Типология досуга. Классификация видов досуговой деятельности. Структура досуга. Принципы досуга. А что дальше

Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д.

В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.

В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досугового поведения.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры — шестьдесят тысяч.

Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией.

Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.: в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.

Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг — это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда — и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности.

Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности — от спортивных команд до кинообществ — с целью реализации своих досуговых потребностей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи - динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых различных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Наиболее адекватной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самому понятию «время». В философии оно определяется как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и — в рамках последнего — свободное время.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры — весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее индикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой деятельности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй — потребительский, третий (высший) — творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как свидетельствует практика, существует объективная необходимость в общественной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физического здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.

Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характерно соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.

Досуг — это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (произюдительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре.

Досуг постоянно был и остается сферой возникновения и развития спонтанных социокультурных инициатив, самоорганизации отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Именно в этой сфере происходит интенсивное воздействие социальных, возрастных, профессиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности.

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (при-роднозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.

Досуг — это часть внерабочего времени, остающаяся у человека после выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.).

Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, связанных между собой: самообразование, культурное общение, физкультура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два направления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых.

Если неорганизованный отдых — нерегулируемое во времени и пространстве использование свободного (досугового) времени с не определенными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых — планово регулируемое (лично или посредством специализированных организаций) использование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посещение театральных спектаклей и концертов по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешествия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систематических мероприятиях по восстановлению памятников истории, культуры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формируется около десятка групп — круглосуточно), поездки на садовые и дачные участки и др.

В большинстве из перечисленных способов использования досугового времени природа является не только фоном, но и предметом непосредственного воздействия человека. За исключением единственной активной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный — в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода — все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с течением времени.

Главное условие досуга - поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение.

Поиск разнообразия также относится к фундаментальным характеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, перестает быть полноценным, обедняется.

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы потому, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Одни предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

2 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОСУГОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ АДЫГСКОГО НАРОДА

Искусство и традиции адыгейцев проявляются в эпосе, устных исторических рассказах, героических песнях, в песнях-плачах, в народных напевах, музыке, танцах (удж, зафак, загатлят, исламей и др). Песни, в поэтической форме повествующие о каких либо событиях назывались пшинатли, к исполнителям которых относились очень уважительно. Музицированием и танцами во время джэгу по случаю свадьбы или приема гостей обычно занимались специальные джэгуако (народные певцы).

Музыкальные народные инструменты – камыль (духовой инструмент типа продольной флейты), шичепшин (смычковый), пхачич (ударный). С середине 19 в получила распространение гармонь.

Издавна национальной гордостью адыгов было коневодство. В республике активно возрождается эта отрасль хозяйства и интенсивно развивается спортивное коневодство. У адыгейцев скачки один из самых любимых и популярных видов спорта.

Танцы — любимое развлечение адыгов. Ими сопровождались почти все празднества и увеселения. Уже нарговские герои, состязаясь во всех видах народного искусства, состязались и в танцах. Искусству танца адыги обучались с детства Старинные танцы строго подчинялись адату. В прежнее время при всех увеселениях и танцах адыги соблюдали строгое приличие: девушки держали себя скромно, замужние женщины вовсе не принимали участия в танцах, любуясь ими со своих мест. Существовала особая категория плясовых песен. В одних из них («уджы-орэд») принимали участие все присутствующие.

У адыгов имеются три основных вида народного танца. Первый — «зафак», это плавный танец парами, с многочисленными вариантами, различающимися по темпу и характеру движения, например, «зафак-щих» — однопарный, кругообразный танец; «зафак-чих» — однопарный, с длинной мелодией; «за-фак-псынч» — быстрый зафак. К типу зафаков относятся также: «исламий» — парный, быстро-плавный танец, напоминающий лезгинку; «хакуач» — парный, бодрый танец, спокойнее исламия, и др.

Второй основной вид адыгейского народного танца — «за-гатлят» — более живой и веселый танец парами с иными, чем в зафаке, движениями пар. Третий вид танца — «удж» — круговой хороводный танец.

Общественные игры были широко распространены среди адыгов и славились по всему Северному Кавказу. Много игр было связано с религиозными верованиями.

Существовали многие игры, заключавшиеся в метании ядер и камней, борьбе, поднимании тяжестей, бегании взапуски, конных скачках, прыганий через забор, ловком владении оружием на скаку и т. п. Много игр отражает домашний и общественный быт адыгов. В некоторых играх ясно видны следы былых родоплеменных отношений.

Местом национального традиционного досуга является хаса.

Одним из архаичных общественных институтов адыгов (черкесов) является хаса (сословно-представительное собрание), которая уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Она в различные исторические эпохи выполняла разные функции в общественной жизни народа. Например, если сравнить ее функции в эпоху нартов (эпических героев) адыгов (черкесов) с хасой феодальной Черкесии, то можно обнаружить много различий между ними. Архаичности этого общественного института адыгов (черкесов) мы находим много подтверждений, когда знакомимся с этническим нартским эпосом, который является одним из самых древних эпосов и был создан в ранний период железного века.

В нартских сказаниях мы часто встречаем слово «хаса» и видим, какое значение придавалось нартами этому древнейшему их институту. В нартском эпосе адыгов (черкесов) мы читаем, что каждый год нарты собирали большую хасу. На ней решали важные общественные дела и устраивали состязания в силе, ловкости и храбрости молодых людей. В частности, в сказании о Сосруко читаем:

Собрали хасу, сильные мчались туда,

И малого мужа, молодого Сосруко,

Нарты пригласили на хасу.

Сел Сосруко на коня и прибыл на хасу .

В другом месте сказаний о Сосруко говорится, что когда он отправился на хасу нартов, встретил не менее сильного и грозного героя, чем он сам,– Тотреша. И когда Сосруко попытался поиздеваться над последним, тот, показав свою силу и храбрость, хотел снести ему голову. Этот эпизод из жизни этих двух героев нартского эпоса описывается так:

Сосруко – наш кан,

Сосруко – наш свет…

Поправив шапку, он садится (на коня).

На хасу нартов ты едешь…

И хотел снести ему голову, (Сосруко сказал):

Сегодня у нартов санопитие,

Не замути им напиток.

Сегодня из нашего рода

(Людей) не убивают,

Кто убьет, того ждет возмездие .

Из этого мы видим, что хаса была не только местом, где решались самые важные дела и устраивались спортивные состязания, но, подобно законам Олимпийских игр древних греков, во время хасы нельзя было воевать друг с другом, убивать людей. Т. е. время заседания хасы считалось священным временем.

Адыгская (черкесская) хаса имеет древнюю и интересную историю, она занимала исключительно важную роль в общественно-политической и культурной жизни народа.

Хотя хаса представляла собой, прежде всего, политический институт, тем не менее, она накладывала определенный отпечаток на культурный облик адыгов (черкесов), ибо через этот влиятельный институт регулировались важнейшие стороны взаимоотношений различных слоев общества, их образ жизни и т. д. На хасе, как нигде, формировалась политическая культура каждого ее участника, культура поведения, культура общения людей и др., что является основными компонентами культуры любого народа. Другими словами, на хасе каждый класс показывал не только свое место в обществе, свое влияние на его жизнь, но и свое поведение, свою мораль. На хасе вырабатывался не только язык дипломатии, но и применялись на практике важнейшие ее принципы, что непременно накладывало определенный отпечаток на культурный облик народа. На хасах прослеживались не только принципы взаимоотношений между различными классами и сословиями адыгов (черкесов), но и взаимоотношения между разными княжескими фамилиями, партиями, фракциями и т. д

Последнее упоминание о хасе встречается в 1826 г. Так был уничтожен и этот традиционный общественный институт адыгов (черкесов), который имеет давнюю и интересную историю, который возник как собрание – совет нартов (героев) и трансформировался в феодальную эпоху в сословно-представительное собрание с различными его разновидностями и палатами.

Одним из важнейших компонентов традиционной культуры адыгов (черкесов) является институт джэгуакуэ (народные певцы, сочинители героических песен, прославлявшие подвиги героев, благородные поступки людей и высмеивавшие трусость, измену и другие пороки отдельных лиц). У бесписьменного народа, какими были адыги (черкесы), институт джэгуакуэ сыграл неоценимую роль в сохранении в памяти народа многих эпизодов его истории и культуры, в прославлении подвигов его сыновей на поле битвы за свою родину. Поэтому джэгуакуэ (народные певцы) были можно сказать, первыми летописцами народа.

Таким образом, без разъяснения сущности института джэгуакуэ, его места и его роли в жизни общества, невозможно полно представить себе культуру адыгов (черкесов), ибо этот институт является ее неотъемлемой составной частью. Этот институт тоже является одним из архаических традиционных общественных институтов адыгов (черкесов), который трансформировался на протяжении веков в зависимости от изменений социально-экономических и политических условий жизни народа

З. Налоев пишет, что джэгуакуэ был специалист по песням и хохам (тостам.– К.У .): он запечатлевал в своих произведениях важные исторические события, прославлял своих выдающихся современников, высмеивал пороки людей или их недостойные поступки

Джэгуакуэ выполняли очень важную социальную, культурную и политическую функции в жизни адыгов (черкесов). Они, невзирая на социальное положение людей, подвергали беспощадной критике любого человека, совершившего проступок. Они обладали статусом неприкосновенности и сопровождали воинов безоружными.

Творческий диапазон джэгуакуэ был весьма широким и многогранным. Он выступал и поэтом-певцом и рассказчиком-импровизатором. В творческую группу джэгуакуэ входило часто несколько человек, иногда до десяти и более. Группа джэгуакуэ состояла преимущественно из двух-трех музыкантов, играющих на национальных инструментах: шикопшина (род скрипки), бжами (свирель), накырэ (зурна) и пхацыч (ударный инструмент).

Кроме музыкантов, эту группу представляли певцы и рассказчики, а иногда и акробаты. Идейным и художественным руководителем был «глава репертуара»– поэт-певец. Каждый участок группы совмещал в своем творчестве несколько видов исполнения, иначе говоря, музыканты должны были уметь хорошо петь, а певцы – владеть мастерством рассказа-импровизации.

Адыгский (черкесский) джэгуакуэ типологически соответствовал русскому скомороху, французскому жонглеру, немецкому шпильману, тюркскому акыну, испанскому хуглару и т. д. Он был синкретически сложным явлением, выполнявшим разнообразнейшие функции в жизни общества.

Таким образом, джэгуакуэ были не просто народными певцами, рассказчиками, разоблачителями пороков людей и общества, но они были хранителями традиционной культуры адыгов (черкесов), ее продолжателями, они развивали ее. Близким к институту джэгукауэ по его роли был институт

Ажагафа – от слов «ажэ» (козел) и «фэ» (облик) – «ряженный в маске козла». Основная деятельность ажагафа – это пантомима, он не поет и ничего не рассказывает, в отличие от джэгуакуэ, но танцует и во время танца выполняет самые разнообразные движения, напоминающие современный молодежный танец «брейк». Он мог имитировать любые движения, поймав любого человека – старика или юношу, князя или крепостного, мужчину или женщину. От их осмеяния не был гарантирован никто, в том числе княгиня или княжна. Ни одно торжество, ни одна свадьба не обходились без ажагафа. В обычное время он – обычный человек, крестьянин или ремесленник.

Ажагафа и джэгуакуэ смыкаются на почве народной смеховой культуры как представители единого карнавального мироощущения.

Ажагафа как и джэгуакуэ обладал статусом неприкосновенности, ему было дозволено все во время его игры – он тоже был любимцем народа и желанным на всех зрелищах и свадьбах.

Особенно заметную роль играл ажагафа при обряде щопщакуэ («кэпщ»– по-адыгейски), устраивавшийся у постели раненого или травмированного человека. Больного развлекали различными шутками, песнями, чтобы он отвлекся от боли.

Без ажагафа не обходился ни один национальный праздник, посвященный окончанию или началу сельскохозяйственных работ.

Таким образом, джэгуакуэ и ажагафа были носителями и хранителями традиционной культуры адыгов (черкесов) и играли важную роль в обществе. Они также были в некотором роде хранителями героических событий народа. Особенно в этом плане неоценимую роль сыграли джэгуакуэ. Именно их роль была велика у бесписьменного народа, каким был адыгский (черкесский) народ.

Целый ряд игр был забыт, т. к. они встречали противодействие ислама.

Республика Адыгея является регионом, имеющим славные спортивные традиции (четыре Олимпийских чемпиона, два призера Олимпийских игр, многочисленный ряд чемпионов Мира и Европы). Здесь развиты такие виды как: велоспорт, дзюдо, самбо, игровые виды спорта, легкая атлетика и др.

Раскройте сущность функции координации деятельности правоохранительных органов, выполняемых прокуратурой РФ. Изложите понятие, формы и методы координации, а также организацию работы координационных совещаний ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Какой орган исполнительной власти РФ является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ?. Функции уполномоченного федерального органа в части регулирования аудиторской деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросе государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации») Организация творческой деятельности в учреждениях культуры Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

Индустрия досуга - это совокупность разных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека в свободное от работы время.

Отмечается большое разнообразие предприятий, занимающихся созданием и организацией условий развлечения.

В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие предприятия рассредоточены по многим отраслям, образуя иногда их не основную вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.

Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно - экономических признаков, характерных предприятию индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности -- цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия - это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов имеет важное значение. В широком смысле положительные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристической поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Следует учесть, что понятие «турист» по отношению к конкретной личности является временным. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и Федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры. Любая деятельность учреждений системы дополнительного образования во внешкольных досуговых центрах и организация отдыха детей и молодежи регламентируется официальными документами Российской Федерации.

Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей:

    Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский детского творчества, детский (подростковый) внешкольной работы, детско-экологический, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского и юношеского технического творчества (научно-технические, юных техников, детский морской, эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств, детский оздоровительно-образовательный (профильный).

    Дворцы: детского и юношеского творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества.

    Дома: детского творчества (юных техников), (юных туристов), художественного творчества.

    Клубы: юных моряков, авиаторов, космонавтов, парашютистов, пожарных, авто-мото, детский экологический, юных натуралистов, технического творчества, детского туризма, детско-юношеской физической подготовки.

    Детские студии (по различным видам искусств).

    Станции (юных натуралистов, детского юношеского и технического творчества (юных техников), детские экологические (юных туристов).

    Детский парк.

    Школы (по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, олимпийского резерва).

    Музеи (детского творчества, литературы и искусства).

    Детские оздоровительный лагерь.

Деятельность муниципальных, государственных учреждений дополнительного образования детей (дворцов, домов и центров детского творчества, станций юных техников, туристов, натуралистов, традиционной культуры, народных ремесел и других) регулируется типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 22 февраля 1997 года.

Основные задачи данных учреждений - это развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах общества, государства. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.

Адаптация их к жизни в обществе.

Формирование общей культуры.

Организация содержательного досуга.

По инициативе детей в учреждениях могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.

Учреждения имеют право устанавливать прямые связи с предприятиями, организациями в том числе и иностранными гражданами.

Организация внешкольных досуговых учреждений создается по собственной инициативе (учредителей) и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Организационно-правовая форма учреждения определяется статусом учредителя. Учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

Право на ведение образовательной деятельности возникает с момента получения лицензии. Учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании», а также аккредитацию. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает его (учреждения) государственный статус (тип, вид и категорию).

Учреждение самостоятельно разрабатывает планы и программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребности семьи, образовательных учреждений, особенностей социально-экономического развития региона и национально- культурных традиций.

Организует работу с детьми в течение всего календарного года. Методическая работа направлена на совершенствование программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждениях создается методический совет, порядок его работы регламентируется уставом.

Деятельность детей осуществляется в учреждениях в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, секция группа, кружок, театр и другие).

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких, менять их. При приеме в спортивно..., спортивно-технические, туристические, хореографические объединения необходимо иметь медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства. Расписание занятий объединения составляется администрацией учреждения для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом пожеланий родителей.

Принимая во внимание актуальность проблемы функционирования подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан, необходимость оказания дополнительных образовательных услуг для детей и молодежи, развития физической культуры и спорта, поддержки культурно-досуговой сферы предотвращения преступности и безнадзорности в подростковой среде, деятельность подростковых клубов является важной составной частью работы комитета РФ по делам молодежи Министерства образования РФ, иных заинтересованных министерств и ведомств, их региональных органов управления.

Органы местного самоуправления решают вопросы о строительстве и вводе новых объектов для осуществления работы по месту жительства граждан самостоятельно.

1.2 Виды и формы современного досуга, классификация видов и форм деятельности

Современные исследования досуговой деятельности имеют несколько отличные взгляды при определении видов досуговой деятельности, классификации видов и форм досуга.

Например, Л.В. Байбородова и М.И. Рожкова в своем учебно-методическом пособии «Воспитательная система в детском загородном лагере» (Ярославль: Академия развития: 2003. - 256с.) относят к современным видам досуга следующие: отдых, развлечение, самообразование, творчество, общение, праздник.

Схематично организация досуговой деятельности по Л. В Байбородовой, М. И. Рожкова по видам и формам может быть представлена в следующем варианте:

Схема № 1

Несколько иначе рассматриваются и классифицируются виды досуговой деятельности у А. Фоминой в ее статье «Свободное время детей: проблемы содержательного направления» (журнал для родителей и педагогов, М., 2003 г.). Она пытается рассмотреть виды досуговой деятельности с точки зрения досуговой в сфере дополнительного образования (схема №2)

Схема № 2

Виды досуговой деятельности в сфере дополнительного образования (по А. Фоминой)

Образовательная

Культурно-досуговая

Трудовая

Спортивно-реактивная

Учебно-исследовательская

Коммуникативная

Овладение опытом поведения в социально-активной деятельности

Углубление и дополнение знаний, полученных в школе

Овладение всем многообразием национальной культуры, культуры других народов, мировой культуры, театрального искусства песенного искусства, живописи, народного фольклора

Социально-значимая (бесплатная), трудовая (оплачиваемая) деятельность -- возможность апробировать себя в будущей профессии

Укрепление и сохранение здоровья детей и молодежи, формирование здорового образа жизни

Повышение качества образования

Обучение культуре общения

Если сравнивать обе таблицы, то можно в них найти больше общего, чем отличного. Например, в обеих таблицах исследователи к основным видам современного досуга относят общение (схема №1) и коммуникативную деятельность (схема №2), самообразование (познание), (схема №1) и образовательную, учебно-исследовательскую деятельность (схема№2), праздник, творчество, развлечение (схема№1) и культурно-досуговую деятельность (схема№2).

Однако в первом варианте у Л.В. Байбародовой и М.И. Рожкова не выделяются трудовая и спортивно - рекреативная, игровые виды деятельности как отдельные виды, они включены в другие виды как формы досуга.

Интересный вариант классификации видов и форм досуговой деятельности молодежи предлагается в ст. «Досуг современной молодежи» (ж. «Внешкольник», №10, 2003 год) и представлен на схеме №3.

Досуговая деятельность молодежи в современных условиях: виды и формы

Общественно -- политическая

Политические клубы, организации, объединения

Культурно-духовная

Воскресные школы для детей и взрослых;

Коллективы художественной самодеятельности и клубы по интересам;

Музыкальные салоны, литературные гостиные;

Творческие встречи с выдающимися учеными, музыкантами, представителями литературы, искусства, духовенства и прочего

Досугово-коммерческая

Аукционы, шоу-представления;

Концертно -- и театрально-зрелищная деятельность;

Музыкальные марафоны;

Компьютерные классы;

Прокатная форма деятельности;

Работа кафе и видеобаров

Художественно-творческая

Коллективы художественной самодеятельности, изостудии, прикладное творчество и т. д.

Учебно-образовательная

Курсы повышения квалификации, центры дополнительного образования, платное обучение иностранным языкам, быстрому чтению, программированию, машинописи, моделированию и т. д.

Благотворительная

Акции милосердия для детей-инвалидов, сирот;

Деятельность фондов культуры и искусства, связанных с развитием творческой инициативы;

Восстановление памятников культуры, истории, архитектуры и пр.

Производственно-творческая

Выставки - продажи произведений прикладного творчества (изделий из керамики, дерева, художественное литье, живопись, графика и т. п.);

Реставрация памятников культуры и архитектуры;

Диско-мастерские (видеозвукозапись, услуги по ремонту и эксплуатации технической аппаратуры и т. д.).

Физкультурно-оздоровительная

Секции по разным видам спорта, экстремальные виды спорта, бодибилдинг, культуризм, путешествия, походы и пр.

Неформальная

Молодежно-досуговые формы (панки, металлисты, рокеры, фанаты и пр.);

Националистические;

Общественно-политические;

Экологические, религиозные и пр.

Субкультурная

Антисоциальные и противоправные формы: алкоголь, наркотики, суицид, проституция и пр.

В отличие от предыдущих авторов, автор включает в виды современной досуговой деятельности неформальный и субкультурный виды деятельности, которые, чаще всего, по мнению А.В. Павлинова, «испытывают дефицит положительных нравственных ориентиров, разнообразие предметов деятельности и могут оказать негативное влияние на развитие личности молодого человека».

А.В. Павлинов предлагает разделение досуговой деятельности на культурную досуговую деятельность и некультурную, асоциальную, а в худшем случае - деликвентную и преступную досуговую деятельность.

Если в культурно-досуговой деятельности присутствуют моменты творчества и человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, то во втором случае - жизнь человека сводится к утилитарным видам деятельности, ложным ценностям.

Иными словами, анализируя таблицу видов и форм досуговой деятельности в современных условиях, представленной на схеме №3, обращаешь внимание на «появление особой моды на те, или иные способы проведения свободного времени», сочетание прежних способов проведения свободного времени и тех, которые вызваны реалиями сегодняшнего дня (А.А. Басилая).

В последнее десятилетие особенно модными видами досуга для молодежи стали такие виды как: шоу-представления, концерты с участием музыкальных кумиров, посещение кафе, видеобаров, секций по экстремальным видам спорта, бодибилдингу, культуризму, изучение компьютера и т. д.

Упал интерес у подрастающего поколения к чтению, посещению выставок, музеев, спектаклей, занятий художественно-прикладными и техническими видами творчества.

Некоторая часть молодежи предпочитает реализацию свободного времени в индивидуальной форме, без специального воздействия каких-либо организаторов культурного досуга, т. е. проводят его дома (чтение книг, просмотр телепередач, видеофильмов, общение через систему интернет, прослушивание музыкальных записей).

Возрастает количество тех, кто чаще всего, использует досуг для прогулок по городским и деревенским улицам с друзьями и общение в подъездах, во дворах, для игр в азартные игры, распития спиртных напитков, употребление наркотических и токсических веществ.

Сложившаяся ситуация выдвигает серьезные требования к современным исследователям в решении проблемы молодежи в условиях общности, в которой происходит освоение молодежью практически всего свободного времени.

Начинать надо, вероятно, с образования, которое формирует и закрепляет систему ценностей, в том числе досуговых.

Подключение к этому процессу других учреждений культуры, досуга, спорта, общественных организаций, органов самоуправления - будет способствовать созданию стройной системы погружения молодого человека в среду воспитывающего воздействия. Этот вывод, требующий участия всех социальных институтов в развитии личности, может быть основополагающим при рассмотрении досуга молодежи.

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность...

Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей...

Игра в учебной деятельности младших школьников

Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого...

Игровая деятельность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы

Методические подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий...

Организация коллективного труда в старшей группе

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям...

Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста

В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие: 1. воспитание интереса к физической культуре и спорту...

Основы научной организации учебной деятельности студента в вузе

Учебные занятия в вузе, как правило, проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, коллоквиумов и т. д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение...

Поощрение и наказание в образовательном процессе: за и против

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составля-ющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников

Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы

В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в...

Технологии осуществления педагогического процесса

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом, Н. Е...

Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

Форма внеурочной деятельности - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств...

Досуга - это не просто разные варианты проведения времени обычными людьми, но настоящая тема для полноценного научного исследования, что уже не раз было доказано авторами серьезных работ. При этом внимание уделялось не только формулировке самого понятия досуга, но и выделению его структуры. Принято говорить о нескольких уровнях, отличных один от другого значимостью с точки зрения культуры, психологии, эмоционального отклика и духовной активности.

Проще не бывает

Из всех видов проведения досуга наиболее простой - отдых. Этим термином принято обозначать такое время, которое тратится на восстановление энергии, потраченной при трудовой активности. Выделяют разновидности отдыха: пассивный, активный.

Пассивный

Этим термином принято обозначать такой вид досуга, развлечение, при котором человек спокоен, утомление постепенно проходит, запасы сил восстанавливаются. Человек, планируя подобное времяпрепровождение, не преследует никаких далеких целей. Фактически позитивный досуг в пассивном отдыхе присутствует в зачаточном состоянии. Это индивидуальное проведение времени в пассивном состоянии. Для любого здорового человека пассивный отдых - залог сохранения психического и физического здоровья. Психологи говорят, что позволяет подготовиться к усложненным формам творческой активности.

Активный

К этой категории относятся такие виды и формы досуга, когда силы человека не просто восстанавливаются в прежнем объеме, но даже становятся больше. Деятельность в рамках времяпрепровождения предполагает активирование психических, физических функций организма, не задействованных в основной занятости. Человек может двигаться и наслаждаться этим процессом, его эмоции сменяют друг друга. Активный отдых - это еще и взаимодействие с приятелями, друзьями, близкими людьми.

Активный довольно сильно отличается от пассивного вида, формы досуга. Чтобы начать действия, нужно располагать некоторым минимальным запасом сил, иметь подходящую подготовку, прикладывать усилия воли. Классические способы подобного проведения времени - спорт, упражнения, связанные с психической активностью, туризм, просмотр фильмов, посещение музеев, театров, концертных площадок, чтение, контакт с друзьями.

Уровнем выше

Вторая категория современных видов досуга - развлечения. В привычном обывателю понимании этим термином обозначают такую активность в свободное от работы и прочих обязательных задач время, когда индивидуум веселится, забывает про заботы и получает всевозможное удовольствие. Развлечения по умолчанию требуют некоторого уровня активности, поэтому здесь нельзя говорить о пассивном или активном вариантах.

Отдых - это такой вид досуга, который предназначен для восстановления сил организма. Развлечения, в свою очередь, дают возможность снять психическое напряжение, переутомление, связанное с душевными, эмоциональным состоянием. Нельзя пренебрегать развлечениями или считать их, как это стало модным в последнее время в определенных кругах, пустым времяпрепровождением. Эмоциональный заряд, который получает во время такого отдыха человек, исключительно важен для адекватного восприятия повседневности. Это позволяет легче переносить стрессы, обусловленные повседневной работой, проблемами.

Третья ступень

Следующий уровень видов досуга - еще более сложный, но и более продуктивный. Это познавательная деятельность. Она базируется на активном отдыхе и предполагает регулярное внимательное исследование серьезных изданий. Необходимо посещать выставки, музеи. Если описанное ранее времяпрепровождение в первую очередь направлено на разрядку при стрессе, эмоциональном перенапряжении, то познавательная деятельность - это метод воспитания собственных чувств и путь к расширению кругозора.

Познавательный вид досуга - целенаправленная человеческая активность, которая должна быть систематической, чтобы приносить реальную пользу. Проводя время таким образом, человек тем самым расширяет свои знания и возможности, знакомится с культурными ценностями. Наиболее важно это для людей молодого возраста, так как помогает расширить свой духовный мир и стать полноценной, всесторонней, глубокой личностью.

А что дальше?

Четвертый, наиболее сложный и эффективный уровень из всех известных видов досуга - творчество. Это наиболее серьезный метод траты свободного времени. Фактически это единственная разновидность досуга, которая направлена на созидание, а не потребление. Как говорят психологи, внутри любого человека есть потребность к творчеству, но зачастую мы этого просто не может осознать. Наиболее выражено стремление к созиданию в молодом возрасте. Творчество - источник невероятного удовольствия, это средство, через которое можно развиваться, совершенствовать себя и свой дух.

Теории Маслоу

В соответствии с постулатами этого ученого все человеческие потребности можно разделить на:

  • базовые (сон, питание);
  • необходимость быть в безопасности;
  • необходимость принадлежать, любить;
  • потребность уважения к себе со стороны себя самого и других личностей;
  • потребности роста.

Человек, отдых и фундаментальные вопросы

Вне зависимости от того, какие виды досуга предпочитает человек, они в той или иной степени связаны с его личностью, сам процесс формирования которых сопряжен с поисками себя и уникальных ответов, раскрывающих суть существования и цели этого явления. Для любого человека рано или поздно становится исключительно важным выяснить, что представляет собой природа и ради чего необходимого поддерживать отношения с иными представителями социума. Через творческий процесс, представляющий собой самый сложный из возможных видов досуга, личность получает возможность отыскать для себя подходящий ответ. Конечно, нет никакого универсального и окончательного решения, но духовность - это сам процесс поиска подходящих для конкретного индивида формулировок, убедительных ответов.

Творчество: о чем идет речь?

Считается, что лучшие виды досуга для детей - именно связанные с творчеством. В то же время термин этот довольно обширный, поэтому не все сходу могут сообразить, что за активность он предполагает, а что к творчеству уже не отнесешь. В общем случае понимают:

  • техническое;
  • прикладное, декоративное;
  • художественное.

А если поподробнее?

Технические виды досуга детей и взрослых - конструирование, изобретение чего-либо нового. Сюда относится и рационализаторство. К декоративному и прикладному направлениям можно причислить кулинарию, создание своими руками каких-либо изделий, предметов, выжигание и чеканка. Даже разведение цветов в домашних условиях - это тоже творчество.

Наконец, художественное - это самое понятное для широких масс времяпрепровождение, очевидно связываемое в сознании человека с творчеством. Сюда относятся танцы и пение, фольклор и живопись, участие в Очень важный вид досуга - творчество, связанное со сценой, не менее значима и литературная деятельность.

Это любопытно

Преимущественно виды досуга и отдыха, связанные с творчеством - это любительские занятия. Довольно редко деятельность доходит до профессионального уровня, немногие способны достигнуть действительно вершин. Но даже любительский уровень - это уже немаловажная база для раскрытия собственного потенциала, выявления и развития таланта. Во многом это связано и с сильным эффектом, оказываемым на общественность результатами такой деятельности.

Мой отдых - создавать его для других

Это такой особенный досуговый подвид, который предполагает организацию коллективного времяпрепровождения. Берущий на себя за это ответственность человек тем самым обязуется придумать способы для включения в решение общей задачи всех участников ситуации. Для этого нужно уметь находить компромиссы между личными интересами: своими и окружающих. Чтобы результат был максимально эффективным, необходимо уметь увлечь всех участников времяпрепровождения организационным процессом. Результат определяется не только качеством организации, но и способностью и навыками отдыха каждого отдельного индивида, задействованного в ситуации.

Популярные в настоящее время виды досуга молодежи можно разделить на группы с учетом особенностей:

  • содержание (развлечения, познавательная деятельность);
  • время (краткие, систематические, время от времени);
  • характер (активность, пассивность);
  • направленность контактов.

А на примерах?

Организованный досуг:

  • зрелищные мероприятия, в которых зрители принимают активное участие;
  • игры, требующие подвижности участников и привлекающие наравне подготовленных, нетренированных участников;
  • оздоровительные, призванные регулировать психическую, физнагрузку, мероприятия, помогающие добиться общего баланса и улучшения самочувствия;
  • логические игровые ситуации, имитирующие частые жизненные проблемы, характерные участникам;
  • игры, позволяющие развить ловкость, реакцию и другие параметры;
  • ритуалы, церемонии, танцы, позволяющие общаться, проводить время, передавать между поколениями культурный багаж нации.

Отдых и личностные качества

Как говорят психологи, выбор в пользу конкретного досуга человек делает на основании собственного духовного богатства: связь прямая, но одновременно присутствует и обратная. Культурный - это всегда насыщенный досуг, который эффективен и сильно влияет на выбравшую подобный метод проведения времени личность.

Умение организовать правильный и интересный отдых, увлекающий всех потенциальных участников - задача не из простых. Нужно уметь подобрать подходящую форму с учетом конкретной группы, объяснить, что предполагается, увлечь участников, создать условия, в которых они могут получать впечатления, навыки, знания.

Виды семейного досуга

Сложность этого метода проведения времени в том, что дети и взрослые имеют кардинально расходящиеся интересы, представления о том, что ценно, полезно, важно, значимо. Задача старших по возрасту - подбирать такие способы проведения времени, которые будут интересны всем участником, но вместе с тем помогут развивать детей, прививать им культурные навыки. Как выше было упомянуто, лучший отдых - это творчество, через которое личность может реализовать свой потенциал. Семейный досуг должен строиться с учетом этого постулата. Если ребенок проявляет стремление творить, необходимо создавать ему для этого подходящие условия. Если такового не наблюдается, задача родителей - в игровой форме организовать досуг таким образом, чтобы постепенно подвести младшее поколение к желанию создавать что-то новое своими силами.

Классические варианты семейного отдыха:

  • совместный поход на природу;
  • можно отправиться в музей или на выставку всей семьей, выбрав такой вариант, который будет интересен взрослым и понятен детям;
  • проведение времени за настольными играми, развивающими стратегическое мышление.

Молодежный досуг

В настоящее время наибольшее внимание молодежи приковывают всевозможные объекты аудио и визуальные. В большей степени это заметно по крупным городам, но в последние годы и в небольших населенных пунктах, деревнях, где есть компьютеры, доступ ко Всемирной паутине, подобные тенденции не могут быть незамеченными. Не только молодежь, но и лица постарше не представляют свою повседневность без компьютера - средства для учебы, работы, общения, развлечения и приобретения полезных навыков.

Одновременно есть довольно многочисленный круг противников такого обилия электронной вычислительной техники в нашей повседневности. Считается, что это препятствует нормальному индивидуальному развитию личности и портит детство, корежит подростковый возраст, не позволяет в полной мере насладиться молодостью. Вместо привычных несколько десятилетий назад форм общения в наше время многие стараются выбрать интернет, где представлено много форматов взаимодействия, и не последнее место занимают игры. Иные убеждены, что время, которое подростки тратят на общение через компьютер, не позволяет им получать полноценное культурное и духовное развитие, не дает возможности читать, заниматься спортом и развиваться как творческой натуре. Бытует также мнение о том, что психологическая зависимость от компьютера - тяжелая болезнь, от которой необходимо срочно разрабатывать лекарство.

Так ли все однозначно?

Психологи обращают внимание: нельзя винить компьютер в узости развития конкретной личности. Машина - это лишь инструмент, который каждый человек использует по своему усмотрению. Настрой, с которым личность эксплуатирует попавшую ей технику, определяет результат этого процесса. Подготовленный пользователь заинтересован в получении новых знаний, и именно компьютер дает ему к этому немало возможностей. В частности, те же игры позволяют оказаться в нестандартных ситуациях, где можно принять решение и стать независимым, понять важность несения ответственности за свои поступки.

На что еще посмотреть?

Еще один популярный досуг современной молодежи связан с разнообразной музыкой. Считается, что аудио - это самый глобальный, максимально охватывающий широкую аудиторию, приспособленный к нашей цивилизации вид отдыха. В странах, достигших высокого уровня развития, даже есть институциональный комплекс, включающий в себя многочисленных творцов, фирм, производящих и реализующих их записи, организовывающих концерты. Музыкальный продукт доступен всем и каждому, и всякий человек волен выбирать наиболее подходящее для него - в том числе и то, что помогает совершенствовать собственные музыкальные вкусы, развиваться, расширять представление об эстетике.

Статьи по теме: