Владельцы цума. ЦУМ полностью перешел в собственность компании Mercury. Что такое ЦУМ

ЦУМ, располагающийся в самом центре Москвы, в непосредственной близости от историчесих памятников культурного и архитектурного значения (Большой и Малый театр, Московская Оперетта, Исторический музей, Красная площадь, Московский Художественный Театр им. А.П.Чехова, Молодежный Российский Государственный Академический Театр РАМТ), а также выставочных залов (Новый Манеж, Фонд культуры «Екатерина») и гостиничных комплексов мирового известности (Метрополь, Ararat Park Hyatt, The Ritz Carlton).
История ЦУМа началась в 1857 году, когда два шотландских коммерсанта Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз» в здании на Театральной площади. Здесь, на месте сегодняшнего ЦУМа, был создан весьма крупный универсальный магазин, наподобие лондонского «Уайтли» и парижского «Бон Марше». Это был отличный вариант для постройки подобного магазина: рядом Красная площадь, Большой и Малый театры. Неподалеку располагался шикарный Пассаж и Кузнецкий мост – улица дорогих, престижных магазинов.
«Мюр и Мерилиз» стал первым в России универмагом - магазином для представителей среднего класса. Здесь можно было купить почти все: обувь, одежду, парфюмерию, ювелирные украшения, мебель, предметы домашнего обихода, детские игрушки. Все товары московского универмага были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы и опрятны. Управляющие нового универмага, одни из первых в России, кто ввел европейские стандарты торговли: фиксированные цены, возможность обмена товара, периодические распродажи, ежедневная доставка товаров во все части города. Так же, четыре раза в год «Мюр и Мерилиз» издавали каталог товаров, который бесплатно рассылался всем желающим, как и образцы тканей. Любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте, при том, что расходы по доставке (в пределах европейской части) магазин принимал на себя. К концу века количество отделов в магазине Мюра и Мерилиза достигло 44, а количество служащих приблизилось к тысяче.
В феврале 1892 года в магазине произошел сильный пожар, однако его последствия были быстро ликвидированы. «Помещение было полностью обеспечено автоматически действующими огнетушителями, - писал владелец магазина Эндрю Мюр, - и ущерб товарам, думается, проистекал скорее от них и от воды, подаваемой пожарными машинами, чем от огня». Страховка покрыла все потери, но двое пожарных погибли в огне. Это несчастье еще более усилило уныние владельцев, вызванное упадком торговли.
Вечером 24 ноября 1900 года в магазине случился второй пожар. Москва была залита ярко-красным светом на многие версты в округе, а толпы народа собирались близ здания, чтобы посмотреть на такое событие.
Здание магазина сгорело и было принято решение построить новое здание на месте сгоревшего. Проект нового семиэтажного здания разработал известный архитектор Роман Иванович Клейн в стиле английской готики с элементами модерна. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Так же применялись металлические конструкции и стальной каркас здания, выполненный по проекту знаменитого инженера В. Г. Шухова. Хотя магазин не был небоскребом, так или иначе, семиэтажный дом по тем временам считался высоким. Новый способ строительства позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади.
С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Уже к 1913 году в магазине было 80 отделов. Новый магазин вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов. Новшествами универмага «Мюр и Мерилиз» были комната ожидания, справочная, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей, появление которых было весьма удивительно и вызвало настоящую сенсацию.
В 1922 г., с приходом советской власти магазин был национализирован, а 10 марта того же года состоялось открытие самого крупного универмага столицы – Мосторга. Спустя некоторое время магазин был переименован в ЦУМ. В
22:37:09
период Великой Отечественной войны ЦУМ обеспечивал снабжение рабочих по карточной системе, а в помещениях на верхних этажах универмага располагались казармы.
В 1995 г. было решено осуществить реконструкцию здания с целью расширения торговых площадей за счет более рациональной планировки и организации торгового пространства. В 1996 г. в тендере на создание и осуществление проекта модернизации и улучшения универмага победила немецкая фирма ReDesign Einrichtung GmbH (Германия) - достаточно известная проектно-строительная организация, участвовавшая в реконструкции крупнейших европейских супермаркетов и универмагов.
В 1997 году работа над новым, современным обликом центрального здания ЦУМа была завершена. Проведенная модернизация позволила увеличить площадь ЦУМа до 33 тысяч квадратных метров и качественно улучшить инфраструктуру магазина. Покупать вещи в «Центральном. Универсальном. Модном» вновь стало престижно и удобно.
Продолжая вековые традиции, ЦУМ и сегодня – первый и главный «Department store» страны, предлагающий продукцию наивысшего качества.
Выставки и художественные проекты проводятся под эгидой фонда ЦУМ « Art Foundation» (фонд специализируется на современном искусстве). В 2007 году, в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства, ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и проект-инсталляция художника Олега Кулика «Москва. ЦУМ».
В сентябре 2009 года ЦУМ организовал акцию для сбора средств в помощь детям-сиротам, а в марте 2010 года публике представили фотопроект в поддержку борьбы с раком.

Торговые ряды. После его смерти пассаж купил Голофтеев. А в 1892 здесь открылся магазин шотландцев Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза.

Курс рубля ужасно упал по причине низких цен на зерно и неважных урожаев в течение двух лет. И производство, и оптовая торговля в плохом состоянии. «Мюр и Мерилиз» сворачивают свою оптовую торговлю и собираются целиком перейти на розницу, что гораздо менее рискованно.

«Мюр и Мерилиз» стал первым магазином для среднего класса, где можно было купить все, кроме продуктов питания. Товары были высокого качества, а продавцы безукоризненно вежливы. Московский магазин «Мюр и Мерилиз» стал известен по всей России: он бесплатно рассылал каталоги, и любой житель страны мог заказать товар по почте с бесплатной доставкой.

Также здесь была специальная комната без окон. Освещали ее газовые фонари, и московские модницы могли представить, как выбранные наряды будут смотреться вечером в или на Тверском бульваре.

24 ноября 1900 года магазин «Мюр и Мерилиз» сгорел. От здания остались только стены. Владельцы заказали проект нового здания Роману Клейну.

Путеводитель по архитектурным стилям

Решили строить в стиле английской готики. При этом впервые использовали железобетон. И уже в 1908 году магазин открылся вновь. Он был новаторским по оснащению: для покупателей работали справочная, комната ожидания и ресторан. Сенсацией стали электрические лифты. Правда, поначалу эта новинка пугала покупателей.

Комнатка, светлая, как сам свет, легко, воздушно скользит вверх и вниз, увозя и привозя дам, господинов, детей, проваливаясь в пролеты этажей с бесстрашием колдовства, выныривая из пропасти с неуязвимостью заколдованности... Когда же чья-то рука крепко берет мою руку и мы двигаемся к тому, что зовется «лифт», - мужество покидает меня, и я уже готовлюсь к своему «и-и-и»...
Но поза и лицо Муси отрезвляют меня: она боится, я это отлично вижу, - она такая бледная, как когда ее тошнит, но она немножечко улыбается уголками губ и шагает вперед, к лифту. Ноги ступают как в лодку, упругую на волнах, и, объятые блеском, точно ты в зеркале, мы медленно скользим вверх мимо проплывающих потолков (он потолок и пол сразу)... нас повели еще раз к лифту. Он ехал вниз. Пол оборвался под нашей ногой, полетел, как во сне, страшным скольжением, в теле сделалась слабость, ступни ошпарило страхом, и я залилась, к стыду и презрению Муси, на весь «Мюр и Мерилиз» «и-и-и»...

Металлические конструкции и стальной каркас здания по проекту В.Г. Шухова обеспечили обилие света и внутренний простор. А встречала посетителей еще одна инженерная новинка - вращающиеся двери. Но покупатели иногда оказывались зажатыми конструкцией, из-за чего двери окрестили «капканами». Зазевавшиеся могли получить смачную затрещину или пинок створкой. В итоге из-за большого количества жалоб вращающиеся двери убрали.

«Мюр и Мерилиз» оставался роскошным магазином. Говорили, что в него можно войти голым, а выйти полностью одетым. И не просто выйти, а выехать на велосипеде. Не удивительно, что продавщиц отбирали очень тщательно. В народе их называли мюрмерилизочками.

После революции «Мюр и Мерилиз» национализировали. В 1920-е годы он открылся под названием «Мосторг». Вскоре это имя сменили на привычное «ЦУМ» - Центральный Универсальный Магазин.

Там можно было купить все что угодно - от канцелярских скрепок до роскошных норковых манто. Также в ЦУМе впервые в России опробовали систему самообслуживания.

В 1970-е годы к магазину пристроили новое здание. А несколько лет назад появилась еще одна часть. Теперь ЦУМ занимает целый квартал.

Нынешняя реклама считает слово «магазин» неблагозвучным и утверждает, что ЦУМ расшифровывается как «Центральный. Универсальный. Модный». Сейчас на пяти из семи этажей ЦУМа представлено более 1 500 брендов одежды, обуви, парфюмерии, косметики и аксессуаров. А на крыше планируют устроить летние террасы с кафе и ресторанами.

Говорят, что... ...Антон Павлович Чехов очень любил «Мюр и Мерилиз» и даже назвал этими именами своих собак.
...в ЦУМе орудовали жулики-городушники. Они перед закрытием магазина прятались в укромном уголке. А ночью шли на промысел: объедались деликатесами, набирали ценностей. После открытия магазина - исчезали.
Попадались среди городушников даже школьники. Однажды пара подружек «вышли на дело». Сначала они полакомились конфетами, затем облили себя дорогими духами и облачились в обновки. Напоследок девочки выпили легкого вина. А утром их обнаружили спящими в роскошных кроватях в мебельном отделе.
...ЦУМ славился своим мороженым. За хрустящими вафельными стаканчиками с шариками ванильного и шоколадного мороженного выстраивались длинные очереди на удивление иностранцам.

А что о ТЦ ЦУМ знаете вы?

Мария Абакумова

«Если бы у вас был участок на Красной площади, вы бы его продали?» - задавая этот риторический вопрос, владелец площадки с видом на Кремль дает понять, насколько высоко ценит свою собственность. Действительно, цифры ослепляют: стоимость квадратного метра в Третьяковском проезде или в первых домах на Тверской доходит до $30 000 за 1 кв. м, стоимость аренды здесь может быть и $7000, и $10 000 за кв. м в год.

Forbes решил узнать, кто владеет этими сокровищами и получает эти баснословные доходы. Мы отобрали самые крупные объекты из тех, что находятся на расстоянии одного километра от Кремля и приносят своим владельцам деньги. Кремль в плане - треугольник, поэтому карта получилась в виде сердца. По нашим оценкам, стоимость выбранных 19 объектов приближается к $7 млрд.

Разворачивать стройку вокруг Кремля неудобно. Окрестности плотно застроены, территории непосредственно возле красной стены строго охраняются ФСО, подземное пространство переполнено сетями и коммуникациями, да и концентрация исторических памятников здесь выше, чем где-либо. Все это может увеличить себестоимость строительства на 20–30% по сравнению с другими районами центра Москвы. И несмотря на всю эту тесноту, гостиницы, офисы и торговые комплексы здесь прикупили Роман Абрамович, Сулейман Керимов, Аркадий Ротенберг, Дмитрий Рыболовлев, Александр Занадворов, Михаил и Саит-Салам Гуцериевы, Микаил Шишханов и многие другие участники списка Forbes.

Список владельцев мог бы быть намного длиннее, если включить в него всех бывших участников «Золотой сотни», которые когда-то владели проектами вблизи Кремля, но затем почему-либо их утратили. Наблюдая, как переходили из рук в руки самые привлекательные объекты у Кремля, можно изучать новейшую российскую историю.

«[Гостиница]«Москва» - здание, «Россия» - целый квартал! - в интервью, данном несколько лет назад Forbes, девелопер Шалва Чигиринский, который принимал участие в реконструкции обеих гостиниц, не скрывал воодушевления. - «Россия» - совсем другие перспективы». Будучи главой Московской девелоперской компании, которая на паях принадлежала ему и столичному правительству, Чигиринский разрабатывал в начале 2000-х концепцию обновленной гостиницы «Москва». Право реконструировать гостиницу и получить за это часть ее площадей досталось структурам депутата Ашота Егиазаряна, однако Чигиринский, который был хорошим приятелем жены столичного мэра Елены Батуриной (их офисы располагались по соседству в построенном Чигиринским здании в Никитском переулке, Чигиринский утверждал, что оплачивал ее расходы на самолет), получил от города куда более сладкий кусок. А именно проект строительства целого квартала офисов и гостиниц на месте снесенной гостиницы «Россия» - гигантский проект на 300 000–450 000 кв. м с объемом инвестиций $830 млн. Конкуренты Чигиринского обещали вложить в реконструкцию площадки на берегу Москвы-реки, где стояла гостиница, вдвое больше, но конкурсная комиссия, послушная воле Юрия Лужкова, была непреклонна.

Ну и где новый квартал на месте «России»? Чигиринский успел только разобрать остатки гостиницы, затем грянул кризис, девелопер не смог выплачивать долги, новые власти Москвы во главе с Сергеем Собяниным отобрали площадку, а недавно Владимир Путин пожелал видеть на месте пустыря парк. Чигиринский, как и Елена Батурина, давно за границей.

Другой баловень судьбы эпохи Лужкова - совладелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов. В начале 2000-х годов он выкупил у города и миноритарных акционеров (среди них был Иосиф Кобзон) знаменитый «Военторг» на Воздвиженке. Здание разобрали до основания и построили заново, площадь увеличилась с 18 000 до 70 000 кв. м, и до кризиса и смены власти в Москве обновленный торговый комплекс, который отчаянно ругали архитектурные критики, оценивался в $700 млн. Однако после кризиса, закрытия Черкизовского рынка и бегства Тельмана Исмаилова за рубеж (газеты писали, что он поссорился с Владимиром Путиным) объект купил владелец «Нафта Москвы» Сулейман Керимов. Он, в свою очередь, в 2011-м отдал это здание другому олигарху - «королю удобрений» Дмитрию Рыболовлеву: «Военторг» пошел в счет оплаты сделки по приобретению пакета акций химического гиганта «Уралкалий».

Подобных примеров много. Когда-то влиятельный, а сейчас скрывающийся за рубежом депутат Ашот Егиазарян уже лишился гостиницы «Москва» и участка на Софийской набережной - первый проект получили Сулейман Керимов и друг Владимира Путина Аркадий Ротенберг, второй - «Альфа-Групп». Компания «Интеко» Елены Батуриной не построит пятизвездный отель на месте Теплых торговых рядов на Красной площади, хотя еще несколько лет назад дело казалось решенным.

Можно ли владеть недвижимостью вблизи Кремля и не стать жертвой очередной волны передела собственности? Как показывает опыт, можно, если вести бизнес аккуратно и оставаться по возможности незаметным. Владелец бизнес-центра «Романов двор», в котором расположен офис «Тройки Диалог» и который уже много лет сохраняет лидерство по ставкам аренды, Гагик Адибекян начал возводить свой проект еще в 1990-е и постепенно расширил его с 6000 кв. м до нынешних 46 000 кв. м. Адибекян полюбовно улаживал дела с партнерами, когда те хотели заняться другим бизнесом, и ни с кем не воевал. А долей в бизнес-центре «Балчуг Плаза», окна которого также выходят на Кремль, уже очень давно владеет самый договороспособный из российских олигархов Роман Абрамович.

Адрес: ул. Петровка, 2.

Стоимость: $520 млн.

Площадь: 65 000 м2.


Торговый центр «Наутилус»

Адрес: ул. Никольская, 25.

Стоимость: $60 млн.

Владелец: структуры Банка Москвы. По версии МВД, бенефициары - непосредственно Андрей Бородин и Дмитрий Акулинин. В декабре решением Тверского суда Москвы на торговый центр наложен арест.

Площадь: 6700 м2.


«Центральный детский мир на Лубянке»

Адрес: Театральный пр., 5

Стоимость: $260 млн.

Владелец: «Галс-Девелопмент» (ВТБ).

Площадь: 74 000 м2 (планируемая после реконструкции).


Отель «Ритц-Карлтон»

Адрес: ул. Тверская, 3.

Стоимость: $500 млн.

Владелец: Булат Утемуратов («Верный капитал»). Возглавляет рейтинг влиятельных бизнесменов по версии казахского Forbes. Экс-глава администрации президента Нурсултана Назарбаева.

Площадь: 59 300 м2.


Отель «Националь»

Адрес: ул. Моховая, 15/1, стр. 1.

Стоимость: $155 млн.

Владелец: Саит-Салам Гуцериев (группа БИН).

Площадь: 21 530 м2.


Гостиница «Москва»

Адрес: Охотный ряд, 2.

Стоимость: $1,1 млрд.

Владелец: Микаил Шишханов, Сулейман Керимов, Аркадий Ротенберг.

Площадь: 185 000 м2.


Отель «Метрополь»

Адрес: Театральный пр., 2.

Стоимость: $280 млн.

Владелец: Александр Клячин (KR Properties).

Площадь: 39 400 м2.


Галерея бутиков в Третьяковском проезде

Стоимость: $100–160 млн.

Владелец: компания Mercury (Леонид Фридлянд и Леонид Струнин).

Площадь: около 10 000 м2.


Торгово-офисный центр «Никольская плаза»

Адрес: ул. Никольская, 10.

Стоимость: $250 млн.

Владелец: Инвестиционно-строительный холдинг «Руцог», основатель Григорян Рубен Цокалович. В портфеле холдинга несколько жилых домов и бизнес-центр «Олимпик Плаза» у метро «Проспект Мира».

Площадь: 40 000 м2.


Бизнес-центр «Романов двор»

Адрес: Романов пер., 4.

Стоимость: $380 млн.

Владелец: Гагик Адибекян, основатель компании RD Group.

Площадь: 65 000 м2.


Торговый центр «Охотный Ряд»

Адрес: Манежная пл., 1, стр. 2.

Стоимость: $750 млн.

Владелец: Александр Занадворов.

Площадь: 62 300 м2.


Адрес: Красная пл., 3.

Стоимость: $625 млн.

Владелец: здание ГУМа принадлежит государству, но до 2059 года находится в аренде у группы Bosco Михаила Куснировича.

Площадь: 75 000 м2.


«Военторг»

Адрес: ул. Воздвиженка, 10.

Стоимость: $350 млн.

Владелец: Дмитрий Рыболовлев.

Площадь: 70 000 м2.


«Гостиный двор»

Адрес: ул. Ильинка, 4.

Стоимость: $320 млн.

Владелец: город Москва, Михаил Хубутия (владеет долей и управляет «Гостиным двором»).

Площадь: 80 000 м2.


Отель «Балчуг Кемпински Москва»

Адрес: ул. Балчуг, 1.

Стоимость: $185 млн.

Владелец: J&T Real Estate (словацкий бизнесмен Петер Корбачка, брат Романа Корбачки, совладельца Номос-банка).

Площадь: 23 000 м2.


Пустырь на месте гостиницы «Россия»

Адрес: ул. Воздвиженка, 10.

Стоимость: $1,5 млрд (до отмены проекта).

Владелец: город Москва, до прошлого года фирмы Шалвы Чигиринского.

Площадь: 13 га.


Бизнес-центр «Царев сад»

Адрес: Болотная ул., 10, стр. 1

Стоимость: $220–250 млн

Владелец: «Cбербанк капитал»

Площадь: 72 000 м2


Бизнес-центр «Балчуг Плаза»

Адрес: Болотная ул., 10, стр. 1.

Стоимость: $170 млн.

Владелец: Роман Абрамович, Александр Чигиринский. Их компания «Снегири» возвела еще несколько более мелких зданий по соседству.

Площадь: 29 700 м2.


Пустырь на месте будущей гостиницы Four Seasons

Адрес: Софийская наб., вл. 4–10.

Стоимость: $160–180 млн.

Владелец: «Альфа-Групп».

Площадь: 3 га, площадь будущего проекта 47 000 м2.

История ЦУМа

Зарубежные фотографы у Мосторга, 1931.

В 1857 году коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз ».

В 1880-х годах торговый дом купил здание для магазина на Театральной площади .

В 1908 году было построено новое здание в стиле европейской готики с элементами модерна. Над проектом работал известный архитектор Р. И. Клейн . «Мюр и Мерилиз» был крупным универмагом, где покупали одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию, детские игрушки.

Магазин вызвал интерес современников:

В течение XX века здание несколько раз реконструировалось. Последняя по времени реконструкция была проведена в 2007 году.

Современность ЦУМа

Появление новых коллекций в ЦУМе сопровождают ежесезонные рекламные кампании со звездами модного бизнеса - Милой Йовович , Наоми Кэмпбелл , Дарьей Вербови , Малгосей Белой, Матиасом Лауридсеном. В мероприятиях ЦУМа участвуют известные модельеры, такие как Каролина Эррера , Ролан Муре, Виктория Бекхэм .

Филиалы ЦУМа

В апреле 2008 года открылся ЦУМ в Барвихе Luxury Village ,

В июле 2009 года в Меге «Теплый Стан» появился ЦУМ Outlet (магазин распродаж коллекций ведущих марок ЦУМа).

Благотворительная и культурная деятельность

Подсветка здания ЦУМа

Выставки и художественные проекты проводятся под эгидой фонда ЦУМ Art Foundation (фонд специализируется на современном искусстве). В 2007 году, в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства , ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство ». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и проект-инсталляция художника Олега Кулика «Москва. ЦУМ»

В сентябре 2009 года ЦУМ организовал акцию для сбора средств в помощь детям-сиротам. В марте 2010 года публике представили фотопроект в поддержку борьбы с раком.

Скандалы вокруг ЦУМа

В августе 2007 года, в период ажиотажа в связи с началом нового учебного года, граждан возмутила серия билбордов , размещенных в окнах ЦУМа и адресованных младшим школьникам.

Девочка, героиня билбордов заявляла :

«Кто не в PRADA, тот лох!»

«Папочка! Если ты меня правда любиш, купи! купи! купи! мне туфли, платье, шляпку!!! Dolce & Gabbana, Armani и Prada»

«Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки! А вы, два старых урода, мне больше не нужны!»,

«Свет мой, ЦУМ, скажи, я-ль в школе всех моднее»

В мае 2011 года разразился очередной скандал. На территории, прилегающей к ЦУМу появились стикеры с изображением президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина в спортивной одежде. Первые лица страны «рекламировали» новую весенне-летнюю коллекцию. На плакатах был изображен логотип ЦУМа. В универмаге заявили, что акция проходила без ведома и согласования с руководством универмага: «Мы обязательно поставим в курс дела службу безопасности, чтобы она разобралась в случившемся». Авторов рекламы, по официальным данным, так и не нашли.

29 октября 2011 года Центральному универмагу пришлось отказаться от очередной рекламной задумки - инсталляций «Акробатика и эстетика». Акробатика заключалась в том, что парам манекенов в виде роботов периодически меняли позы.

Тем не менее, члены общественной организации «Профсоюз граждан России » и часть граждан Москвы обнаружили в самих позах однозначный сексуальный подтекст и устроили пикетирование у витрин. По мнению активистов организации роботы-манекены имитируют совокупляющиеся человеческие фигуры, причем часть этих пошлых «инсталляций» была выставлена непосредственно напротив здания Большого театра, открытие которого после затянувшейся реставрации ждет культурная общественность всего мира.

Несколько лет назад была проведена крупномасштабная реконструкция исторического здания Центрального универсального магазина (ЦУМа) в центре Москвы. Одним из подрядчиков проекта по строительству новой очереди универмага стала бельгийская компания Decomo, которая специализируется на производстве архитектурного сборного бетона (architectural precast concrete).

История здания, в котором сейчас находится один из крупнейших европейских универмагов - ЦУМ, началась еще в далеких 1880-х годах, когда торговый дом «Мюр и Мерилиз», основанный шотландцами Арчибальдом Мерилизом и Эндрю Мюром, приобрел это здание. Это был первый в России торговый центр для людей среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов.

Магазин «Мюр и Мерилиз» очень быстро стал известен по всей России, так как 4 раза в год издавался каталог товаров, который бесплатно рассылался всем желающим так же, как и образцы тканей - любой житель страны мог заказать товар по почте. В письмах А.П. Чехова из Ялты можно найти такие строки: «…Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (N 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров… Если фуражки-американки (N 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлёт еще и фуражку…»

Современное здание ЦУМа, построенное еще в 1908 г., является образцом европейской готики с элементами модерна. Над проектом семиэтажного здания работал известный архитектор Р.И. Клейн, автор проекта «Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина». При строительстве впервые в России был использован железобетон. Новый способ позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади, обходиться без традиционных широких колонн и использовать железные и стальные конструкции для значительного увеличения оконного пространства.

Здание ЦУМа неоднократно реконструировалось и расширялось, но в стиле типичной для тех времен архитектуры и без особого блеска. А последняя реконструкция и очередное расширение универмага проводилась с 2004 по 2007 годы. Вот про этот период жизни знаменитого здания мы сегодня и расскажем.

Заказчик застройки хотел видеть фасад, который мог бы и конкурировать, и гармонировать с первоначальным. Московское архитектурное бюро «Андрей Меерсон и партнеры» спроектировало для этого классический фасад с очень выраженным рельефом, колоннами с большими цоколями и ионийскими капителями, сильно выступающими карнизами, а также выделяющимися стыками.

Сначала для облицовки фасадов собирались использовать природный камень с Урала, но затем выбор пал на архитектурный сборный бетон - долговечный и сверхсовременный продукт, который дает больше возможностей при воплощении архитектурных идей в реальность. При этом пластичные возможности бетона остаются вне конкуренции.

Так как архитектурный бетон в России практически не производится, то в качестве подрядчика для производства фасадов была выбрана бельгийская компания Decomo, имеющая большой опыт использования сборного и полированного бетона в архитектуре. Про один из проектов, реализованных компанией Decomo - - мы уже рассказывали на страницах нашего онлайн журнала.

Все элементы фасадов были произведены в г. Мукроне в Бельгии - общая площадь бетонной поверхности составила примерно 6300 кв.м объемом около 860 кубометров, а количество готовых деталей было изготовлено ни много ни мало - 1100 штук.

Фасадные элементы были 2-х типов. Первый тип, «ЦУМ I», до большого карниза на высоте 13,40 м был определен составным самонесущим фасадом. Детали толщиной до 15 см устанавливались на подготовленный фундамент и соединялись друг с другом штифтами, а с обратной стороны крепились к основной стене анкерами из высококачественной стали.

Вторая часть фасада, «ЦУМ II», была смонтирована выше большого карниза и представляет собой навесные элементы. Детали толщиной 12 см крепились с помощью специальных фасадных анкеров в просверленных отверстиях на неотделанной постройке.

Для изготовления форм специалисты Decomo используют различные материалы - преимущественно древесину, а также металл и жесткую пластмассу.

Компания Decomo славится своим качеством, поэтому на фабрике в Мукроне был создан образец фасада 1:1 высотой 13 м. Сначала была произведена точная сборка всех деталей фасада, утвержден стандарт качества и программа поставок элементов в Россию.

Только после этого началось изготовление. Все 1100 готовых деталей для стройплощадки были произведены в определенной последовательности. Перевозка готовых деталей до Москвы занимала 8-10 дней.

Для покраски фасадов из архитектурного бетона был выбран серо-зеленоватый цвет. После монтажа фасадов к работе приступила команда специалистов по бетонной косметике. Затем фасады были обработаны кислотой и произведена защита от граффити и гидрофобирунга.

В результате в центре Москвы появилось новое здание для легендарного универмага, которое, с одной стороны абсолютно гармонирует с историческим зданием ЦУМа, а с другой стороны, является ультрасовременным по использованным материалам и технологиям строительства.

Статьи по теме: