Расчет плановой стоимости жизненного цикла. Методика расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, оборудование и комплектующие, поставляемые на ОАО «твз. Термины и сокращения

В-третьих, необходимо сделать расчеты сокращения прибыли, вызванного уходом потребителей. Если мы имеем дело с индивидуальным потребителем , упущенная прибыль равна стоимости жизненного цикла потребителя - текущей прибыли, которую компания могла бы получить, если бы покупатель не отказался от ее услуг. Одна ведущая компания по транспортным перевозкам рассчитала упущенную прибыль для группы потерянных потребителей следующим образом.  


Предположим, что компания производит расчет средней стоимости жизненного цикла потребителя.  

Несколько иной оттенок имеет понятие качества в технической практике. Здесь принято считать более качественной продукцию, отдельные свойства которой превосходят ранее достигнутые в отечественной или зарубежной промышленности. Показателем качества при этом становится мера совершенства конструкции, чистота обработки материала, мощность машины, производительность станка или какой-либо другой чисто технический параметр. Особенность такого понимания качества - его безотносительность к экономическим результатам потребления продукции. Конечно, такой голый техницизм в демонстративной форме в настоящее время почти изжит. К инженерам пришло осознание, что существенны не только сами по себе технические свойства продукта, но, главным образом, то, насколько они удовлетворяют определенную потребность . Поэтому техническое совершенство продукции признается потребителем лишь в той мере, в какой оно повышает степень его удовлетворения при заданном бюджетном ограничении . "Технически качество может быть очень высоким, а экономически - нет". [З.С.14]. Например, промышленный робот с 10-ю степенями свободы рабочих органов может заменить несколько рабочих сборщиков и сварщиков, но ввиду большой стоимости управляющей системы его применение пока экономически нецелесообразно. Слово "пока" здесь оттеняет важное соображение о том, что экономически целесообразный предел совершенствования технических параметров изделия это всегда вопрос меры, выявляемой оптимизационным расчетом для конкретного этапа жизненного цикла данного изделия. Со временем оптимальное значение любого качественного параметра сдвигается на более высокий уровень в технологически освоенной области. Но такой сдвиг не произволен, а обусловлен взаимодействием комплекса технических, экономических, социальных, демографических, экологических факторов . Стратегия управления качеством во многом опирается на экономически обоснованный факторный прогноз оптимальных величин качественных параметров продукции. Таким образом, будучи принципиально непрерывным и бесконечным, процесс повышения качества представляет известную из диалектики узловую линию мер, т.е. последовательных оптимальных для своего времени ступеней восхождения к совершенству. Это имеет огромное значение.  

Тогда прибыльность составит П = (1,0/4,0) X 100 = = 25% амортизационный срок службы - 40/4 = 10 лет В0 = 40/10 = 4,0 млн д.е. Преимущества этого метода простота расчетов и понимания, возможность сравнения альтернативных вариантов, учет амортизации и жизненного цикла продукции недостатки - игнорирует изменения в уровнях дохода и инвестиций в различные периоды (т.к. основан на заранее определенном уровне исполнения), пренебрегает тем, что денежные доходы , которые получены позже, не обладают той же стоимостью, что полученные ранее (т. е. млн д. е. в первый год имеет ту же ценность, что и в другие годы). К тому же нет достаточных обоснований определения прибыльности амортизации.  

В табл. 5.7 приведены результаты расчета остаточной стоимости данной техники по годам жизненного цикла (К), определяемой как разница между суммой остаточной стоимости техники предшествующего года (f i) и капитальных вложений данного года (Kt) и суммой возмещения стоимости (амортизации) в данном году  

Правильное использование модели приведенных дивидендов требует выполнения сложных расчетов. Каковы ожидаемые в будущем темпы роста компании в течение ее жизненного цикла Какой объем денежных средств будет генерировать компания Какую ставку дисконтирования следует применять при составлении прогноза денежных потоков Ответы на эти весьма непростые вопросы являются обязательными переменными, которые надо вводить в модель приведенных дивидендов. Трудности усугубляются опасением, что из-за неопределенности долгосрочных прогнозов применение этой модели станет сомнительным упражнением. Возникает и дополнительная проблема, связанная с тем, что стоимость весьма зависит от состояния компании малейшее изменение темпов ее роста или ставки дисконтирования может очень сильно повлиять на стоимость. Поэтому-то инвесторы для определения стоимости часто ищут короткие пути (используют модели второго порядка).  

Результаты проведенных исследований показывают, что поток инвестиций в реконструкцию и санацию существующей застройки в ближайшее время будет возрастать. Практика различных видов проектов восстановления зданий (ремонт, реконструкция, санация и др.) показывает, что максимальная стоимость таких работ не превышает 80 % сметной стоимости нового строительства подобных зданий, а в большинстве случаев колеблется от 25% до 50%. При этом существовавшие подходы к разработке и оценке проектов реконструкции и санации общественных зданий далеки от совершенства. Проекты не предусматривают разработку и сравнение вариантов, их оценку, выбор рационального, анализ жизненного цикла проекта (ЖЦП) определение его стоимости на начало проектирования с учетом дисконтирования, расчет рисков , а так же применение методологии Управления Проектами . как механизма реализации проектов.  

Расчет стоимости жизненного цикла (Life- y le osting) - Метод включения затрат приобретения , оперирования и размещения при рассмотрении различных альтернатив.  

Простота расчета Простота для понимания и традиции применения Соответствие общепринятым методам бухучета и, как следствие, доступность исходной информации Привязка к учетным данным (обычно доход определяют не по денежным потокам , а по данным бухгалтерского учета) Инвестиции производят для получения выгод, превышающих затраты. Критерий окупаемости показывает, когда инвестор сможет "вернуть свое", и ничего не говорит о том, какую выгоду принесет проект за пределами срока окупаемости . В результате инвестиционное предложение с меньшим сроком окупаемости может показаться более предпочтительным, чем вариант, способный принести больший суммарный доход Риск учитывается лишь косвенно (разность между длительностью жизненного цикла проекта и сроком окупаемости - это "запас времени" для того, чтобы проект стал экономически выгодным) Не учитывается альтернативная стоимость используемых для проекта ресурсов (денежных, кадровых, информационных и т.д). Неаддитивность (окупаемость проекта не равна сумме окупаемостей его этапов)  

Предположим, что аналогичные расчеты производит менеджер супермаркета. По его данным, средняя английская семья расходует на покупку бакалейных товаров около 50 в неделю, что составляет примерно 2,6 тыс. в год. В расчете на период

1.Расчет стоимости жизненного цикла вагонов грузового парка ………………………….…………………………………………………….3

1.1. Расчет стоимости жизненного цикла полувагона с глухим полом………..6

1.1.1 Исходные данные для расчета стоимости жизненного цикла полувагона…………………………………………………………………6

1.2 Определение стоимости жизненного цикла полувагона……………...……8

1.2.1 Определение дохода от эксплуатации вагона ………………………….8

1.2.2 Определение ремонтных затрат…………………………...………….…9

1.2.3 Определение эксплуатационных расходов, зависящих от размеров движения…………………………………………………………………11

1.2.4 Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений…………………………………………………………………14

1.2.5 Расчёт ликвидационной стоимости вагона……………………………………………………………………..15

1.2.6 Определение стоимости жизненного цикла вагона и чистого дохода

от эксплуатации………………………………………………..................15

1. Расчет стоимости жизненного цикла вагонов грузового парка

Для оценки экономической эффективности новой техники на железнодорожном транспорте в настоящее время кроме показателя экономической эффективности используется показатель стоимости жизненного цикла (Life Cycle Cost).Стоимость жизненного цикла подвижного состава включает затраты единовременного характера – инвестиции и текущие (эксплуатационные) расходы за срок службы технического средства, включая расходы на утилизацию.

Жизненный цикл – это совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы подвижного состава. Если единица подвижного состава подвергается модернизации, то она тоже является составной частью жизненного цикла.

Выделяют следующие стадии (этапы) жизненного изделия:

● выработка концепций и определений;

● опытно-конструкторские работы;

● изготовление изделия;

● внедрение изделия в эксплуатацию с проведением сопутствующих мероприятий (модернизация и дооснащение ремонтной базы, обучение персонала и др.);

● эксплуатация, включая техническое обслуживание, и все виды ремонта;

● изъятие и утилизация.

Продолжительность жизненного цикла – период времени между выработкой концепции изделия и его изъятием из обращения. Для единиц подвижного состава железных дорог продолжительностью жизненного цикла обычно считают срок их службы. Он определяется как полная календарная продолжительность эксплуатации единицы подвижного состава до ее исключения из состава основных фондов ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Различают следующие виды срока службы:

● назначенный – срок службы, принятый согласно техническим условиям на поставку технического средства, по достижению которого его эксплуатация должна быть прекращена вне зависимости от состояния технического средства;

● расчетный – принятый для прогнозирования затрат на элементы жизненного цикла;

● экономически оптимальный, определенный в т.ч. и с учетом морального старения технического средства;

● фактически реализованный.

Стоимость жизненного цикла (СЖЦ) – это совокупные издержки потребителя на приобретение и использование техники за срок ее службы.

Основной целью определения СЖЦ является оценка и оптимизация стоимости изделия и эксплуатационных затрат при удовлетворении установленных требований к техническим характеристикам единицы подвижного состава, безопасности, надежности, ремонтопригодности и др.

Рассматривая стадии жизненного цикла технического средства, можно сделать заключение о том, что каждая стадия требует определенных затрат. Затраты первых трех стадий будут определяться расходами производителя техники и найдут свое отражение в первоначальной стоимости изделия. Затраты остальных стадий проявляются у потребителя. Следовательно, общую СЖЦ изделия можно разделить на две основные части:

● затраты, связанные с приобретением единицы подвижного состава (цена приобретения и сопутствующие затраты на внедрение);

● затраты, связанные с владением и утилизацией.

СЖЦ подвижного состава может оцениваться на любой стадии жизненного цикла или на всех стадиях. Как правило, СЖЦ анализируется на этапе приобретения единицы подвижного состава для сравнения с существующими аналогами.

Исходя из изложенного, СЖЦ подвижного состава можно определить по формуле

где СЖЦ – стоимость жизненного цикла единицы подвижного состава; – цена приобретения (первоначальная стоимость);– текущий год эксплуатации;– срок службы (конечный год эксплуатации);– годовые эксплуатационные расходы; – сопутствующие единовременные затраты, связанные с внедрением техники в эксплуатацию; – ликвидационная стоимость технического средства;– коэффициент дисконтирования.

В формуле (1) параметры иучитываются только в тех годах, в которых они присутствуют. В остальные годы они равны нулю.

Годовые эксплуатационные расходы – это текущие затраты на эксплуатацию подвижного состава. Они рассчитываются в соответствии с номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» и состоят из затрат:

● на энергоресурсы и расходные материалы;

● чистку и мойку подвижного состава;

● техническое обслуживание и текущие ремонты;

● деповские, капитальные и неплановые ремонты.

Для учета первых четырех слагаемых эксплуатационных расходов в ОАО «РЖД» принята система измерителей эксплуатационной работы подвижного состава. Такими измерителями для грузовых перевозок являются:

● осе-километры вагонов;

● тонно-километры брутто вагонов;

● поездо-километры;

● тонно-километры брутто локомотивов;

● локомотиво-километры общего пробега;

● локомотиво-час эксплуатируемого парка;

● бригадо-часы локомотивных бригад;

● кг условного топлива;

● грузовая отправка (повагонная);

●локомотиво-часы маневровой работы.

Для пассажирских перевозок не применяются измерители осе-километры вагонов и грузовая отправка. Вместо них используются измерители:

● вагоно-километр;

● отправленный пассажирский вагон;

● отправленный пассажир.

Кроме этого, вводятся дополнительные измерители:

● человеко-час начальника поезда;

● человеко-час проводника;

● человеко-час электромеханика.

Расходные ставки на указанные измерители (затраты) принимаются по отчетным данным ОАО «РЖД».

К сопутствующим затратам относятся затраты:

● на обучение обслуживающего и ремонтного персонала;

● оборудование деповской и заводской ремонтных баз, в том числе на приобретение дополнительных испытательных и ремонтных комплексов, диагностической и поверочной аппаратуры, специального инструмента, расширение имеющихся площадей и др.;

● прочие расходы.

Ликвидационная стоимость подвижного состава определяется для конечного этапа использования техники. В ее состав входят затраты на вывод техники из эксплуатации (транспортировка к месту утилизации, разборка, утилизация) и средства (доход) от вторичного использования запасных частей и металлолома. Если доходы от изъятия техники из эксплуатации превышают расходы на это изъятие, то ликвидационная стоимость величина положительная. В противоположном случае она отрицательна.

Коэффициент дисконтирования в формуле (1) позволяет учесть фактор времени и привести стоимостные показатели к ценности начального периода. Поскольку жизненный цикл подвижного состава измеряется десятками лет (20 и более), то при оценке расходов за определенный временной период необходимо учитывать различные аспекты фактора времени:

● инфляция;

● неопределенность и риск и др.

Наилучший вариант перевозок различными типами подвижного состава выбирается по критерию минимума затрат жизненного цикла, т.е. СЖЦ . При этом применяют удельный показатель: СЖЦ, приходящаяся на единицу перевозочной работы.

Удельная СЖЦ единицы подвижного состава определяется выражением

где – постоянная по годам величина грузооборота (поездной работы, выполняемой вагоном или локомотивом), т-км. бр/год.

Одной из важнейших потребительских характеристик сложной наукоемкой машиностроительной продукции является величина затрат на поддержку ее жизненного цикла. В англоязычной литературе данные затраты обычно обозначаются аббревиатурой LCC /Life Cycle Cost .

Эти затраты складываются из затрат на предварительные исследования, разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, применение по назначению, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечению срока службы.

При расчетах стоимости жизненного цикла следует использовать информацию, полученную при анализе надежности: интенсивность отказов, продолжительность ремонтно-восстановительных работ и т.д., а также стоимость запасных частей, стоимость вспомогательного оборудования и инструмента, заработная плата персонала, и т.д. Использование достоверных исходных данных при расчетах стоимости жизненного цикла обеспечивает высокий уровень достоверности результатов и успех при выборе способов поддержки управленческих решений.

Стоимость жизненного цикла включает в себя полные затраты на владение изделием. При выборе нового изделия расчет стоимости жизненного цикла помогает принять оптимальное решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду. Любое изменение или усовершенствование существующего изделия также должно быть оценено с точки зрения стоимости жизненного цикла для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения. Сравнение стоимостей жизненного цикла при существующих и при измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ по суммарной стоимости жизненного цикла.

При расчете стоимости жизненного цикла на несколько лет вперед можно наблюдать за расходова­нием средств и, как следствие, за изменением общих затрат на владение изделием. Этот расчет следует выполнять в сопоставимом денежном масштабе, т.е. использовать коэффициент дисконтирования, позволяющий (по соответствующей формуле) привести будущие затраты к текущему моменту времени, используя конкретные денежные единицы (рубль, доллар, евро и т.д.). Полученные значения стоимости жизненного цикла для альтернативных стратегий использо­вания изделия затем сравниваются между собой, и выбирается наиболее выгодная стратегия.

Рассмотрим основные положения оценки стоимости жизненного цикла машиностроительной продукции на примере образца автомобильной техники (АТ).

При проведении расчетов стоимости жизненного цикла конкретный образец АТ может рассматриваться отдельно или совместно с другими изделиями АТ в составе некоторой организационной структуры (например, автобаза, автотранспортный цех машиностроительного предприятия, автомобильный батальон или другое подразделение вооруженных сил, оснащенное автомобильной техникой и др.).

Очевидно, что для более точного учета стоимости жизненного цикла образца АТ следует его рассматривать с учетом затрат на другие совместно эксплуатируемые образцы АТ.

Будем называть совместно эксплуатируемые изделия элементами расчетной организационной структуры (РОС). Состав элементов РОС для различных образцов АТ может быть разным, в зависимости от функционального назначения оцениваемого образца.

При определении стоимости эксплуатации элементов РОС, те его составляющие, которые функционально предназначены только для эксплуатации образца АТ, в расчетах учитываются полностью, например, водители АТ, площадки для стоянки АТ, боксы хранения АТ и др.

Для элементов РОС, которые обеспечивают эксплуатацию различных видов техники (не только АТ), а так же предназначены для обеспечения служебной деятельности всего персонала РОС (не только водителей АТ), в расчетах вводится коэффициент применяемости (участия) этих составляющих в эксплуатации АТ (обеспечении служебной деятельности водителей АТ).

Например, если пункт заправки топливом в автопарке предприятия или воинской части обслуживает различные виды техники (АТ, тракторы, инженерную технику и др.), то в стоимости образца АТ учитывается только часть стоимости содержания пункта заправки в соотношении:

- общее количество изделий (включая и АТ), при эксплуатации которых используется пункт заправки топливом (учитывается только та техника, которая решает задачи по предназначению РОС, например: автомобили, мотоциклы, БТР, танки, эвакуационные машины, самоходные установки и т.д.), шт.

В общем случае в стоимость жизненного цикла образца АТ (С жц ) включаются все затраты за период жизненного цикла.

При этом учитываются и единовременные затраты, которые на стадии эксплуатации не могут быть точно отнесены к конкретному образцу (затраты на обучение водителей АТ, на учебно-тренировочные средства, парковые сооружения, парково-гаражное оборудование и т. п.).

Учитывая, что закупки АТ носят единовременный характер, то в состав затрат на жизненный цикл одного образца АТ должны включаться затраты на оборудование (здания и сооружения), необходимое для обеспечения эксплуатации образца АТ; учебно-тренировочные средства, необходимые для обеспечения профессиональной подготовки водителя (экипажа) образца АТ; приобретение самого образца АТ; подготовку водителя (экипажа) образца АТ; применение по назначению образца АТ; капитальный ремонт образца АТ; утилизацию образца АТ.

В общем виде затраты на жизненный цикл образца АТ рассчитываются по формуле:

Затраты на оборудование, здания и сооружения, которые необходимы для обеспечения эксплуатации образца в составе РОС, руб.;

Затраты на учебно-тренировочные средства, руб.;

Затраты на покупку и доставку образца до места эксплуатации, руб.;

Затраты на подготовку водителя (экипажа) образца АТ, руб.;

Затраты на применение по назначению образца АТ, руб.;

Затраты на капитальный ремонт образца АТ, руб.;

Затраты на утилизацию образца АТ, руб.

Затраты на жизненный цикл образца АТ, приведенные к расчетному моменту времени, рассчитываются по формуле:

,
,
,
,
,
,
,
- составляющие затрат формулы (2.2), приведенные к расчетному моменту времени, руб.;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты.

Затраты на оборудование, здания и сооружения (ОЗС) рассчитываются по формуле:

Общие затраты на приобретение (покупку, строительство) и ввод в эксплуатацию ОЗС (
) рассчитываются по формуле:

- i -ый срок службы образца АТ (i = 1, 2, …), год;

Номенклатура ОЗС, которая необходима для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС;

Год приобретения (покупки, строительства) и ввода в эксплуатацию ОЗС;

Количество j -ой номенклатуры ОЗС, планируемое к закупке (строительству) в i -ом году, шт.;

Общие затраты на приобретение (покупку, строительство) и ввод в эксплуатацию j -ой номенклатуры ОЗС, руб.;

i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РТОЕ, для обеспечения эксплуатации которых предназначена j -ая номенклатура ОЗС, шт.;

Срок службы j -ой номенклатуры ОЗС, год.

Затраты на эксплуатацию ОЗС (
) рассчитываются по формуле:

Номенклатура ОЗС, которая необходима для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, j =1, 2 … К ;

Общее количество номенклатур ОЗС, необходимое для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, ед.;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i i =1, 2, …), год;

Планируемый срок службы образца АТ, год;

Количество j -ой номенклатуры ОЗС необходимой для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, шт.;

j -ой номенклатуры ОЗС, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС для обеспечения эксплуатации которых предназначена j -я номенклатура ОЗС, шт.

Затраты на учебно-тренировочные средства (
) рассчитываются по формуле:

Общие затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию УТС (
) рассчитываются по формуле:

Планируемый срок службы образца, год;

j =1, 2,… К ;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств планируемой к закупке в i -м году, шт.;

Общие затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию j

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС, для обеспечения подготовки экипажей которых предназначена j -я номенклатура учебно-тренировочных средств, шт.;

Срок службы j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, год.

Затраты на эксплуатацию учебно-тренировочных средств рассчитываются по формуле:

Номенклатура учебно-тренировочных средств, которая необходима для проведения подготовки экипажей образцов техники, j =1, 2 … К ;

Общее количество номенклатур учебно-тренировочных средств, необходимое для проведения подготовки экипажей образцов техники, ед.;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -ый год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, необходимое для проведения подготовки экипажей образцов техники, шт.;

Годовые затраты на эксплуатацию j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС для обеспечения подготовки экипажей которых предназначена j -ая номенклатура учебно-тренировочных средств, шт.

Затраты на покупку и доставку образца до места проведения эксплуатации (
) рассчитываются по формуле:

Затраты на подготовку водителей (экипажа)
рассчитываются по формуле:

Количество номенклатур расходных средств, используемых при проведении учебы;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество расходных средств m -ой номенклатуры, расходуемых за год, m = 1, 2, … М, шт.;

Цена расходного средства m -ой номенклатуры, руб.;

Количество технических обслуживаний (ТО) после проведения учебы водителей (экипажей) за год, шт.;

Стоимость материалов для ТО образца АТ после проведения учебы водителей (экипажей), руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Затраты на применение по назначению образца АТ (
)рассчитываются по формуле:

Затраты на содержание экипажа образца АТ вычисляются следующим образом:

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество членов экипажа образца АТ, чел.;

Средние годовые затраты на содержание одного члена экипажа образца, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Затраты на ГСМ по пробегу (
) рассчитываются по формуле:

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Удельные затраты ГСМ на 1 км пробега образца, руб.;

Планируемый годовой пробег образца, км;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Удельные затраты ГСМ на 1 км пробега образца (
) рассчитываются по формуле:

Норма расхода топлива, л/1 км;

Суммарная надбавка к норме расхода топлива, %;


Оптовая цена топлива, моторного масла и низкозамерзающей охлаждающей жидкости соответственно, руб./1л;

Норма расхода моторного масла (низкозамерзающей охлаждающей жидкости) на 100 литров расхода топлива, л/100 л.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт образца (
) рассчитываются по формуле:

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Вид технического обслуживания или ремонта (ТО-1, ТО-2, СО, ТР, СР) образца;

Количество видов ТОиР (кроме капитального ремонта) образца, планируемых в i -ом году, ед.;

Количество ТОиР j -го вида, которое планируется провести в i -ом году, ед.;

Затраты на проведение j -го вида ТОР, руб.

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Затраты на j -ый вид технического обслуживания и ремонта (
) рассчитываются по формуле:

Вид технического обслуживания или ремонта (кроме капитального ремонта) образца АТ;

Трудоемкость проведения ТОиР j -го вида, нормо-час;

Средняя стоимость нормо-часа специалистов при выполнении j -го вида ТОиР образца АТ, руб.;

Стоимость запасных частей и материалов для j -го вида ТОР, руб.

Затраты на капитальный ремонт образца (
) рассчитываются по формуле:

i , К

Годы проведения первого и последнего КР;

Цена капитального ремонта образца, руб.;

Затраты на транспортирование образца до места проведения КР (затраты в один конец), руб.;

Коэффициент дисконтирования для i-го планируемого года.

Затраты на утилизацию образца (
) рассчитываются по формуле:

Цена утилизации образца АТ, руб.;

Цена образца, руб.;

Коэффициент остаточной стоимости образца в момент утилизации (показывает стоимость навесного оборудования и запасных частей образца, которые не подвергаются утилизации, а остаются в РОС для дальнейшего использования);

Затраты на транспортирование образца до места проведения утилизации, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года утилизации образца.

Коэффициент дисконтирования для i-го года планируемых затрат () рассчитывается по формуле:

Среднегодовые затраты на эксплуатацию образца (за период ЖЦ) (
) рассчитываются по формуле:

Удельные затраты на 1 км пробега образца (
) за период ЖЦ рассчитываются по формуле:

Изложенная последовательность формул позволяет объективно оценить прогнозируемые затраты на обеспечение эксплуатации образца автомобильной техники, учитывающие основные статьи затрат потребителя.

ЗАО НО «Тверской институт вагоностроения»

ЗАО НО «ТИВ»

Методика

расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, оборудование и комплектующие, поставляемые на ОАО «ТВЗ»

Введение
При разработке любого инновационного проекта важнейшими параметрами, ожидаемой экономической эффективности, являются величины предстоящих расходов и доходов. Для экономической оценки проектов используется показатель, который объединяет и дает оценку всех процессов, возникающих при осуществлении проекта. Для оценки эффективности инновационных проектов находит широкое применение понятие стоимости жизненного цикла (Product Life Cycle Cost - LCC). В 1997г Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) были разработаны рекомендации по методам расчёта (LCC) /1/.

В настоящее время Заказчики железнодорожной техники выдвигают требование, согласно которому в рамках технико-экономического обоснования её производства при разработке технической документации и обосновании цены необходимо предоставить расчёт стоимости жизненного цикла (далее СЖЦ).

Оценка СЖЦ может производиться на любой и на всех стадиях жизненного цикла. Как правило, анализ СЖЦ осуществляется на этапе приобретения (заключения контрактной документации).

Данная методика расчёта, обеспечивающая единство принципов и методов определения стоимости жизненного цикла конкретных узлов и оборудования, используемых при производстве пассажирских вагонов в ОАО «ТВЗ», предназначена для применения поставщиками комплектующих изделий.
Методика определения стоимости жизненного цикла
Термины сокращения и понятия
Жизненный цикл - это совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы изделия.

СЖЦ – стоимость жизненного цикла.

СЖЦ технического средства или изделия (цена потребления) - это совокупные издержки потребителя на приобретение и использование изделия за срок службы;

Оценка СЖЦ - это экономический анализ стоимости жизненного цикла изделия на протяжении всего срока службы или его части;

Анализ СЖЦ - это определение относительных величин составляющих (элементов) СЖЦ, их взаимосвязанности и степени воздействия на суммарную СЖЦ;

Элемент СЖЦ - это любая из составляющих финансовых затрат, совокупность которых представляет полную СЖЦ изделия;

Продолжительность жизненного цикла изделия как товара - это период времени от вывода изделия на рынок (момента продажи заказчику) до исключения его из эксплуатации (ликвидации). Продолжительностью жизненного цикла изделия, используемого при производстве железнодорожной техники, как правило, считается срок его службы.

Срок службы - это полная календарная продолжительность эксплуатации единицы изделия до её исключения из состава основных фондов.

Различают следующие виды срока службы:


  • назначенный срок службы - это срок службы, принятый согласно ТУ на поставку изделия, по достижении которого его эксплуатация должна быть прекращена вне зависимости от состояния;

  • расчётный срок службы - это срок, принятый для прогнозирования СЖЦ.
Расчётный период - это период времени (количество лет), на протяжении которого осуществляется расчёт СЖЦ изделия. Продолжительность расчётного периода (горизонт расчёта) измеряется количеством шагов расчёта. В качестве шага расчёта может быть принят месяц, квартал или год. При горизонте расчёта свыше 5 лет за шаг расчёта принимают год.

Инфраструктура железнодорожного транспорта - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Основные положения методики определения стоимости жизненного цикла узлов и комплектующих, используемых при производстве пассажирских вагонов на ОАО «ТВЗ»
Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих, используемых при его производстве, включает в себя затраты единовременного (инвестиции) и текущего характера (эксплуатационные расходы) за срок службы. Кроме того, учитываются затраты связанные с ликвидацией (утилизацией) объекта из эксплуатации.

Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих определяется по формуле:

где Ц ПР - цена приобретения изделия (первоначальная стоимость производителя без НДС), тыс. руб.;

Сумма всех затрат за срок эксплуатации изделия;

И t - годовые эксплуатационные расходы некапитального характера, тыс. руб.;

К t – сопутствующие единовременные затраты (капитальные вложения), связанные с внедрением изделия в эксплуатацию, тыс. руб.;

Л t - ликвидационная стоимость объекта, тыс. руб.;

t – текущий год эксплуатации;

T – конечный год эксплуатации (срок службы объекта);

Коэффициент дисконтирования.
СЖЦ изделия определяется суммированием оттока денежных средств (расходов) на каждом шаге расчёта. В составе СЖЦ учитываются все, зависящие от типа изделия, единовременные (капитальные) и текущие (эксплуатационные) расходы. Если при эксплуатации изделия возникают необходимые затраты на адаптацию инфраструктуры железных дорог к параметрам новой техники, то сумма указанных расходов, приходящаяся на одну единицу изделия, учитывается как составляющая дополнительных единовременных затрат. В состав СЖЦ должны быть включены оплачиваемые обязанности поставщика по предоставлению заказчику технической документации на изделие, специализированного инструмента и оборудования, запасных частей для ремонтного производства у заказчика, а также, при необходимости, затраты на обучение ремонтного персонала.

Эксплуатационные расходы – текущие затраты на эксплуатацию изделия обязательно включают в себя затраты:


  • на энергоресурсы и расходные материалы (электроэнергия, топливо, смазка, вода и т.д.);

  • на содержание эксплуатационного персонала (оплата труда);

  • на техническое обслуживание, текущие, капитальные и неплановые ремонты и др.

Эксплуатационные расходы рассчитываются по формуле:

И t = З эл. + З рем. + З неп. рем.

З эл. - затраты на электроэнергию потребляемую оборудованием;

З ТО и Р – затраты на техническое обслуживание и плановые виды ремонта оборудования;

З неп. рем. – затраты на неплановые ремонты.
З эл. =Ц кВт/ч.эл. х М х К исп

где: Ц кВт/ч.эл – стоимость кВт/ч электроэнергии;

М - потребляемая электрическая мощность оборудования, кВт/ч;

К исп – коэффициент технического использования оборудования в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".

где: i – виды технического обслуживания и плановых ремонтов;

n ТОиР i - количество технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;

t ТОиР i – норма времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и ремонтов определенного вида;

n пер. – количество задействованного персонала на техническое обслуживание и плановый ремонт определенного вида, чел.;

С норм. час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб./час.

С м – стоимость материалов затрачиваемых при техническом обслуживании и плановом ремонте определенного вида.

где: i – виды неплановых ремонтов;

n неплан.рем i - количество неплановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;

t неплан.рем i – норма времени работы персонала при проведении непланового ремонта определенного вида;

n пер.неплан.рем i – количество задействованного персонала на неплановый ремонт определенного вида, чел.

С норм.час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб/час.

С м.неплан.рем i – стоимость материалов затрачиваемых при неплановом ремонте определенного вида

С целью единства подхода к расчёту эксплуатационных расходов необходимо устанавливаются единые показатели для всех поставщиков:


  • стоимость кВт/ч. электроэнергии,

  • стоимость нормо-часа.
Данные показатели приведены на сайте ОАО «ТВЗ».

Техническое обслуживание виды и сроки ремонтов зависят от конкретного изделия.

Формирование перечня видов технического обслуживания и плановых ремонтов на весь срок службы изделия осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации оборудования, при отсутствии в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ №15 от 13.01.2011г. «О внесении изменений в приказ МПС РФ от 04.04.1997г. №9Ц.»

Допускается определение нормы времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида путём комиссионного хронометража данных работ Норма времени округляется до целого нормо-часа в большую сторону.

Затраты на неплановые ремонты определяются в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".

В состав единовременных затрат входят сопутствующие капитальные вложения (инвестиции), которые необходимо осуществить при внедрении изделия в эксплуатацию.

Капитальные вложения включают в себя:


  • затраты на обучения персонала, если эти расходы не включены в контрактную стоимость изделия;

  • затраты на оборудование деповской и заводской ремонтной базы, приобретение дополнительных испытательных и ремонтных комплексов, аппаратуры, инструмента, расширение площадей и т.п.;

  • прочие расходы.
Ликвидационная стоимость определяется на конечном этапе использования изделия. В ее состав входят затраты на вывод из эксплуатации и утилизацию, связанные с демонтажём оборудования, уменьшаемые на сумму доходов, получаемых от вторичного использования запасных частей и металлолома. «Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены…»/2/ при большом сроке службы изделия и малой ликвидационной стоимости позволяет её не учитывать.

Расчёт СЖЦ может осуществляться как с учётом, так и без учёта фактора времени (дисконтирования).

Дисконтирование осуществляется посредством введения в расчеты коэффициента дисконтирования α t .

Коэффициент дисконтирования для постоянной нормы дисконта определяется из выражения:

где: t - шаг расчетного периода (t = 0, 1, 2,... Т);

Т - горизонт расчета (продолжительность жизненного цикла);

Е - норма дисконта (ставка дисконтирования).

В методике применяется социальная (общественная) норма дисконта в размере 0,1. Данная норма устанавливается централизованно государственными органами в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны.

Заключение

Данный алгоритм должен быть применён для расчётов СЖЦ изделий поставляемых для ОАО «ТВЗ».

Специалист выполняющий расчёт СЖЦ для узлов и комплектующих, поставляемых на ОАО «ТВЗ», для обеспечения его корректности должен использовать достоверную информацию о затратах, связанных с эксплуатацией изделия, возможных единовременных затратах, стоимости различных видов ремонтов в соответствии с технической документацией и стоимости утилизации. При отсутствии данных о конкретных величинах затрат возможно использование статистических данных и логически обоснованных усредненных величин.

Список литературы


  1. Иванова Н.Г. Мурашёв А.А. Предельная (лимитная) цена и стоимость жизненного цикла подвижного состава железнодорожного транспорта – М: ООО «ИПЦ Маска» 2007-300с.

  2. Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 2459р. - М: ОАО «РЖД», 2008-60 с.

  3. Регламент определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 509р. - М: ОАО «РЖД», 2008-24 с

  4. Иванова Н.Г. Основные положения модели расчёта стоимости жизненного цикла подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта Сборник тезисов на научно-техническом семинаре «Применение методов расчёта стоимости жизненного цикла для оценки конкурентоспособности нового подвижного состава и сложных технических систем - М: 2008-С.30-57.

  5. Расчёт стоимости жизненного цикла туалетного комплекса ТК-02 – Тверь: ЗАО НО «ТИВ», 2010-6с.

1. Общие положения

1.1. Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке новой, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции (далее - методические материалы) носят рекомендательный характер и предназначены для применения юридическими лицами, являющимися субъектами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон 223-ФЗ), а также юридическими лицами, являющимися государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - заказчики, Закон 44-ФЗ), при подготовке к закупкам продукции, ранее не закупавшейся, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

1.2. Методические материалы разработаны в целях реализации пункта 13 Плана мероприятий, направленных на стимулирование инновационного развития Российской Федерации, на 2017-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 1817-р, а также пункта 6 Плана мероприятий по реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р, в части обеспечения формирования механизмов стимулирования спроса на инновации со стороны заказчиков, в целях расширения практики осуществления закупок высокотехнологичной и инновационной продукции, работ, услуг на основе методологии учета полной стоимости владения закупаемой продукцией для обеспечения справедливой конкуренции поставщиков продукции с низкой закупочной стоимостью и поставщиков продукции с более высокой закупочной стоимостью, но более низкой совокупной стоимостью владения на жизненном цикле закупаемой продукции, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной, в том числе производимой и поставляемой субъектами малого и среднего предпринимательства.

1.3. Методические материалы разработаны с учетом положений ГОСТ Р 27.202-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла" и определяют принципы и общий порядок оценки совокупной стоимости владения продукцией или объектом, создаваемым в результате выполнения работ, оказания услуг, на жизненном цикле (далее - стоимость жизненного цикла) в целях принятия решения о целесообразности закупки продукции.

1.4. Методические материалы предназначены для использования заказчиками для принятия решения о целесообразности закупки продукции, ранее не закупавшейся, на этапе, предшествующем планированию и проведению закупки и не регулируемом законодательством о закупках, а также могут быть использованы как основа для разработки и внедрения собственной методики оценки стоимости жизненного цикла продукции.

1.5. Основными принципами оценки стоимости жизненного цикла продукции являются:

справедливая оценка затрат заказчика на применение (использование) продукции, отражающая планируемые расходы заказчика на протяжении всего жизненного цикла продукции;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции.

2. Термины и сокращения

В методических материалах применяются следующие термины:

продукция - товары, работы, услуги, иные объекты гражданских прав, приобретаемые заказчиком на возмездной основе;

заказчик - юридическое лицо, закупочная деятельность которого осуществляется в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ, либо юридическое лицо, являющееся государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с Законом 44-ФЗ;

жизненный цикл продукции - совокупность этапов создания (приобретения), эксплуатации и утилизации продукции.

Стоимость жизненного цикла продукции - суммарные затраты в течение жизненного цикла продукции, включающие в себя затраты на подготовку к закупке продукции, на закупку продукции, владение продукцией (применение продукции) и утилизацию продукции.

3. Общий порядок применения оценки стоимости жизненного цикла закупаемой продукции.

Основные этапы:

3.1. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла.

3.2. Разработка предварительного описания жизненного цикла продукции, включая прогнозную оценку стоимости жизненного цикла.

3.3. Уточнение и доработка описания жизненного цикла продукции, включая уточнение прогнозной оценки стоимости жизненного цикла.

3.4. Принятие заказчиком решения о целесообразности закупки продукции.

3.5. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок.

4. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла

Заказчик принимает решение о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла продукции в случае получения достоверных сведений о наличии продукции с новыми или улучшенными свойствами, применимой в деятельности заказчика, при этом применение/использование новой продукции требует финансовых затрат, размер которых заказчику неизвестен.

5. Разработка предварительного описания жизненного цикла

5.1. Заказчик осуществляет разработку предварительного описания жизненного цикла продукции собственными силами либо с привлечением сторонних юридических и физических лиц, включая разработчиков, производителей и поставщиков продукции, жизненный цикл которой описывается. В случае привлечения сторонних юридических и физических лиц на договорной основе договоры заключаются в порядке, предусмотренном законодательством и локальными нормативными актами заказчика.

5.2. Предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции должно содержать:

а) установленный заказчиком плановый период эксплуатации, выраженный в единицах, отражающих специфику применения требуемой продукции (годы, километры, количество циклов применения, иные единицы);

б) описание каждого из этапов жизненного цикла продукции.

5.3. Описание жизненного цикла продукции может содержать следующие этапы:

а) закупка продукции;

б) приобретение прав на владение, на использование, на распоряжение закупаемой продукцией или ее элементами;

в) доставка продукции до места применения (эксплуатации или хранения);

г) хранение (постоянное или до начала эксплуатации);

д) подготовка к эксплуатации, включая подготовку персонала;

е) эксплуатация;

ж) сервисное обслуживание;

з) утилизация;

и) иные этапы, определяемые спецификой закупаемой продукции.

5.4. Для каждого этапа жизненного цикла продукции, включенного в описание, заказчик указывает:

а) условия прохождения этапа в объеме, достаточном для определения состава и объема ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции;

б) состав, прогнозный объем и прогнозную стоимость ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции.

5.5. Для каждого ресурса, включенного в описание жизненного цикла продукции, заказчик указывает один из двух способов получения требуемого ресурса:

а) закупка ресурса;

б) использование внутреннего ресурса заказчика.

5.6. Стоимость жизненного цикла продукции определяется как стоимость всех ресурсов, включенных в описание, на жизненном цикле продукции.

6. Уточнение и доработка описания жизненного цикла

6.1. Заказчик организует публичное обсуждение предварительного описания жизненного цикла требуемой продукции с целью его уточнения и доработки.

6.2. При организации такого обсуждения заказчик обязан обеспечить равные возможности для участия в обсуждении всех желающих, в том числе путем размещения приглашения к участию в обсуждении на сайте заказчика и на электронных торговых площадках, применяемых заказчиком.

6.3. Участники обсуждения рассматривают разработанное заказчиком предварительное описание жизненного цикла продукции и представляют предложения по его доработке в части:

а) состава этапов жизненного цикла продукции;

б) состава, прогнозного объема и прогнозной стоимости ресурсов, которые могут быть востребованы на каждом этапе жизненного цикла продукции.

6.4. Заказчик вносит изменения в предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции с учетом представленных предложений и выносит его на повторное обсуждение.

6.5. Количество повторных обсуждений устанавливается заказчиком.

6.6. По итогам обсуждения заказчик готовит итоговое описание жизненного цикла продукции, включающее уточненное значение стоимости жизненного цикла продукции.

6.7. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции об итоговом описании жизненного цикла продукции теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.

7. Принятие решения о целесообразности закупки продукции

7.1. Заказчик принимает решение о целесообразности закупки новой продукции в следующих случаях:

а) стоимость жизненного цикла новой продукции ниже стоимости жизненного цикла ранее закупавшейся продукции того же назначения;

б) продукция того же назначения ранее не закупалась и значение стоимости жизненного цикла новой продукции приемлемо для заказчика.

7.2. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции о принятом решении теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.

8. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок

8.1. На основании описания жизненного цикла продукции заказчик готовит предложения для включения продукции в план (план-график) закупок:

а) формирует перечень предметов закупки, включающий выбранную продукцию, а также ресурсы, требуемые на ее жизненном цикле и подлежащие закупке;

б) указывает новые или улучшенные свойства продукции (минимально необходимые требования к продукции), обеспечивающие минимальную стоимость ее жизненного цикла;

в) указывает для каждого предмета закупки требуемый объем, стоимость и срок поставки (выполнения работ, оказания услуг).

8.2. Подготовленные предложения используются заказчиком для формирования плана (плана-графика) закупок в порядке, установленном законодательством и локальными правовыми актами заказчика.

Приложение 1

Пример формы описания жизненного цикла продукции

Структура и стоимость жизненного цикла продукции

Планируется закупка Задача этапа жизненного цикла (работа/затраты) Условия Тип ресурса (единица измерения) Объем ресурса Оценка стоимости ресурса руб. Обоснование стоимости (ссылка на документ и положение в документе)
1 2 3 4 5 6 7
Да 1. Приобретение продукции (товар, работа, услуга); Руб.
Да 2. Приобретение прав (на владение/на использование/на распоряжение, на весь жизненный цикл) Руб.
Нет 3. Доставка продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения); - Адрес: - Сроки: - …
Нет 4. Хранение (постоянное или до начала эксплуатации); - Регион: - Срок: - Темп. режим: - … Площадь м2
Нет Человеко-час
Нет 5. Организационная подготовка к эксплуатации:
Нет - Регион/адрес - Сроки - Время (день/ночь) - … Человеко-час (обучаемых)
Человеко-час (преподаватели)
Нет 6. Эксплуатация
Нет 7. Сервис
Нет 8. Утилизация
Итого оценка стоимости жизненного цикла продукции (сумма по столбцу 7):

Для учета изменения цен при оценке стоимости жизненного цикла продукции, расчеты могут указываться с учетом дисконтирования сумм денежных затрат. Пример формулы расчета/оценки общей стоимости жизненного цикла с учетом дисконтирования приведен в .

Приложение 2

Пример формулы расчета стоимости жизненного цикла закупаемой продукции с учетом дисконтирования

Пример формулы расчета жизненного цикла для примера описания жизненного цикла, приведенного в :

N - Количество периодов, в сумме равных общей длительности жизненного цикла продукции, где период и длительность могут быть фиксированы Заказчиком (например, период - "год" и длительность - "20 лет"), так и предлагаться Участниками;

Коэффициент дисконтирования без учета динамики цен, где I - ставка дисконтирования за период;

- коэффициент дисконтирования с учетом динамики цен, где g - инфляция за период.

Инфляция рассчитывается как среднеарифметическая величина уровня темпов инфляции трех последних лет, а также будущих темпов, прогнозируемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Расчет стоимости жизненного цикла может включать в себя расчет следующих статей расходов:

A - затраты на приобретение продукции либо прав на владение/использование/распоряжение на весь жизненный цикл;

B - затраты на доставку продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения);

C - затраты на хранение (постоянное или до начала эксплуатации);

D - затраты на организационную подготовку к эксплуатации;

E - затраты на эксплуатацию;

F - затраты на сервисное обслуживание;

G - затраты на оперативный/плановый сервис;

H - затраты на утилизацию.

Обзор документа

Разработаны методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке новой, в т. ч. инновационной, высокотехнологичной продукции.

Они предназначены для субъектов, подпадающих под действие Закона о контрактной системе и Закона о корпоративных закупках.

Они позволят принять решения о целесообразности закупки продукции, ранее не закупавшейся, на этапе, предшествующем планированию и проведению закупки и не регулируемом законодательством о закупках, а также могут быть использованы как основа для разработки и внедрения собственной методики оценки стоимости жизненного цикла продукции.

Основными принципами оценки стоимости жизненного цикла продукции являются справедливая оценка затрат заказчика на применение (использование) продукции, отражающая планируемые расходы заказчика на протяжении всего жизненного цикла; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции.

Стоимость жизненного цикла продукции - это суммарные затраты в течение жизненного цикла продукции, включающие в себя расходы на подготовку к закупке продукции, на закупку, владение продукцией (применение продукции) и ее утилизацию.

Предусмотрены следующие этапы: принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла; разработка предварительного описания последнего; уточнение и доработка описания; принятие заказчиком решения о целесообразности закупки продукции; подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок. Дана характеристика каждого этапа.

Статьи по теме: