Посмертное признание: трогательная история уличного фотографа Вивиан Майер (Vivian Maier). Американская фотохудожница Вивиан Майер (Vivian Maier): биография, лучшие работы Вивьен майер сборник фотографий

Вивиан Майер (англ. Vivian Maier , 1926 - 2009) – американский фотограф. Занималась фотографией все свою сознательную жизнь, сделала более 150000 снимков, но при этом никогда их публично не демонстрировала и держала свое увлечение втайне от знакомых. Известность получила уже после своей смерти в 2009 году.

Биография

Вивиан Майер родилась в Нью-Йорке (США) 1 февраля 1926 года. Еще до 1930 года её отец по неизвестным причинам покинул семью (возможно временно). В переписи за 1930 год он указан под именем Жан Бертран . Известно также, что он был фотографом и, возможно, был знаком с Гертрудом Вандербильтом Уитни (основателем Музея американского искусства Уитни). Мать Вивиан - Мари Жассо - была француженкой и в 1935 году она увезла Вивиан на свою родину, в коммуну Сен-Жюльен-ан-Шансор. Впрочем, еще до 1940 года они вернулись обратно в Нью-Йорк.

Несмотря на то, что Вивиан Майер родилась в США, анлийский язык не был её родным языком и она выучила его, когда вернулась из Франции. Джон Малоф (англ. John Maloof, исследователь жизни и творчества Вивиан Майер, режиссер документального фильма ней «В поисках Вивиан Майер») утверждал, что английский она изучала, посещая театры в Нью-Йорке. Также известно, что некоторое время она жила у своей подруги Жанны Бертран, которая была профессиональным фотографом и, вероятно, оказала на неё определенное влияние.

До 1951 года Майер часто перемещалась между США и Францией и только в возрасте 25 лет окончательно переехала в Нью-Йорк. Чуть позже, в 1956 году она уехала в Чикаго и начала там работать няней.

Следующие 40 лет Вивиан Майер жила с различными семьями и работала няней (в том числе в семье известного американского продюсера Фила Донахью). Её описывали как замкнутую, эксцентричную женщину, которая с детьми ладила лучше, чем со взрослыми и была склонна к патологическому накопительству. Считается также, что по своим убеждениям она была социалисткой и феминисткой. Впрочем, т.к. Вивиан Майер никогда не стремилась к славе, никому не показывала своих работ, была по всей видимости весьма скрытным человеком и, разумеется, не давала никаких интервью и т.п. почти вся информация о том, что она была за человек, получена от членов семей, с которыми она жила и которые воспринимали её в первую очередь как няню, не зная при этом ни о её тайном увлечении, ни о деталях её биографии.

В 1959-1960 гг. она предприняла ряд путешествий в Египет, Таиланд, Тайвань, Вьетнам, Францию, Италию и Индонезию. Предположительно такого рода путешествия были связаны с продажей фермы во Франции.

Работая няней, Вивиан Майер вырастила трех детей в семье Гинзбургов. С этой семьей у неё сложились наиболее теплые отношения, которые продолжились и после того, как все дети выросли. Когда она была уже пожилой женщиной, Гинзбурги купили ей небольшую квартиру (предположительно, на момент покупки Вивиан Майер была бездомной и жила на социальное обеспечение). Последний год своей жизни она провела в доме для престарелых, куда попала после того, как зимой 2008 года поскользнулась, упала и получила травму головы. Вивиан Майер умерла 21 апреля 2009 года в возрасте 83 лет.

После смерти

Вскоре после смерти Вивиан Майер, её фотографии были проданы на аукционе за 380 долларов некому Джону Малуфу, который работал в агентстве недвижимости, никогда особо не интересовался фотографией и хотел просто приобрести несколько снимков местечка Портидж Парк (англ. Portage Park), о котором он в то время писал статью как фрилансер.

Впрочем, изучая свое новое приобретение, Малуф решил узнать, кто автор фотографий и вскоре начал свое расследование, открыв миру нового фотографа – Вивиан Майер.

Несмотря на то, что сама Майер никогда не афишировала свое увлечение и не обнаружено ни одного свидетельства того, что она показывала кому-либо свои работы, её архив содержит более 100 000 негативов. Кроме того, судя по всему, она очень трепетно относилась к своим фотографиям и на протяжении всей своей жизни сохраняла их в максимально хорошем состоянии. Творчество художницы до сих пор до конца не изучено, а то, что известно широкой публике стало таковым благодаря Джону Малуфу, который все еще разбирает доставшийся ему архив и коллекционеру Джеффу Голдштейну, который выкупил часть фотографий и тем самым также привлек внимание к творчеству Майер.

Творчество

Творчество Вивиан Майер относят к т.н. уличной фотографии (хотя среди её работ можно встретить самые разные работы). Опубликованные в настоящее время фотографии в большинстве своем были созданы в период между концом 1950-х – началом 1970-х годов. Тем не менее, отчасти это объясняется огромным объемом снимков вообще. В будущем Джон Малуф планирует выпустить более полную публикацию работ Майер и продолжить разбор её архива.

Считается, что Вивиан Майер занималась фотографией почти всю свою жизнь. Кроме того, ей удалось объехать достаточно много стран и везде она делала фотографии. Удивительно, что при этом как фототехнику, так и свои путешествия она всегда финансировала сама, не получая никаких грандов, а часто и скрывая это от знакомых.

Хотя основную часть архива Вивиан Майер составляют фотографии, также она занималось видеосъемкой (в основном снимала своих подопечных детей) и записывала на диктофон интервью со скорее всего случайными прохожими и свои собственные монологи.

Феномен Вивиан Майер изменил всю историю фотографии XX века. Эксцентричная скрытная няня оказалась талантливейшим фотографом, творческое наследие которого еще только предстоит оценить.

Напомним, этим по-настоящему волшебным открытием мир обязан Джону Малуфу, который в 2009 году купил ее снимки на аукционе за 400 долларов, никоим образом не подозревая о ценности своего приобретения (содержимое ячейки в хранилище выставили на аукцион за неуплату аренды). Джон насчитал более 100 000 фотонегативов исключительного качества и 7 тысяч отснятых видеопленок, отсортированных по годам.

В творчестве Вивиан Майер отражена жизнь Нью-Йорка 1950-х до 1980-х годов. О самой Вивиан известно не так много. Она работала няней, и об ее увлечении фотографией не знал практически никто. По воспоминаниям современников, она была доброй Мэри Поппинс для детей, которые ее очень любили.

Из более чем 150 тысяч негативов, которые Майер проявила за свою жизнь, большая часть - это портреты людей и жанровые сценки. Сегодня мы хотим представить галерею ее детских образов - искренних и эмоциональных.

Для внешнего мира Вивиан Майер была только няней и домработницей из Чикаго. Однако ее скрытый талант фотографа был признан только после ее смерти в 2009 году, когда Джон Малуф купил на аукционе 100 000 ее негативов и издал книгу.

Майер провела большую часть своей жизни, блуждая по улицам Чикаго с камерой Rolleiflex и печатая удивительные черно-белые снимки, которые передавали все стороны жизни Америки середины прошлого столетия.

Вивиан не получила за свои фотографии ни копейки, однако назвать ее любителем просто не поворачивается язык. Она никому не показывала своих фотоснимков, никто даже не знал о ее увлечении. При этом она оставила настоящий архив-фоторепортаж, по которому сейчас можно составлять лекции для студентов о жизни, моде, традициях и культуре того времени.

Слава к фотохудожнице-любительнице Вивиан Майер (1926-2009) пришла только после ее смерти. Причем открытие ее творчества стало одним из самых значительных событий в мире современной фотографии.

Почти 40 лет Вивиан проработала гувернанткой в разных семьях. Ее любимым хобби было делать снимки уличной повседневной жизни. Все ее снимки сделаны хорошим среднеформатным аппаратом Rolleiflex.

В течение года Вивиан Майер снимала почти 200 пленок - то есть на самом деле работала она как хороший профессионал.

Публикация же работ фотохудожницу, похоже, совершенно не интересовала. Но тем не менее свой огромный архив, насчитывающий более 100 000 негативов, она бережно хранила.

Эту гигантскую коллекцию совершенно случайно на одном из аукционов купил историк Джон Малуф всего за 400 долларов.

Достоверных фактов о жизни Вивиан Майер сегодня известно очень мало. До конца невыясненным остается вопрос даже о месте ее рождения.

Одни источники говорят, что Вивиан родилась во Франции, по другим источникам она является уроженкой Нью-Йорка.

Ее мать, Мария Джоссод, была француженкой, а отец Чарльз Майер - австрийцем. В детстве Вивиан несколько раз переезжала из Франции в США, но, где она жила, находясь во Франции, неизвестно.

В 1951 году, когда Вивиан было 25 лет, она переехала в Нью-Йорк и некоторое время работала в одной из кондитерских. В 1956 году она нашла работу няни и 40 следующих лет посвятила этой деятельности, причем целых 14 лет проработала в одной семье.

Свои выходные дни она проводила, гуляя по улицам и делая фотоснимки. В период между 1959 и 1960 годами Вивиан объехала множество стран, побывала в Таиланде, Египте, Индонезии, Вьетнаме, Тайване и других странах. И в каждом городе, который она посещала, Вивиан делала множество фотографий.

Со временем архив быстро разрастался, а все коробки, в которых хранились материалы, Вивиан всегда перевозила с собой на новое место работы.

Так, один из ее работодателей говорит, что насчитал 200 коробок, которые привезла с собой новая гувернантка.

Кроме фотографий и негативов Вивиан хранила множество старых газет и аудиозаписей разговоров, которые она вела с некоторыми из людей, запечатленных на ее снимках.

На кинопленках из ее архива есть множество совершенно бессюжетных роликов - например, съемки из окна поезда.

Вивиан Майер любила носить огромные широкополые шляпы и мужские брюки. Она была феминисткой и разделяла социалистические идеи.

Характер у нее был очень замкнутый, но при этом ей каким-то чудесным способом удавалось прекрасно ладить с детьми.

Ближе к концу жизни Вивиан Майер на некоторое время стала бездомной и жила на социальное пособие.

Но дети, которых она когда-то воспитывала, узнав о ее бедственном положении, собрали для нее средства, купили ей квартиру и оплачивали ее счета.

В 2008 году в возрасте 82 лет Вивиан неудачно поскользнулась на льду, упала и сильно ударилась головой.

Ей так и не удалось оправиться от травмы, и через год она умерла в доме престарелых.

В Чикаго есть такая услуга: камеры хранения за умеренную плату берут на хранение всякие вещи, которые хозяевам девать уже некуда, а выкинуть пока жалко.

Как только хозяева перестают вносить плату за хранение своих «сокровищ», их немедленно выставляют на аукцион.

На одном из таких аукционов, проводившихся в 2007 году, 26-летний агент по недвижимости Джон Малуф (John Maloof) купил огромную коробку со старыми негативами за небольшую цену. Малуф совершил покупку вслепую и поначалу совершенно не придавал ей значения.

Но когда он приступил к проявке пленок, то быстро понял их настоящую стоимость. Он опять обратился на тот же аукцион и выкупил остальные коробки, в которых было несколько тысяч непроявленных пленок.

Джон Малуф целый год разбирал эти ящики, пока, наконец, не наткнулся в одном из них на конверт с именем хозяйки этого архива.

По запросу «Vivian Maier» в интернете Джону Малуфу удалось найти только краткий некролог - больше никакой информации не было. Тогда Малуф приступил к поискам семей, в которых когда-то работала Вивиан Майер.

Так ему удалось собрать еще несколько коробок с газетными вырезками, сделанными Вивиан, фототехнику, с которой она работала, и множество проявленных фотографий.В 2011 году в Chicago Cultural Center состоялась первая дебютная выставка фотографий Вивиан, а недавно Малуф опубликовал книгу о Вивиан Майер.

Правда, сейчас можно найти утверждения, что Джон Малуф с самого начала знал, кому принадлежат снимки, что купил он их в то время, когда Вивиан еще была жива, и что он прекрасно понимал, какую ценность он приобретает. Но это всего лишь одна из версий.

Лишь в конце 2007 года работы Вивиан Майер обнаружил местный чикагский историк и коллекционер Джон Малуф (John Maloof). После этого ее работы начали стремительно распространяться по всей сети. Последовали многочисленные награды и выставки по всему миру, но, к сожалению, 21 апреля 2009 года Вивиан Майер скончалась.

© Вивиан Майер

После возвращения из Франции Майер работала в потогонной мастерской. В возрасте 25 лет она устроилась няней в семью из 14 человек и часто бродила по улицам Чикаго, снимая портреты людей с ее драгоценной камерой Rolleiflex. Джон Малуф совершенно случайно обнаружил работы Майер через аукцион. Он своим высокохудожественным взглядом разглядел блестящие фотографии из совершенно другой эпохи.

© Вивиан Майер

Чем отличаются работы Вивиан Майер

Если задуматься, то больше всего в этих фотографиях восхищает выбор субъектов для портретной съемки и мастерски обыгранный свет.
Проявление искусства в уличной фотографии, пожалуй, единственный путь, чтобы каждый человек, смог полюбоваться вашей работой. И возникает ощущение, что фотографии Майер этого жанра легко понятны восхищенному зрителю.
Подобно многим современным уличным фотографам, Майер не только заполняла кадр, но и уделяла внимание качеству света и подчеркивала достоинство изображаемого человека.
Ощутима смелость фотографа, которая толкает ее за пределы зоны комфорта, чтобы встретить незнакомцев на улице. Выстраивание отношений в пределах фотографии, это также одна из граней ее работ.
Самые главные портреты это те, которые выделяются в портфолио фотографа. Работы Майер смелые и блестящие. Ее уличные портреты сохраняют суть и характерное очарование.
Стиль работы фотографа вдохновляет. Она разговаривала с субъектами, чтобы запечатлеть их. Не все в наше время задумываются об этой детали. Это форма скромной признательности и чувство комфорта, которое можно было дать субъекту съемки.
Композиция на этих фотографиях простая и элегантная. Работы Вивиан Майер это мастер-класс по позиционированию объектов в кадре.

© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер

Поиск Вивиан Майер – официальное видео

Документальный фильм о том, как разыскивали женщину и мастера фотографии. Люди, вовлеченные в историю, появляются на протяжении всего фильма.

Вивиан Майер - уличный фотограф и няня

Замечательное повествование на популярном телевизионном ток-шоу Tonight Show в Чикагскаго о красоте фотографий Майер и история жизни фотографа.

Поиск Вивиан Майер

Продолжение того же сюжета. Здесь еще больше внимания уделено работам Майер и еще больше подробной информации об ее жизни. Красивый документальный проект, повествующий об этом фотографе.

История американской фотохудожницы Вивьен Майер (Vivian Maier) - интересный случай славы, пришедшей к фотографу лишь после смерти. Ее тщательно собранный архив из почти ста тысяч негативов никто не видел, он был обнаружен случайно, и произвел настоящий международный фурор.

Подробная и самобытная иллюстрация жизни американского общества 60-х и 70-х годов, забавные уличные сюжеты и удивительно характерные портреты не оставляют равнодушными никого из зрителей. По уровню профессионализма, умения приблизиться к модели и раскрыть ее личность, Майер сравнивают с Робертом Франком и Ли Фридлендером.

Искусство вечно и работы переживают своих создателей, которые служат лишь "проводниками" между творчеством и зрителем. К сожалению, имя Майер стало известно лишь после ее смерти, и она не получила признания, которого заслуживает. Сегодня Вивьен Майер прославляют снимки, сделанные среднеформатной камерой Rolleiflex, с которой она почти не расставалась. Знакомые называли ее "Мери Поппинс с фотоаппаратом" - Вивьен работала гувернанткой в состоятельных чикагских семьях.

Возможно, из-за гендерных и социальных барьеров середины ХХ века женщина не пыталась прославиться при жизни - или пыталась, но неудачно. Сегодняшним исследователям крайне мало известно о ее личности и истории. В этом также проявляется уникальность фотографа - за нее говорят только ее работы, впечатление о личности мы формируем через призму таланта.

Стиль Майер - внимательное наблюдение за действительностью и точное "выхватывание" интересных и красноречивых деталей из пестрого полотна жизни американцев. По ее работам мы можем получить полное, объемное представление о том, как выглядело и чем "дышало" высшее общество и обеспеченные классы, среди которых жила фотохудожница, посмотреть, какие сцены разворачивались на улицах и в парках Чикаго, что носили и как выражали эмоции горожане.

Фотографии Майер - не беспристрастные иллюстрации, а сформированные сюжеты, выдающие в авторе неординарного рассказчика, яркого, с чувством юмора и активной социальной позицией. В год Вивьен снимала не менее 200 пленок, проявляя их в своей комнате (она сделала из нее фотолабораторию) - это уровень полноценного профессионала. При этом у нее была и основная работа. Менять ее на карьеру фотографа она не собиралась, но архив бережно систематизировала и хранила. Обнаружен он был абсолютно случайно.

Случайная находка, посмертная слава и судебные скандалы

В 2007 году 26-летний житель Чикаго Джон Малуф решил написать книгу про родной город. Профессиональный агент по недвижимости, он случайно попал на распродажу склада хранения, где решил купить несколько никому не принадлежащих коробок, от которых избавлялись из-за неуплаты за место. Заплатив 400 долларов, он получил более ста тысяч отснятых пленок и негативов и решил отсканировать их и проявить фотографии. Взглянув на готовые снимки, он сразу понял - перед ним сокровище.

В архиве находились великолепные фотографии, сделанные в жанре уличного репортажа, 3000 фотоотпечатков, любительские документальные фильмы на восьми- и шестнадцатидюймовой пленке и записанные на магнитофон интервью с чикагцами. Кроме основной части, выкупленной Джоном, в архиве были и другие снимки - их продали Рону Слаттери и Ренди Проу. Они выложили несколько фото в своих блогах, но общественного резонанса не вызвали.

Все изменилось, когда Малуф разместил фотографии на хостинге Flickr. Выложив несколько снимков на авторитетном фотоблоге, он сразу же получил около двух сотен предложений - его просили организовать выставки, снять документальный фильм об авторе и рассказать о ее истории. Джон выкупил оставшиеся части архива у совладельцев и стал собственником более 90% снимков и прав на их публикацию.

Малуфу пришлось потратить немало сил, чтобы выяснить, кто же сделал фотографии, вызвавшие такой ажиотаж среди профессионалов. Имя Майер было написано на одной из коробок, которые купил Джон. Он начал искать родственников и знакомых фотохудожницы и смог связаться с двумя семьями, в которых она работала гувернанткой. Одна из них передала Малуфу личные вещи Вивьен - коробки с газетными вырезками, проявленные снимки и фототехнику, альбомы по фотографии, принадлежавшие ей, записки и платежные документы. По ним и рассказам воспитанников удалось восстановить информацию о фотографе, так как живых ее родственников Джон не нашел.

Малуф занялся организацией выставок фотохудожницы. Первая прошла в Норвегии, в 2010 году, затем экспозиции открылись в Америке и в других странах Европы и Азии. Через год свет увидела книга о Майер Out of Shadows ("Из тени"), а еще через три года, в 2014, на Малуфа подали судебный иск о защите прав предполагаемого наследника.

Адвокат Девид Дил получил информацию, что во Франции живет кузен Майер Франс Белль, имеющий по закону США право на ее архив. Юрист потребовал прекратить коммерческое распространение фото и заявил, что снимки используются нелегально. Несмотря на то, что нынешние владельцы архива выкупили права у найденной второй кузины Вивьен, Сильвии Жоссен, им пришлось включиться в тяжбу. Одна из причин запутанной ситуации с наследством Майер - малоизученность ее биографии.

Биография Вивьен Майер: что мир знает о гениальном, но таинственном репортажнике

О фотохудожнике, родившейся в 1926 году в Нью-Йорке, известно до обидного мало. Она была дочерью австрийца и француженки, все детство путешествовала между Америкой, Европой и деревней СенБонне-ан-Шансор в Альпах, где жила с матерью. Английский язык не было родным для Вивьен, его она полноценно освоила уже в американский период жизни (по слухам для этого она помногу ходила в театр). После развода родителей в 1930 году Вивьен стала брать уроки фотографии у подруги матери, профессионального фотографа, годы Второй мировой войны провела во Франции, а затем, в двадцатипятилетнем возрасте, вернулась в США. В 1960 году она, судя по всему, на доходы от продажи дома в деревне, путешествовала по Европе, ближнему Востоку и Юго-Восточной Азии - от Египта до Тайваня и Индонезии.

Пять лет она жила в Нью-Йорке и работала в кондитерском магазине, а потом сменила профессию на работу гувернантки и переехала в Чикаго. Там Майер прожила до самой смерти, 40 лет воспитывая детей в обеспеченных семьях. Рядом с одной из своих воспитанниц Вивьен прожила 14 лет. Семейство Гинзбургов не прекращало общаться с Майер до самой ее смерти и даже подарило ей небольшую квартиру в престижном районе города. Кроме этой семьи, Вивьен работала у состоятельных Реймондов и даже у известного американского ведущего Фила Донахью.

Майер не расставалась с камерой, снимая социальные сюжеты о малообеспеченных жителях Чикаго и высшем обществе. Во время прогулок с детьми она фотографировала уличных зевак, ей позировали прохожие и богатые знакомые ее нанимателей. Всегда в мужских брюках, широкополой шляпе и строгих туфлях, она ходила с камерой по городу и непрерывно работала. Воспитанники вспоминают, что она придерживалась социалистических взглядов, склонялась к феминизму и всегда искренне говорила людям правду в глаза.

Умерла фотохудожница в 2009 году, в доме престарелых, куда попала из-за травмы головы от падения на льду. Она скончалась незадолго до своего триумфа. Мы так и не узнаем, как бы отнеслась Майер к пришедшей 100% заслуженной славе.

Статьи по теме: