеется, верно? Значит, действовать нужно будет нескольким членам экипажей. Я прошу капитанов команд выбрать по три космонавта от каждой команды для участия в этом конкурсе.

Капитаны выполняют просьбу Ведущего. Таким образом, набирается группа в 9-12 человек.

Ведущий.

Прекрасно. У каждого из вас, ребята, есть хороший шанс принести дополнительные очки в копилку своей команды. Для этого нужно будет удачно сыграть в игру, которая называется «Планетоход». Игра заключается в следующем. Все участники встают в круг. Сейчас я вас посчитаю, чтобы выбрать водящего. (Ведущий произносит считалку и выбирает одного игрока.) Водящий становится в центр круга и начинает изображать планетоход. Как вы его себе представляете? С антенной на голове, большой, металлический, медленно ползущий по незнакомой планете... Задача водящего — изобразив планетоход, рассмешить кого-нибудь из стоящих в кругу. Придется потрудиться. Водящий должен ходить по кругу и произносить фразу: «Я планетоход-1». Тот, кого ему удастся рассмешить, присоединяется к нему, и теперь уже два водящих ходят по кругу, изображая планетоходы. Только второй водящий уже произносит фразу: «Я планетоход-2». Как только еще кто-нибудь засмеется, он тоже присоединяется к планетоходам, но уже называет себя «Планетоходом-3». И так далее — до тех пор, пока останется один не смеющийся игрок. Вот тот, кого не удалось рассмешить, и принесет своей команде дополнительные баллы. Играем!

Ребята выполняют задание Ведущего. Затем все игроки снова распределяются по командам.

Ведущий.

Наш космический корабль движется дальше к незнакомым системам. Наш путь лежит через Планету Внимания. На этой планете живут самые внимательные существа во Вселенной, поэтому тягаться с ними очень и очень сложно. Я думаю, эта работа как раз для исследователей. На соревнование приглашаются исследователи команд. Задание, которое вам предлагают жители Планеты Внимания, таково. Перед вами двенадцать предметов. (Предметы разложены по столу в свободном порядке и закрыты непрозрачной тканью, в их число может входить что угодно — ручка, книга, мягкая игрушка, бинокль, часы, — главное, чтобы предметы были разные, а их число не должно превышать 10-12 штук.) Внимательно смотрите на них в течение 15 секунд. Затем предметы от вас снова закрываются, и вы по памяти перечисляете на листке бумаги все, что увидели на столе. Листок у каждого, конечно же, будет свой, так что списать у соседа не получится. Жители Планеты Внимания не любят, когда школьники друг у друга списывают. По их мнению, это нечестно. Так вот, вы должны перечислить по памяти как можно большее количество предметов, которые вы видели на столе. Стол в число этих предметов не входит! Победит тот, кто составит наиболее полный список предметов.

Ведущий поднимает ткань, открывая предметы на 15 секунд. Затем обратно закрывает их, раздает игрокам листки бумаги, ручки. Игроки составляют свои списки. Естественно, остальные игроки из команд не должны ничего подсказывать. Затем участники игры передают свои ответы жюри, оно подводит итоги, и Ведущий объявляет о результатах конкурса, сравнивая списки с предметами на столе (теперь уже открытыми).

Ведущий.

Однако, нам стоит поторопиться. Летим дальше и попадаем на Планету Диковинных Животных. Здесь придется поработать нашим космозоологам. Представьте себе, вы насмотрелись на этой планете на различных диковинных животных, которых до этого никогда не видели, затем прилетели домой, а вас просят о них рассказать да еще и показать, как они выглядят. Таким образом, ваша задача — изобразить необычное животное с помощью пантомимы, а затем дать его словесный портрет, то есть описать словами. Выиграет тот космозоолог, у которого это получится наиболее артистично и смешно.

Космозоологи из каждой команды выполняют задание.

Жюри подводит итоги. Ведущий объявляет о решении жюри.

Скажите, ребята, кто из вас хотел бы что-нибудь изобрести? Что-нибудь сногсшибательное... Хотели бы вы, чтобы ваше изобретение перевернуло мир, а вы сами стали бы знаменитыми? Сейчас у вас появится возможность проявить свои творческие способности, показать свои задумки, планы. Мы приближаемся к Планете изобретателей. Здешние жители занимаются тем, что изобретают различные машины и приспособления для того, чтобы максимально упростить самим себе жизнь. Они прислали нам свое задание, которое придется выполнить нашим бортинженерам. Бортинженеры, пожалуйста, подойдите ко мне. Ваша задача — изобразить на листе бумаги чертеж космического корабля, на котором мы с вами летим. Как вы его представляете, так и нарисуйте. Для того чтобы выполнить чертеж, вам дается пять минут.

Дети рисуют свои варианты чертежей космического корабля и сдают работы жюри. Жюри выносит свое решение, и Ведущий объявляет победителя этого конкурса.

Ведущий.

А теперь перед нами Планета Фантастики. Здешние жители — это писатели и читатели литературной фантастики. Их библиотеки насчитывают сотни тысяч томов фантастики, и при этом библиотеки все время пополняются, так как писатели никогда не сидят сложа руки и все время пишут что-нибудь новенькое. Они прислали нам вот какое задание... Вам нужно вспомнить как можно больше произведений в жанре фэнтези. Игра командная, то есть в конкурсе участвует вся команда. Можно совещаться друг с другом.

Сейчас команды начнут по очереди называть произведения. За один раз можно назвать только одно произведение. Проиграют те команды, чей запас иссякнет, а победит команда, назвавшая какое-либо произведение последней.

Команды называют литературные произведения.

Объявляется команда, победившая в этом конкурсе.

Ведущий.

А вот и нашлась работа для переводчиков. Мы приближаемся к Планете Понимания. Для общения с местными жителями и приглашаются переводчики каждой команды. Ваша задача — с помощью одних только жестов объяснить инопланетянам, что вы от них хотите. Для каждого переводчика есть специальные задания. (Ведущий раздает каждому переводчику индивидуальное задание на листке бумаги. Задания следующие.: вы хотите поймать черепаху; вы хотите купить трех зайцев; вы хотите сорвать с клумбы розу; вы хотите поиграть в футбол.) Именно эти вещи вам и нужно показать жестами. Постарайтесь быть наиболее артистичными, не скупитесь на жесты. Жюри будет оценивать полноту ответа. Представьте, будто вместо них сидят инопланетяне, которые вас вообще не понимают. Вам дается по минуте на обдумывание ответов.

Проходит минута, переводчики по очереди изображают действия, указанные в заданиях. Жюри оценивает артистизм и ставит командам определенное количество баллов.

Ведущий.

Самое время попеть. Однако инопланетяне и поют не так, как мы с вами. Вот мы прилетели на Планету Гласных. Почему она так называется? Дело в том, что ее жители разговаривают только с помощью гласных звуков, а согласные в речи вообще не употребляют. Давайте-ка вспомним, какие гласные звуки существуют в русском языке... (Ребята называют шесть гласных звуков русского языка.) Отлично, я вижу вы все знаете, значит, и общаться с местными жителями вам будет легко. Один интересный нюанс... Обитатели Планеты Гласных очень любят петь, но так как в ходу у них одни гласные, то и поют они соответствующим образом — только лишь гласными звуками. Задание простое. Вам нужно спеть песню на местном языке, то есть не используя согласных. Каждой команде будут предложены песни на выбор, какие вы захотите спеть. А потом мы вас всех с удовольствием послушаем.

Ребятам предлагается несколько песен на выбор, и каждая команда выбирает себе для пения одну песню из списка. В каждой школе на уроках пения дети учат определенные песни. Поинтересуйтесь у учителя пения, какие песни дети разучивали в последнее время, какие песни они лучше всего усвоили, и предложите ребятам именно их. Можно предложить и другие популярные и любимые песни. Команды дружно исполняют выбранные песни, при этом поют только гласные звуки. Жюри оценивает командную работу. Ведущий объявляет победителей.

Ведущий.

Наше космическое путешествие подходит к концу. Перед нами последняя планета — Планета Сказок. На ней живут сказочники, которые не только любят сказки, но и сами их сочиняют. А еще они коллекционируют сказки. Так вот, ребята, местные жители попросили вас показать им земные сказки. Итак, задание для каждой команды: за десять минут сочинить сказку на космическую тему. Напрягите свое воображение и фантазию. Это может быть история путешествия, история жителей какой-нибудь планеты, эпизод столкновения двух цивилизаций... В общем, постарайтесь своими сказками впечатлить жителей планеты. Когда сказки будут готовы, каждая команда представит свою историю. Сказку может прочитать или один капитан, а может рассказать по ролям вся команда. Прошу, работайте!

Дети сочиняют космические сказки, затем по жребию (снова можно использовать считалку) начинают их представлять зрителям и жюри. Прослушав всех выступающих, жюри выносит свой вердикт относительно этого конкурса, а также подсчитывает общее количество баллов, которые набрали команды за всю игру.

Ведущий.

Вот мы и вернулись из нашего космического путешествия на Землю. Всем спасибо за удачную экспедицию. Видите, сколько планет мы сегодня посетили, со сколькими космическими народами познакомились, сколько поработали. А тем временем жюри уже подвело итоги путешествия. Для какой же из команд оно стало наиболее удачным?

Выходит представитель жюри и объявляет команду-победительницу. Победившим игрокам вручают призы. Ведущий просит зрителей определить, кто из игроков всех команд понравился им больше всего. Наиболее артистичному игроку вручают приз зрительских симпатий.

Ведущий.

На этом наш праздник, посвященный Дню космонавтики, завершается. Желаю вам новых побед и всего хорошего!

Воспитательное мероприятие, посвященное Дню космонавтики, на тему

«Мы и космос: первые шаги во Вселенную»

Данное внеклассное мероприятие посвящено Дню космонавтики. Ориентировано на учащихся 5 – 6 классов. Целью мероприятия является создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство. Формой проведения выбрана интеллектуальная игра. Игровая форма проведения учитывает возрастные особенности детей, способствует формированию активной позиции, умений учащихся работать в команде.

В интеллектуальной игре принимают участие две команды по 6 человек в каждой, которые совершают путешествие по 9 станциям. На каждой станции команды выполняют определенные задания из разных областей знаний. На игровое поле по результатам выполнения заданий вывешивается логотип той или иной команды. Побеждает команда, закрывшая своим логотипом наибольшее количество игровых полей.

Материал, представленный в красочной форме, стимулирует расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса, познавательную активность. Данное внеклассное мероприятие воспитывает такие моральные качества как гордость за страну, патриотизм.

Использование презентации необходимо для визуализации материала, большего проникновения в тему, способствует повышению интереса и внимания учащихся.

Целевая аудитория : 5 – 6 класс

Форма проведения : интеллектуальная игра

Цель мероприятия:

создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство.

Задачи:

    стимулировать расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса;

    развивать интерес к космонавтике как науке, эрудицию, интеллект, умение логически рассуждать;

    научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории;

    воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

    формировать качества активного гражданина.

Планируемые результаты:

    личностные

    развивать самостоятельность в поиске решения различных задач;

    воспитывать уважительное отношение к работе – как своей, так и других людей.

    познавательные УУД

    иметь первоначальные знания о строение космоса;

    уз нать о освоении космоса;

    делать выводы, быстро давать ответ на вопрос.

    регулятивные УУД

    определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии;

    работать по предложенному плану;

    учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

    коммуникативные УУД

    высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу;

    слушать и понимать других, в том числе развивать свою внимательность;

    договариваться о правилах выполнения коллективной работы; учиться выполнять свою роль в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточный материал.

Аудиозаписи песен: «Знаете, каким он парнем был», «Трава у дома», мелодия А.Рыбникова из к/ф «Звездный мальчик», мелодия из к/ф «Гостья из будущего»

Межпредметные связи:

история, литература, русский язык, астрономия, математика, музыка, физика.

Темы для подготовки:

1) планеты Солнечной системы

2) созвездия

3) первые шаги человечества в космос

4) песни «Трава у дома», «Знаете, каким он парнем был»

6) Биография Юрия Гагарина

7) Наши космонавты http://persones.ru/person-18457.html

Ход мероприятия

    Организационный момент. Мотивация. Сообщение темы, цели мероприятия

Звучит музыкальный фон (слайд 2)

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это празник победы человеческого разума, преодолевшего земное притяжение. Для нас стало обыденным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать «что тут особенного»?

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. 12 апреля 1961 года началась новая эра – эра освоения космоса: впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

В день весенний, день апрельский,

Много лет тому назад,

Мчалась в космосе ракета

Завораживая взгляд.

Новость слышала планета:

«Русский парень полетел!»,

И героем-космонавтом

Каждый мальчик стать хотел.

Только первым быть непросто -

Очень сложно первым стать.

Надо вырасти достойным,

Всё уметь и много знать.

Но когда-нибудь ты тоже

Можешь к звёздам полететь.

Ты, дружок, всего добьешься,

Надо только захотеть.

Сегодня в преддверии Дня космонавтики мы с вами проводим интеллектуально-познавательную игру «Мы и космос: шаг во Вселенную». Сейчас вы станете свидетелями работы Центра подготовки космонавтов. И пусть сегодня мы с вами просто играем, но ведь, возможно, наши сегодняшние «космонавты» через несколько лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.

Встречаем экипажи космических кораблей.

Экипажам доложить о готовности.

Докладывают:

Экипаж корабля « Союз

Экипаж корабля « Восток » к космическому рейсу готов. Командир экипажа…

Ребята, сегодня очень многое будет зависеть от вашей предварительной подготовки, организованности, внимания, быстроты реакции к командам. Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.

На протяжении всего полета за работой наших космонавтов будет наблюдать и оценивать их успехи Центр управления полетами

(представление жюри).

    Объяснение правил игры

Экипажи кораблей уже прошли обучение в Центре подготовки космонавтов, и сегодня у них выпускные экзамены. Экипажи проходят последнюю проверку на Земле.

Программа проверки готовности экипажей состоит из 9 модулей. Каждый модуль сосответствует той или иной области знаний, которые могут пригодиться в полете. На игровое поле по результатам выполнения заданий вывешивается логотип того или иного корабля. Побеждает экипаж, закрывший своим логотипом наибольшее количество клеток игрового поля.

По результатам проверки будет сделан вывод о том, какой корабль первым отправиться покорять просторы Вселенной.

Итак, начинаем выпускной экзамен!

    Модуль «Космолингвистика»

Экипажам в далеком космосе могут встретиться другие цивилизации, и они должны уметь находить с ними общий язык. А для этого надо иметь хорошие лингвистические способности.

З адание : за 3 минуты (пока играет музыка) экипажи должны составить как можно больше новых слов из слова «космонавтика», предоставить свои отчеты в Центр управления полетами. Выигрывает экипаж, составивший больше слов.

Зрители тоже могут сдать экзамен по космолингвистике.

(Звучит фоновая музыка «Гостья из будущего», пока дети работают)

(жюри оглашает результаты первого конкурса)

    Модуль «История космонавтики»

Чтобы космонавтом стать, надо много – много знать. Без знания истории возникновения космонавтики невозможно двигаться дальше. Проверим, насколько хорошо наши будущие космонавты знают, как все начиналось.

Задание: за 3 минуты (пока играет мызыка) ответить на 10 вопросов из истории космонавтики, выбрав один правильный ответ из четырех возможных. Побеждает космический экипаж, набравший наибольшее количество правильных ответов.

(звучит фоновая музыка А.Рыбаков «Звездный мальчик»)

А пока экипажи будут работать, экзамен для зрителей. Вам предстоит преодолеть космическое пространство под названием «Загадки». Готовы?

«Космические загадки»

    Осколок от планеты
    Средь звезд несется где-то.
    Он много лет летит-летит,
    Космический … (Метеорит )

    НЛОлетит к соседу
    Из созвездья Андромеды,
    В нем от скуки волком воет
    Злой зеленый …(гуманоид )

    Свет быстрее всех летает,
    Километры не считает.
    Дарит Солнце жизнь планетам,
    Нам – тепло, хвосты – … (кометам )

    Специальный космический есть аппарат,
    Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
    Как одинокий таинственный путник,
    Летит по орбите искусственный … (спутник )

    Освещает ночью путь,
    Звездам не дает заснуть.
    Пусть все спят, ей не до сна,
    В небе светит нам … (Луна )

    Всё комета облетела,
    Всё на небе осмотрела.
    Видит, в космосе нора -
    Это … (черная дыра )

    Он космос покоряет,
    Ракетой управляет,
    Отважный, смелый астронавт
    Зовется просто… (космонавт)

    Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,
    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный … (телескоп)

    Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)

    В черных дырахтемнота
    Чем-то черным занята.
    Там окончил свой полет
    Межпланетный … (звездолет)

    Телескопом сотни лет
    Изучают жизнь планет.
    Нам расскажет обо всем
    Умный дядя … (астроном)

    До Луны не может птица
    Долететь и прилуниться,
    Но зато умеет это
    Делать быстрая …...(ракета)

    Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт ...(Гагарин)

    Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется... (Земля)

    Звездолет - стальная птица,
    Он быстрее света мчится.
    Познает на практике
    Звездные … (галактики)

Давайте проверим, насколько хорошо экипажи справились с заданием.

а) наука об астрах

б) наука о звездных законах

в) наука о кораблевождении

г) наука, изучающая Солнце

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

б) Мир

в) Восток

б) Восток

в) Апполон

б) Восток

в) Апполон

г) Буран

10) Когда и кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты второго конкурса)

    Модуль «Планеты Солнечной системы»

Константин Эдуардович Циолковский писал: «Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Вы не задумывались, как возникла Земля? По одной из гипотез Земля и другие планеты произошли в результате катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета. Из раскаленного вещества Солнца отделились спутники, которые, постепенно остывая, стали планетами.

Сколько планет в нашей Солнечной системе? (8)

До 2006 года считалось, что 9, но 24 августа 2006 года Международный астрономический союз вывел одну планету из общего состава и объявил ее карликовой планетой.

Настоящий космонавт должен знать все планеты своей Солнечной системы и уметь узнавать их по малейшим признакам.

Задание : каждому экипажу будет предложено 2 вопроса. Каждый вопрос состоит из 4 высказываний о некоторой планете. Если вы узнаёте планету с первого высказывания, вам начисляется 4 балла, если со второго - 3 и т.д. Экипажи отвечают по очереди.

Меркурий

4б) Атмосфера на планете практически отсутствует. Дневная температура достигает почти 500°, а ночью поверхность охлаждается до -180°.

3б) Фотографии планеты получены в 1974 году американской межпланетной станцией «Маринер-10»

2б) Темные области планеты названы пустынями, им даны имена героев древней мифологии, связанных с мифами о Гермесе (его имя по римской мифологии и есть название планеты)

1б) Наименьшая из планет земной группы, самая близкая к Солнцу планета.

Марс

4б) На планете находится самая высокая гора в Солнечной система – гора Олимп высотою 27 км

3б) Атмосфера на планете присутствует, но сильно разрежена; в ней часто возникают ветры и даже ураганы.

2б) Американские станции «Викинг - 1» и «Викинг - 2» взяли пробы грунта плантеы; исследования показали, что жизнь на планете отсутствует.

1б) С Земли планета видна звездой красноватого цвета, названа в честь бога войны по римской мифологии.

Сатурн

4б) Планета очень быстро вращается вокруг своей оси с периодом 10часов 15 минут.

3б) Газовая планета – гигант, не имеет твердой поверхности; за счет горячего ядра поддерживает на поверхности температуру -170°

2б) Вокруг планеты движутся 15 спутников, самый крупный из которых Титан – чуть меньше Меркурия.

1б) Вокруг планеты вращается 7 колец из множества отдельных частиц от нескольких сантиметров до 1 – 2 метров в диаметре

Венера

4б) Атмосфера планеты состоит в основном из углекислого газа; поверхность и нижние слои атмосферы постоянно нагреты до температуры 480°.

3б) По размерам и массе планета сходна с Землей, но вращается вокруг своей оси не против часовой стрелки (как Земля и другие планеты), а по часовой стрелке

2б) Ее можно увидеть невооруженным глазом даже при дневном свете.

1б) Вторая планета Солнечной системы, названа в честь древнеримской богини любви

Считалочка для болельщиков

Есть детская считалочка, которая помогает выучить планеты по мере удаления их от Солнца. Хотите выучить планеты Солнечной системы?

Землянику

Половину.

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты третьего конкурса)

    Модуль «Звездный атлас»

Настоящие космонавты хорошо знают звездное небо. Очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия и дали им различные наименования. Например, в средних широтах всегда доступны наблюдению Большая и Малая Медведицы, Кассиопея и Дракон. В 1922 году на Международном астрономическом съезде навели порядок в небесном хозяйстве, уточнили границы и названия созвездий. На сегодня их 88.

Задание: найти за 3 минуты (пока играет музыка) как можно больше названий созведий, спрятанных в таблице. Слова могут ломаться, но не могут пересекаться.

Зрители тоже принимают участие в поиске созвездий.

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты четвертого конкурса)

    Модуль «Музыка и космос»

Космонавты проводят в космосе длительное время, и должны уметь отдыхать, что мы сейчас и проверим.

Задание: из предложенных строчек сложить песню о космосе и исполнить ее всем экипажем.

Песня «Т рава у дома »

Земля в иллюминаторе,

Земля в иллюминаторе,

Земля в иллюминаторе видна,

Как сын грустит о матери,

Как сын грустит о матери,

Грустим мы о Земле, она одна.

А звёзды тем не менее,

А звёзды тем не менее

Чуть ближе, но всё так же холодны,

И как в часы затмения,

И как в часы затмения

Ждём света и земные видим сны.

И снится нам не рокот космодрома,

Не эта ледяная синева,

А снится нам трава, трава у дома

Зелёная, зелёная трава.

Песня «Знаете, каким он парнем был»

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звёздную открыл.

Пламень был и гром, замер космодром,

И сказал негромко он.

Он сказал - поехали, он взмахнул рукой,

Пронёсся над Землёй.

Словно вдоль по Питерской, Питерской

Пронёсся над Землёй.

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты пятого конкурса)

    Модуль «Он сказал «Поехали!»

(Запись ТАСС о полете человека в космос)

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева и имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывные – «Я – Кедр» – узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало - начало выходов человека в открытый космос, начало эры международных космических станций, начало полетов на Луну, к Марсу и Венере.

Задание: А теперь задание для экипажей. Мы проверим, как хорошо вы изучили биографию Юрия Гагарина? Кто даст больше ответов?

Вопросы викторины

    (Клушино Гжатского района Смоленской области )

    На каком самолете совершил свой первый полет Ю. А. Гагарин? (Як-18)

    На каком корабле совершил свой полет в космос Ю. А. Гагарин? («Восток-1»)

    Какое учебное заведение окончил Гагарин, чтобы стать летчиком? кончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского )

    (Формовщик-литейщик)

    В каком воинском звании находился Гагарин во время первого полета в космос? (старший лейтенант)

    (В звании майора )

    Сколько длился полет Гагарина? (108 минут)

    («Кедр»)

    Летая на истребителях и других самолетах, Гагарин частенько брал с собой в полет подушку. С какой целью? (Ю. А. Гагарин подкладывал подушку на сиденье, чтобы в самолетах видеть взлетно-посадочную полосу, так как был невысокого роста)

    (Хоккей и з песни «Знаете, каким он парнем был! Как на лед он с клюшкой выходил…»)

    (На трубе, гармони, баяне)

    Исторический факт. На одном официальном приеме за рубежом Гагарин увидел такое количество столовых приборов, что сначала растерялся, а потом честно признался, что не умеет ими пользоваться. «Сама их путаю! – ответила высокая особа. – Давайте есть, как каждому из нас удобно!» С кем обедал Гагарин? II )

    (Ю. А. Гагарин звание капитана никогда не имел)

    Как назывался самолет, на котором разбился Ю. А. Гагарин? (Миг – 15 УТИ)

    (Огромную каменную ромашку)

    В каком году в целях увековечения памяти Ю.А. Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал город Гжатск Смоленской области в город Гагарин. (В 1968 году)

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты шестого конкурса)

    Модуль «Наши в космосе»

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

Задание: экипажи должны сопоставить фотографии наших космонавтов, которые внесли свой вклад в освоение космоса, и их фамилии.

    Герман Титов

    Валентина Терешкова

    Владимир Комаров

    Алексей Леонов

    Сергей Крикалев

    Владимир Титов

    Модуль «Инопланетная энциклопедия»

Существует предположение, что мы не одни во Вселенной. При полете к другим мирам мы можем встретить представителей внеземных цивилизаций. Космонавты должны быть готовы ко всему, даже к встрече с инопланетными существами. Инопланетная энциклопедия – это подборка фильмов про внеземные цивилизации.

Задание: по заданному видеофрагменту определить, какой это фильм.

    Модуль «Глубокий космос»

Последнее испытание для наших экипажей – это госэкзамен на знание глубин космоса.

Задание: разгадать космический кроссворд

    Итог мероприятия

Программу предполетной подготовки наши космонавты выполнили полностью.

А теперь все внимание на центр управления полетами, который проделал ответственную и сложную работу.

(слово предоставляется жюри )

В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра - свершением».

Мечта (Борис Дворный)

Подоконник ладонями стиснув,
Я стою, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там мои ровесники –
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.

Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравилось наше мероприятие и что вы узнали много интересного и полезного

Центр управления полетами

Экипаж «Союз»

Экипаж «Восток»

Лингвистика и космос

(количество придуманных слов)

История космонавтики

(количество правильных ответов)

Планеты Солнечной системы

(количество баллов, набранных экипажами)

Звездный атлас

(количество найденных созвездий)

Музыка и космос

(наилучшее исполнение песни)

Он сказал «Поехали»

(количество правильных ответов)

Наши в космосе

(количество правильно угаданных фотографий)

Инопланетная энциклопедия

(количество правильно угаданных фильмов)

Глубокий космос

(число угаданных слов)

Победитель

«История космонавтики» Экипаж _______________________

Выберите один правильный ответ из четырех возможных.

    Что означает слово «астрономия»?

а) наука об астрах

б) наука о звездных законах

в) наука о кораблевождении

г) наука, изучающая Солнце

    Какого российского учёного называют основоположником современной космонавтики?

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

    Когда был запущен первый космический спутник Земли?

    Какого советского учёного называют «пионером» освоения космоса?

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

    Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта?

    Когда и кто из космонавтов первый раз ступил на Луну?

    Как называлась российская орбитальная космическая станция, которая была затоплена в 2001 году?

в) Восток

    Как назывался корабль который доставил первого человека в космос?

б) Восток

в) Апполон

    Как назывался первый советский многоразовый космический корабль?

б) Восток

в) Апполон

    Когда и кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?

Ключ к тесту «История космонавтики»

Звездный атлас

  1. скорпион

    козерогэ

  2. близнецы

  3. геркулес

Космический проект

К

М

Е

Т

Е

О

Р

И

Т

С

И

Р

И

У

С

Е

Л

Т

У

Г

А

Г

А

Р

И

Н

Ф

М

А

О

Б

А

Й

К

О

Н

У

Р

Д

Е

С

К

О

Р

О

Л

Е

В

Экипаж: ________________

Задание: найти за 3 минуты как можно больше названий созвездий, спрятанных в таблице (слова могут ломаться, но не могут пересекаться)

Космический кроссворд

Экипаж: _________________

По горизонтали:

2. Кусок небесного тела, падающий на землю.

6. Первый космонавт Земли

9. Главный космодром начала космической эры

10. Генеральный конструктор космических кораблей

По вертикали:

1. «Хвостатое чудовище»

4. Одежда космонавтов

5. Естественный спутник Земли

7. Красная планета

8. Созвездие, ярчайшей зведой которого является Альтаир

Раздел «Наши в космосе»

Экипаж: ________________

Задание: сопоставить фотографии космонавтов с их фамилиями

Валентина Терешкова

Владимир Комаров

Владимир Титов

Алексей Леонов

Герман Титов

Сергей Крикалев

Викторина,

посвященная 50-летию первого полета человека в космос

2. В каком году в СССР появился праздник День космонавтики? (В 1962 году)

4. Ю. А. Гагарин родом из деревни. Какой? (Клушино)

5. На каком самолете совершил свой первый полет Ю. А. Гагарин? (Як-18)

6. На каком корабле совершил свой полет в космос Ю. А. Гагарин? («Восток-1»)

7. Претенденты на первый полет в космос не были лучшими летчиками. Юрий Гагарин, например, числился летчиком 3-го класса. Гораздо важнее были отличное здоровье, возраст (не старше 30 лет), психологическая устойчивость, а также вес (до 72 кг) и рост (не выше 170 см) – только невысокий и худощавый космонавт мог поместиться в кабину «Востока». Какой рост был у Гагарина. (Рост Ю. А. Гагарина был 165 см, а иногда приводится и другое значение – 157 см)

8. Из-за отказа датчика герметичности Юрию Гагарину пришлось 3 часа просидеть в тесной кабине космического корабля, ожидая старта. Что он делал, чтобы время тянулось не так мучительно? (Пел и насвистывал простые популярные песенки (например: «Ландыши, ландыши – светлого мая привет…»)

9. Назовите позывной первого космонавта. («Кедр»)

10. Судьба распорядилась так, что из-за сбоя работы аппаратуры Гагарин приземлился не в расчетной точке, а вблизи города, где впервые сел за штурвал самолета. Назовите город. (Энгельс (Саратовская область)

11. Кто были первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта. (Жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита)

12. В каком звании Юрий Гагарин совершил посадку 12 апреля 1961 года? (В звании майора. За время своего полета Юрий Гагарин сделал стремительную военную карьеру. Он взлетел старшим лейтенантом Военно-воздушных сил, в полете получил звание капитана, а приземлился майором . И все это за 108 минут!)

13. Сколько минут длился первый орбитальный облет Земли, совершенный Ю. А. Гагариным? (108 минут)

15. «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел…» Закончите эту историческую фразу первого космонавта. («Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»)

16. На одном официальном приеме за рубежом Гагарин увидел такое количество столовых приборов, что сначала растерялся, а потом честно признался, что не умеет ими пользоваться. «Сама их путаю! – ответила высокая особа. – Давайте есть, как каждому из нас удобно!» С кем обедал Гагарин? (С королевой Англии Елизаветой II )

17. Какое отношение к Юрию Алексеевичу Гагарину имеет первая женщина-воздухоплаватель Прасковья Юрьевна Гагарина (1762 – 1848)? (Никакое. Они однофамильцы)

18. Летая на истребителях и других самолетах, Гагарин частенько брал с собой в полет подушку. С какой целью? (Ю. А. Гагарин подкладывал подушку на сиденье, чтобы в самолетах видеть взлетно-посадочную полосу, так как был невысокого роста)

19. Назовите любимый вид спорта Юрия Гагарина, о котором упоминается в одной из песен Александры Пахмутовой, посвященной первому космонавту. (Хоккей (Из песни «Знаете, каким он парнем был! Как на лед он с клюшкой выходил…»)

20. Одну из памятных монет советского периода, где Юрий Гагарин изображен в форме капитана, можно назвать казусной. В чем же казус? (Ю. А. Гагарин звание капитана никогда не имел)

21. На каком музыкальном инструменте играл Гагарин? (На трубе, гармони, баяне)

22. Однажды космонавт на спор спрыгнул с балкона второго этажа, чтобы нарвать цветов с клумбы, но, ударившись о торчавший из земли рельс, получил серьезную травму головы. Этот случай мог бы на три года укоротить и без того короткую жизнь самого известного человека планеты. К счастью, тогда все обошлось. В каком году это произошло? (Летом 1965 года)

23. «Книги для меня как родные, как лучшие друзья» , - говорил Гагарин. Но одну, написанную тоже летчиком, выделял среди всех. Назовите ее. (Книга Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей»)

24. С инициативой восстановить этот московский храм, разрушенный большевиками, Юрий Гагарин выступил еще в 1964 году. И не где-нибудь, а на заседании пленума ЦК партии. Предложение было встречено бурными аплодисментами. О каком храме идет речь? (О храме Христа Спасителя)

25. Мало кто знает, что Юрий Гагарин помимо профессии летчика и космонавта имеет и гражданскую профессию. Назовите ее. (Формовщик-литейщик)

26. Юрий Алексеевич Гагарин погиб 27 марта 1968 года во Владимирской области. Около какого города и деревни это произошло? (Около города Киржача у деревни Новоселово)

28. В Звездном городке установлен, пожалуй, самый романтичный памятник Юрию Гагарину. Одна рука космонавта спрятана за спину. Что он в ней держит? (Огромную каменную ромашку)

29. В каком году в целях увековечения памяти Ю.А. Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал город Гжатск Смоленской области в город Гагарин. (В 1968 году)

    Герман Титов - Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза генерал-лейтенант. Родился в 1935 году в селе Верхнее Жилино Алтайского Края. В августе 1961 года Герман Титов совершил второй в истории полет в космос продолжительностью 1 сутки 1 час,сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе - 25 лет 11 месяцев.

    Валентина Терешкова - первая в мире женщина космонавт, Герой Советского Союза, генерал-майор. Родилась 6 марта 1937 года. Валентина Терешкова была зачислена в отряд космонавтов 12 марта 1962 года. 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6 Валентина Терешкова совершила первый в мире полет женщины-космонавта в космос.

    Владимир Комаров - советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, инженер-полковник. Родился 16 марта 1927 года. Владимир Комаров является командиром первого в мире экипажа из трех человек. Полет Владимира Комарова продолжался 1 сутки 2 часа 47 минут 52 секунды. Владимир Комаров трагически погиб 24 апреля 1967 года при возвращении корабля «Союз-1» из космоса (скручивание строп парашюта привело к катастрофе корабля).

    Алексей Леонов - известный российский космонавт. Родился 30 мая 1934года. Алексей Леонов является первым человеком, который в марте 1965 года совершил выход в открытый космос. Продолжительность полёта 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. В ходе этого полёта Леонов первый шагнул в открытый космос и находился там 12 минут 9 секунд.

    Сергей Крикалев - советский и российский космонавт, Герой Советского Союза, Герой России. Родился 27 августа 1958 года. В 2005 году Сергей Крикалев являлся рекордсменом среди космонавтов Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов).

    Владимир Титов - советский и российский космонавт. Родился 1 января 1947года. Владимир Титов является Героем Советского Союза, награжден двумя Орденами Ленина. В 1988 году Франция удостоила Владимира Титова титулом Командир Легиона Славы, а в 1990 году (вместе с Мусой Манаровым) Владимир Титов были награждён медалью U. S. Harmon Prize, в знак признания их мирового рекорда по продолжительности полёта.

Сценарий праздника «День космонавтики»

Данный сценарий будет полезен в работе педагогам-организаторам, вожатым и учителям начальных классов с 1 по 4.

В нём представлены стихи для выступления ребят, происходит знакомство с Ю.А.Гагариным и историей космонавтики. Завершающим этапом является «путешествие в космос», в ходе которого ребята имеют возможность почувствовать себя космонавтом и развивают в себе актёрские способности.

1. Куда девался снег?

Весенней стал водой,

Вот этот ручеёк-

Сугробом был недавно.

Снег - старый, а ручей -

Апрельский, молодой…

И потому весной

Так весело, так славно.

Вед. В один из таких весёлых славных дней 52 года тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники.

Живем мы на нашей планете

В такой удивительный век.

И первым из первых в ракете

Советский летит человек.

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летит он один во Вселенной

Чтоб снова вернуться к Земле.

Вед. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты.
В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли, и полетели в Космос. Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показ картины с изображением Юрия Гагарина)

3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.

За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики - все они честно послужили великой мечте.

Это кто вокруг планеты

В корабле своём летит?

Всем народам шлёт приветы,

С целым миром говорит.

Пообедав во вселенной

Бортовой ведёт дневник…

Это он, обыкновенный

Сельской школы ученик

Так кто же такой Юрий Алексеевич Гагарин? - первый космонавт планеты Земля? Где родился? Как рос, учился? Почему выбрал такую трудную и прекрасную профессию? Почему Родина доверила ему такое опасное и ответственное дело?

Юрий Алексеевич родился в Смоленской области, в городе Гжатске, теперь этот город назван именем героя - Гагарин.

В детстве Юра любил играть в мяч, в прятки, лазать по деревьям. Но беззаботное детство Юры внезапно кончилось: началась Великая Отечественная война.

После войны Юра пошёл в школу. Учиться было трудно: не хватало учебников, тетради шили из старых газет, в школе было очень холодно. Школу Юра окончил на одни пятёрки и пошёл учиться в техникум. Тут же он посещал аэроклуб, где учился водить самолёты и прыгать с парашютом.

Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, которому доверили полёт в космос? (трудолюбивый, выносливый, дисциплинированный, здоровый, не ленивый, добрый)

А кто знает, сколько минут продолжался полёт Ю. Гагарина?(108 мин., менее 2 часов.). В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе

Обычным шумом улица полна

Идёт весна. Рабочий день в разгаре,

И из вселенной радиоволна

Приносит имя русское: ГАГАРИН!

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка взлетает

И мать - Земля, дыханье затая,

Полёт героя - сына наблюдает!

И день обычный праздником цветёт,

Вся жизнь отныне - сказочный полёт,

Гигантский шаг космического века.

С победой люди! Поздравляю вас!

Свершилось! Пробил долгожданный час!

Рванулось к звёздам сердце человека!

После Юрия Гагарина много и других космонавтов побывали в космосе.

Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (Терешкова, Николаев, Леонов, Титов, Савицкая и др.)

Но также, ребята, мы должны с вами всегда помнить человека, который внёс большой вклад в развитие космоса - это Сергей Павлович Королёв, он занимался строением ракет и ракетных систем.

Очень важно

Не забывать имён их -

Всех космонавтов и учёных,

Которые законы нужные открыли

И нам дорогу в космос проложили

Но кто построил первую ракету,

Вы знаете об этом

Конструктор, академик Королёв.

К полёту первый спутник был готов

В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.

Через четыре года новый был успех -

Поднялся в космос первый человек

Гагарин Юрий выполнил полёт

Вокруг земли наш облетел пилот.

Благополучно завершил виток

Космический корабль «Восток»

Титов, Попович, Николаев и Быковский

После Гагарина слетели в космос.

Всё больше космонавтов новых

И Валентина Терешкова

Была средь первых космонавтов.

Конечно, каждый может захотеть

Из космоса на Землю посмотреть

Но хватит ли терпения и сил?

Лишь тот, кто храбро всё переносил,

Отправится в космический полёт.

Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

Игровая шоу-программа
ко дню Космонавтики

Цели: повышать интерес к российской космонавтике, стимулировать учащихся к расширению кругозора, развивать интеллектуальные и физические способности; воспитывать дух здорового соперничества и дружелюбной состязательности.

Ход игровой программы

Класс делится на 2 команды-экипажа («Союз», «Восход», «Восток», «Салют»). Экипажи формируются из учащихся по 5-6 человек.

С давних времён люди смотрели на небо и звёзды, гадали, что же это такое и где они находятся.

Первые представления людей о земле и космосе были очень примитивными. Например, люди считали, что Земля плоская и покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-окияне, а весь мир накрыт хрустальным куполом со множеством сверкающих звёзд.

С тех пор прошло много лет, и даже дошкольники сейчас знают, что земля – круглая, и что она вертится вокруг звезды по имени Солнце. И что таких звёзд в галактике несметное количество, да и самих галактик тоже.

Люди всегда мечта долететь до звёзд, но это стало возможным лишь совсем недавно – в 20 веке. Основателями космонавтики являются Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать "что тут особенного"?

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.

В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева. Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия четырех экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.

Наши космонавты прошли строгий отбор. На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий. Экипажам доложить о готовности.

Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие. Во время игры мы выясним, чья команда лучше знает историю покорения космоса, физику космических полетов. Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам с Земли.

Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним. По ходу нашего путешествия ваши корабли будут собирать на борт космонавтов. У кого к концу путешествия окажется их больше, тот экипаж и выиграл.

Но все-таки экипажи должны пройти последнюю проверку на Земле.

1 конкурс «Предполетная подготовка»

Проверим физическую подготовку .

а) по 2 члена экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены экипажа.

б) Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. (Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч)

А теперь теоретическая подготовка

Вопросы задаются по очереди экипажам:

1. Перечислите планеты солнечной системы.

2. Как называется звезда, которую видно даже днём?

3. Солнце – это планета или звезда?

4. Как называется большое скопление звёзд?

5. Что должно быть на планете, чтобы была возможна жизнь людей?

6. Какие опасности подстерегают человека в открытом космосе?

7. Для чего нужна атмосфера?

8. Какую опасность всему живому несут «озоновые дыры»?

9. Сколько планет в Солнечной системе? Назовите по порядку. (9 планет).

10. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость).

За быстрое прохождение по 1-4 бала (космонавта) и за каждый правильный ответ по 1 баллу

Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК (Видео стартующей ракеты).

Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!"

    конкурс «Выведение корабля на орбиту»

Все готово к полету. Экипаж, прошу занять свои места. Осталось только вывести наш корабль на орбиту.

Итак, задание: одному человеку завязывают глаза и подводят к месту старта. Другой будет давать ему команды куда поворачиваться, сколько шагов сделать, чтобы встать на «орбиту» (1-4 балла)

    конкурс «Земля в иллюминаторе»

Задание художникам: изобразите вид из космоса на нашу планету.

(максимум 4 балла)

    конкурс «В открытый космос»

Как называется костюм космонавта? Как же нашим космонавтам выйти в открытый космос.

Изготовление скафандра из газет с помощью фломастеров и скотча (1-4 балла) .

Надежность костюма проверим сделав несколько кругов по орбите. (За самый надежный скафандр 1 балл)

    конкурс «Космический отдых»

Закончить фразу(1 балл)

1. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд).

2. Только сильных звездолет может взять с собой в (полет).

3. Очень дружно мы живем. Скучных в космос (не берем).

4. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).

    конкурс «Найди планету на строчке»

Найти в строчках стихотворения названия планет.

Нету пены, нету пыли-

Все так убрано

В нашей квартире.

Вдруг входят под ручку

К нам дети соседей,

Два близнеца - Юра и Петя,

И предлагают играть в космонавтов.

Такая шумиха возникла пред стартом-

Сбежались соседи на крик зазывной:

«Плут он!»

(Нептун-первая строка, Уран-вторая строка, Юпитер-шестая строка, Марс-седьмая строка, Земля и Сатурн-восьмая строка, Венера-девятая строка, Плутон­ десятая строка.)

Каждая планета 1 балл

    конкурс «Шифровальщик»

За правильный ответ 3 балла

Зашифрованные телеграммы

3, 15,10, 14, 1, 15, 10, 6

Внимание

17, 16, 19, 1, 5, 12, 1

15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1

Невозможна

31, 17, 10, 5, 6, 14,10, 33

Эпидемия

19, 17, 1, 19, 1, 11, 20, 6, 19, 30

Спасайтесь

    конкурс «Открытый космос»

По 2 члена экипажа встают на один стул. Один держит моток ниток (веревки), второй должен держась за другой конец веревки «фала», спуститься со стула «выйти в открытый космос», собрать с пола перевернутые карточки с буквами, вернуться на «корабль». Вдвоем составляют слово.

Программу полета наши космонавты выполнили полностью.

С благополучным возвращением!

Центр управления полетом подведет итоги полета, назовет победителей, вручит награды.

Статьи по теме: