Подводный ракетоносец проекта 955. Пятый ракетоносец проекта "борей" и четвертый "ясень" станут основой вмф рф. Непростая судьба «Борея»

Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» предназначены для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

История

На смену ракетным подводным крейсерам стратегического назначения проектов 667БДРМ и 941, постройка которых про­должалась до начала 90-х гг., в ЦКБ МТ «Рубин» в середине 80-х была начата разработка двух проектов перспективных РПКСН 4-го поколения под обозначением «Борей-1» (проект 955) и «Борей-2» (проект 935) под руководством Генерально­го Конструктора С.Н. Ковалева. Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного ком­плекса Д-31, а второй для комплекса Д-35, так и оставшихся на стадии проектирования. В 1990 году дальнейшую разра­ботку проекта 955 возглавил новый Главный Конструктор В.А. Здорнов. Не смотря на то, что «Борей-1» в начале 90-х фак­тически был готов к серийному производству, распад Советского Союза и проблемы с созданием комплекса Д-31 задержа­ли его закладку на 4 года. Всего, в рамках последнего советского судостроительного плана намечалась постройка 14 РПКСН проекта 955.

Длина АПЛ — 170 м.Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

В 1997 г. по причине недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также в связи с серией неудачных испыта­тельных запусков новой ракеты, было принято решение о заморозке дальнейшей постройки К-535, которая на тот момент состояла, в основном, из разрозненных корпусных конструкций, оборудования и закладной секции. В сентябре 1998 года дальнейшая разработка ракетного комплекса «Барк» была остановлена, а для вооружения проекта 955 был объявлен кон­курс на разработку перспективного твердотопливного ракетного комплекса под обозначением «Булава». По итогам этого конкурса, в котором участвовал ГРЦ им. В.П. Макеева с проектом БР «Булава-45» и Московский институт теплотехники с ракетой «Булава-30», победителем был признан МИТ. Одновременно шли поиски возможностей для постройки головной лодки в отсутствие достаточного финансирования, контрагентского оборудования и даже корпусной стали. Перепроекти­рование велось в спешке и завершилось в первой половине 1999 года. Неуверенность в дальнейшем развитии событий от­носительно основного вооружения проекта 955 привела к тому, что некоторое время параллельно существовали два тех­нических проекта этого РПКСН: «Борей-А» с комплексом «Барк» и «Борей-Б» с комплексом «Булава». При этом были разра­ботаны два варианта, предусматривавших использование корпусных секций лодок других проектов. В первом варианте (проект 09550) использовался задел недостроенных многоцелевых АПЛ проекта 971, а во втором (проект 09552, Главный Конструктор И.Л. Баранов) задел также недостроенных ПЛАРК проекта 949Б. Для дальнейшей реализации был выбран про­ект 09550.

В 2000 году работы по постройке К-535 были возобновлены. Для этого блоки недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Ку­гуар» были доставлены из цеха №50 в цех №55 Севмашпредприятия. Сдача головной лодки флоту планировалась, при этом, в 2006 году. 19 марта 2004 года по проекту 09550 был заложен второй РПКСН под наименованием К-550 «Александр Невский» с заводским номером 202. При его постройке был использован задел многоцелевой АПЛ К-333 «Рысь».

В 2005 году было завершено формирование корпуса «Юрия Долгорукого», а 19 марта 2006 года под наименованием «Влади­мир Мономах» была заложена третья лодка серии по несколько измененному проекту 09551 (заводской номер 203). В де­кабре 2009 года были начаты работы по постройке четвертой лодки проекта под наименованием "Святитель Николай".

15 апреля 2007 года состоялся вывод К-535 из цеха в плавдок, 12 февраля 2008 года лодка была спущена на воду, а 21 ноября того же года на ней был произведен физический пуск реактора. 17 марта 2009 года начались швартовые испыта­ния, с 19 июня по 10 июля того же года прошел первый этап ходовых испытаний, а в августе завершился их второй этап. Таким образом, проект 09550 стал первым реализованным российским проектом 4-го поколения.

Описание

Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на 8 отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радио­электронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, конди­ционеры, электрические преобразователи и аккумуляторную батарею. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и эле­менты системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъем­но-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетный отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й от­сек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата.

Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в аморти­зационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолиро­ван от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Рабочая глубина погружения «Борея» составляет 380 м, а предельная - 450 м. Автономность - 90 суток.

Конструкция

Двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума. При создании первых трех лодок серии использован задел корпусов лодок пр.971, при создании же первых 6 корпусов вообще использован задел ПЛА предыдущих проектов.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А

Силовая установка

Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включа­ет в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные тур­богенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узл и надводная 15 узл.

В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными 2-х скоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На бор­ту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С.

Система спасения - всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж ПЛ. Находится за ракетным отсе­ком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Всплывающая спасательная камера ПЛ пр.955

Вооружение

16 х БРПЛ комплекса Д-30 / 3К30 "Булава" с ракетами Р-30 / SS-NX-30 разработки Московского Института Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). По неподтвержденным пока данным на ПЛАРБ пр.955У будет 20 пусковых шахт БРПЛ.

Для целей самообороны проект 955 оснащен восемью торпедными аппаратами. На проекте 09550 четыре ТА калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм размещены в носовой части корпуса над главной антенной гидроакустического комплекса. В состав ракетно-торпедного вооружения входят многоцелевые электрические торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад». Боезапас - до 40 единиц. Средства противодействия торпедному оружию и гидроакустическим средствам включают комплекс «Шлагбаум» с шестью 533-мм непроникающими ПУ в надстройке но­совой части корпуса.

Управление всеми корабельными системами и оборудованием осуществляется посредством автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Округ-55». В нее интегрированы все уровни систем вооружения, энергетической установки, систем всплытия-погружения, жизнеобеспечения и др.

Гидроакустический комплекс - МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» («Иртыш-Амфора-Б») с конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» и цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автомати­ческой классификации целей «Аякс-М». Боковые конформные антенны большой площади. Буксируемая антенна ГАС в об­текателе вертикального оперения ПЛ.

8 х 533 мм носовых ТА (боезапас до 40 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК "Водопад"). Система подготовки ТА "Гринда"

Боекомплект - общий - не более 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.

6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ РЭПС-324 "Шлагбаум" запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (аналогично ПЛА пр.971). Боекомплект - 6 СГАПД:

МГ-104 "Бросок"

МГ-114 "Берилл"

Состав ГАК :

  • аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации):
  • носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
  • 2 бортовых конформных антенны большой протяженности;
  • аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;
  • защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи "Структура". Аппаратура госопознавания;
  • аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной ан­тенны;
  • аппаратура классификации целей "Аякс-М" с использованием цифровой библиотеки шумов;
  • ГАС миноискания;
  • ГАС измерения скорости звука в воде;
  • ГАС определения начала кавитации гребных винтов;
  • эхоледомер;
  • обнаружитель разводий во льдах;
  • обнаружитель полыней во льдах;
Borei class (Dolgorukiy class) Скорость (надводная) 15 узлов Скорость (подводная) 29 узлов Рабочая глубина погружения 400 м Предельная глубина погружения 480 м Автономность плавания 90 суток Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров Стоимость $713 млн (первый корабль) , 23 миллиарда рублей Размеры Водоизмещение надводное 14 720 т Водоизмещение подводное 24 000 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 170 м Ширина корпуса наиб. 13,5 м Средняя осадка
(по КВЛ) 10 м Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВт
  • ПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
Вооружение Торпедно-
минное вооружение 6ТА × 533-мм + 6 СГАПД × 324-мм , торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты(включая Калибры и Ониксы). Ракетное вооружение 16 ПУ комплекса Д-30 , БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
Количество ракет: 16 ПВО ПЗРК Категория на Викискладе

В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году .

7 февраля 2012 года газета «КоммерсантЪ» сообщила, что план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году . В середине февраля 2012 года начальник генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию , отметив, что такой вопрос прорабатывался, но решение не было принято.

В 2018 году СМИ со ссылкой на анонимные источники в Минобороне сообщали о возможном расширении состава серии в госпрограмме вооружений, включая варианты строительства по обновлённому проекту 955Б «Борей-Б» , увеличение серии 955А «Борей-А» до 11 или 7 единиц. Однако, официальных заявлений министерства обороны сделано не было.

История создания

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова . «Борей» создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» .

По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доразработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода .

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты .

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-А» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку - 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-А» от базовой модели будут отличаться ещё более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, ещё более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет ещё более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

Конструкция

Внешние изображения
Инфографика и чертежи, доступные в СМИ
Инфографика: история создания и ТТХ РПКСН проекта 955 «Борей»
Инфографика: ТТХ ракетного вооружения и статистика пусков
Инфографика: сравнение подводных ракетоносцев серии 955 и 955А
РПКСН «Александр Невский», общий вид
РПКСН «Юрий Долгорукий»

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова , ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» .

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В , использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б» , ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ . Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед из-за особенностей размещения в этом месте одной из станций гидроакустического комплекса . Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются также активные средства снижения шума. Длина АПЛ - 170 м . Максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн . Скорость подводного хода - до 29 узлов . Глубина погружения - до 400 м. Автономность по провианту - 90 суток. Экипаж - 107 человек .

Силовая установка

Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л. с. (по другим данным - 370 л. с.). (Расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Оборудование

  • БИУС «Округ»
  • ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей». Дальность обнаружения целей - более 220-230 км. Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей - не менее 30.
  • Носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах
  • Две бортовые конформные антенны большой протяженности
  • Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов с ГАС обнаружения ГАС противника
  • Аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной антенны
  • Аппаратура классификации целей «Аякс-М» с использованием цифровой библиотеки шумов
  • ГАС миноискания
  • Обнаружитель разводий во льдах
  • Обнаружитель полыней во льдах
  • Защищенная звукоподводная система передачи тактических данных
  • Система РЭБ
  • Аппаратура госопознавания
  • РЛС госопознавания
  • Радиопеленгатор
  • Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА «Булат-Борей»
  • Система управления электро-энергетической системой «Луга-Борей»
  • Система централизованного электропитания «Косинус-Борей».
  • Навигационный инерциальный комплекс
  • Система спутниковой навигации
  • Автоматизированный комплекс радиосвязи в составе
  • Оптическая обзорная ТВ-система (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50-60 м)
  • Перископы: командирский и штурманский астронавигационный

Модификации

  • пр.955 «Борей-1» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31 . Начало проектирования - середина 1980-х годов.
  • пр.955 / 09550 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк» . Начало проектирования - конец 1980-х годов (по другим данным - в 1995 году), разработка прекращена в 1998 году. Первая заложенная лодка - К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) - достраивалась по пр.09551.
  • пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава» . При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» . Начало перепроектирования - сентябрь 1998 года (завершено в 1999 году).
  • пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» - ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава» . По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута . Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие » в течение 2009 года, строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 года. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 год. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения .
  • пр.955Б «Борей-Б» - проект атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками . Проектом предполагалась, в частности, установка нового водомётного движителя и оснащение более соверешенным оборудованием. Проект «Борей-Б» был включен в государственную программу вооружений до 2027 года. В соответствии с этим планом ОКР по созданию головного подводного ракетоносца должны были начаться в 2018 году, сдача его флоту после проведения испытаний запланирована на 2026 год. Серийное строительство «Бореев-Б» начнется с 2023 года. Планируется построить не менее четырех единиц. Позднее проект «Борей-Б» был исключён из госпрограммы вооружения на 2018-2027 годы, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечал критерию «стоимость - эффективность» .

Постройка

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих . Кроме того, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения - ракетного комплекса «Булава ». Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша » также вошла в нормальный ритм. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго - третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта - «Юрий Долгорукий» . Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания . 29 декабря 2012 года - подписан Акт о приемке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года - на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота .

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки . 4 февраля 2013 года - в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30 % прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 года может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания . 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом .

При строительстве первых трёх РПКСН, «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проекта 971 «Щука-Б» : соответственно К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар», К-480 «Ак Барс» .

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» - «Владимир Мономах» . 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду . 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания . 7 июля 2014 года завершились заводские испытания , 25 июля 2014 года - первый этап государственных испытаний . 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг .

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года . Корабль носит имя «Князь Владимир » (первоначально предполагалось название «Святитель Николай») , будет построен в модификации 955У или 955А . Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20 , но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута . Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2017 года.

Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга .

Наименование Проект Зав. № Закладка Спуск на воду Начало испытаний Передача ВМФ Флот Состояние Примечания
К-535 «Юрий Долгорукий» 955
(09551)
201 02.11.1996 12.02.2008 19.06.2009 10.01.2013 СФ В строю 9.09.2013 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области
К-550 «Александр Невский» 955 202 19.03.2004 13.12.2010 24.10.2011 23.12.2013 ТОФ В строю 30.09.2015 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-551 «Владимир Мономах» 955 203 19.03.2006 30.12.2012 18.01.2013 10.12.2014 ТОФ В строю 26.09.2016 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-549 «Князь Владимир» 955A
(09552)
204 30.07.2012 17.11.2017 28.11.2018 2019 СФ Проходит ЗХИ
«Князь Олег» 955A 205 27.07.2014 12.2019 СФ Строится Завершены гидравлические испытания
«Генералиссимус Суворов » 955A 206 26.12.2014 12.2020 ТОФ Строится К концу 2015 года будет сформирован прочный корпус
«Император Александр III» 955A 207 18.12.2015 12.2020 ТОФ Строится Заложена.
«Князь Пожарский » 955A 208 23.12.2016 11.2021 СФ Строится Заложена.
н/д 955А н/д 2023 2026 н/д Планируется
н/д 955А н/д - 2027 н/д Планируется Возможно, включено в государственную программу вооружений . (СМИ ссылаются на анонимные источники)

Цвета таблицы:
Белый - строится
Зелёный - действующий в составе ВМФ

Принятие на вооружение и служба

В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 - «Юрий Долгорукий» , «Александр Невский» и «Владимир Мономах» .

Приёмка головного корабля состоялась 10 января 2013 года . Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево .

Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года . Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Вилючинске .

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года . Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске .

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение . Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт , и эта унификация призвана упростить обслуживание и содержание кораблей. 14 запланированных к постройке атомоходов планируется распределить по 7 кораблей на Северный и Тихоокеанский флот. «Бореи» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.

Сравнительная оценка

941 «Акула» «Огайо» 667БДРМ
«Дельфин»

Атомная подводная лодка проекта 955 «Борей»

2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году.

Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр «Борей» ) занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В.Н. Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.

“ Юрий Долгорукий “ на заднем плане ТРПКСН ТК-208 “ Дмитрий Донской “

Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным «макеевской» фирмой. Основным вооружением подводной лодки должны были стать мощные твердотопливные ракеты «Барк», оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца.

В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты «Курьер», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М» ), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая «Медведка») была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как «Булава» . Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог - «Трайдент» II.

подводный старт “ Трайдент II “

проект 955 “ Борей “

Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ.

Новая ракета морского базирования Р-30 «Булава» по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9100 км.

Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.

В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК - Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.

История создания и конструктивные особенности


Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.

Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».

Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами. Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имеет выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность.

подруливающее устройство

Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения - всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.

спасательная камера

Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию . Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.


Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием , также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А.А. Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин», подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б» .



Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» - единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».

АПЛ “ Вирджиния “

На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт . На реакторе используется система управления и защиты ППУ - «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50.000 л.с.

Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» , созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц .


ракетная шахта ПЛА с открытой крышкой

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и УГСТ , ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект — 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».



По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Основные ТТХ лодки :
Экипаж - 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая - 170 м; Ширина наибольшая - 13,5 м; Осадка корпуса средняя - 10 м;
Водоизмещение подводное - 24.000 т; Водоизмещение надводное - 14.720 т;
Скорость подводного хода - 29 узлов; Скорость надводного хода - 15 узлов;
Глубина погружения предельная - 480 м; Глубина погружения рабочая - 400 м;
Автономность плавания - 90 суток;
Вооружение - 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А - 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.

27 августа 2011 года из акватории Белого моря с борта атомного ракетоносца «Юрий Долгорукий» был успешно произведен испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Это был второй запуск «Булавы» с «Юрия Долгорукого» и первый запуск ракеты на ее максимальную дальность. Ракета пролетела положенные ей 9,3 тысячи километров и приземлилась (вернее, приводнилась) в заданном районе Тихого океана. Это событие совпало с другой датой: дивизии подводных лодок Северного флота исполнилось пятьдесят лет.

На самом деле это важное, если не сказать эпохальное событие. Россия получила новое, грозное оружие. «Юрий Долгорукий» — это подлодка, которая относится к классу подлодок стратегического назначения последнего четвертого поколения, способная нести на борту шестнадцать смертоносных ядерных ракет . Он является первым, головным кораблем проекта 955, был заложен на верфи в Северодвинске в 1996 году и был спущен на воду в 2007. Вслед за ним уже вступили в строй однотипные «Владимир Мономах» и «Александр Невский».

Одна из важнейших и наиболее опасных для противника составляющих российской «ядерной триады» наконец-то получила долгожданное усиление. В ближайшие годы ожидается спуск на воду еще трех кораблей проекта 955: «Князь Владимир», «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». В 2011 году озвучивались планы построить восемь подводных лодок данного типа к 2019 году, затем в СМИ появилась информация о планируемых десяти кораблях к 2020 году, но пока ее официально не подтвердили. Сегодня «Юрий Долгорукий» входит в состав Северного флота, а «Владимир Мономах» и «Александр Невский» несут свою службу на Дальнем Востоке. По информации руководства «Севмаша», седьмая и восьмая подводная лодка проекта 995 будут заложены в 2019 году.

История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин» . Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава» . Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

С 2003 года полным ходом шла подготовка двух экипажей для первой атомной подлодки проекта 955.

Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»

Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.

Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.

Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.

АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.

Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.

Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.

Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.

Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».

АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.

Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.

Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»

Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».

Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка 10 м
Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВтПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водометный движитель
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава»

Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2019 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.

Видео о проекте Борей

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


28 сентября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации опубликовало официальное заявление. Сухой текст, изобилующий военными, дипломатическими и политическими терминами, расшифровывающими для обывателей Договор СНВ-3, возвестил об окончании эры уникальных российских субмарин стратегического назначения проекта 941 «Акула».

На смену им пришли суперсовременные АПЛ проекта 955 «Борей», вооружённые уникальными баллистическими ракетами «Булава».

Первая лодка проекта 955 «Борей» — РПКСН «Юрий Долгорукий»

Одного взгляда на краткий перечень основных характеристик подводных лодок проекта 955 достаточно, чтобы понять — в строй Военно-морских сил России встают уникальные подводные корабли четвертого поколения.

Главная задача стратегического подводного флота — обеспечение в составе российской ядерной триады паритета с силами НАТО в оружии массового уничтожения.

История создания атомной подводной лодки

Работы по проектированию подводной лодки класса «Борей», которые должны прийти на смену знаменитым «Тайфунам», начались в начале восьмидесятых годов прошлого века.

Тогда гигантские двухкорпусные ракетоносцы проекта 941 и «убийцы городов» — лодки класса Дельта-IV (667 БРДМ «Дельфин») в силу сложившихся обстоятельств перестали быть для всего мира тайной за семью печатями. Поэтому необходимо было браться за дело — начинать проектирование новых, более современных подводных кораблей.

1987 — Ленинградское ЦКБ «Рубин» получило задание на разработку проекта атомного подводного ракетного крейсера 4-го поколения, вооружённого баллистическими ракетами. За основу приняты заделы корпусов недостроенных лодок проектов 971 «Щука Б» и 949А «Антей».

1996 — закладка первой лодки проекта 955 (заводской номер 201).

1998 — после неудачных пусков ракет «Барк» принято решение сменить состав ракетного комплекса на твёрдотопливные ракеты РСМ-56 – будущие Р-30 «Булава». Началась доработка проекта 09551.

1999-2008 — доводка проекта и строительство первой лодки на верфи завода «Севмаш».


2004 — закладка второй лодки проекта 955.

2006 — закладка третьего ракетоносца.

2008 — спуск на воду и начало ходовых и швартовых испытаний головного РПКСН проекта 955 «Борей». Продолжение работ по созданию и доводке баллистической ракеты.

2009 — закладка четвертой подлодки типа Борей.

2012 — подписан контракт между ОСК и Минобороны РФ на постройку серии лодок проекта 955А «Борей-А».

2014 — закладка пятой и шестой АПЛ «Борей».

2015 — закладка седьмой лодки.

2016 — закладка восьмого ракетоносца.

2017 — начало работ по созданию следующей модификации проекта 955Б — «Борей Б».

В девяностые годы, когда проект был практически готов к реализации, строительство головной подлодки Борей не началось по вполне понятным причинам. Страна стояла на грани финансовой катастрофы. Только после того, как были преодолены последствия дефолта 1998 года, работы в уникальном цехе №55 завода «Севмаш».

С 2003 года начались трудовые будни для военных моряков из состава двух сменных экипажей головной лодки проекта. Работы по постройке, оснащению, вооружению и подготовке экипажей подводных лодок класса «Борей» проекта 955 не прекращаются ни на день.

с этого года работа над проектом «Борей» не прекращалась ни на один день

По состоянию на начало 2018 года в составе ВМФ РФ несут боевую службу три подлодки типа Борей проекта 955:

  • К535 «Юрий Долгорукий» — с 10.01.2013 г., Северный флот.
  • К550 «Александр Невский» — с 23.12.2013 г., Тихоокеанский флот.
  • К551 «Юрий Долгорукий» — с 10.12.2014 г., Тихоокеанский флот.

Особенность строящихся ракетоносцев в том, что они относятся уже к классу 955А. Три из них планируется ввести в состав Северного флота («Князь Владимир», «Князь Олег», «Князь Пожарский»), две — в состав Тихоокеанского флота («Генералиссимус Суворов», «Император Александр III»).

В государственную программу РФ по созданию новых типов вооружений внесены четыре ракетоносца проекта 955Б. Закладку первой подводной лодки типа Борей планируется осуществить в 2023 году.


Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 955 Борей (ТТХ)

Тип подводной лодки Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН)
Номенклатура проекта 955 (по классификации НАТО — «Borei»)
Проектант ЦКБ «Рубин», г. Санкт-Петербург
Место постройки Северное машиностроительное предприятие (АО «ПО «Севмаш»)
Скорость хода:
  • надводная
  • подводная
  • 15 узлов;
  • 29 узлов;
Глубина погружения:
  • рабочая
  • предельная
  • 400 м;
  • 480 м;
Автономность 90 суток
Экипаж:
  • офицеры
  • мичманы и матросы
107 чел, в т ч.:
  • 55 чел;
  • 52 чел;
Водоизмещение:
  • надводное
  • подводное
  • 14 720 т;
  • 24 000 т;
Размеры:
  • Длина корпуса
  • Ширина корпуса
  • 170 м;
  • 13,5 м;
Осадка по КВЛ 10 м
Силовая установка Водо-водяной ядерный реактор ОК-650В мощностью 190 МВт

Паротурбинная установка (ПТУ) с главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА), гребной вал, водомётный движитель

Вооружение:
  • торпедное;
  • ракетное (тактические ракеты);
  • ракетное (стратегические ракеты)
  • 4 торпедных аппарата 650 мм;
  • 4 торпедных аппарата 533 мм, торпеды, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр»;
  • 16 пусковых установок баллистических ракет БРПЛ Р-30 «Булава».

Конструкция подводных лодок класса «Борей»


Корпус Лодки проекта 955 — двухкорпусные.
  • Для изготовления блоков прочного корпуса применена сталь с пределом текучести 100 кгс/мм 2 и титан;
  • Установка оборудования внутри прочного корпуса производится с применением системы двухкаскадной амортизации;
  • Для изоляции блоков от прочного корпуса используются пневмоамортизаторы из резинокорда;
  • Боевая рубка для повышения технических характеристик лодки Борей при движении в подводном положении имеет выраженный наклон вперед;
  • Снаружи для покрытия лёгкого корпуса используется специальная стелс-резина для снижения гидроакустической шумности
Силовая установка Предполагается, что основой силовой установки подлодок проекта 955 является:
  • водо-водяной ядерный реактор ВМ-5 (на тепловых нейтронах млм с парогенератором ОК-650В). Мощность – 190 мегаватт;
  • система «Алиот» — управление реактором и защита от радиоактивного излучения;
  • энергоблок ЯЭУ — КТМ-6;
  • паротурбинная установка «Мираж», главный турбозубчатый агрегат ОК-9ВМ (либо улучшенный аналог);
  • водометный движитель с одним валом

Мощность силовой установки — около 50 000 л.с.

Рулевое управление Система рулевого управления подлодки включает:
  • горизонтальные выдвижные рули с закрылками (в носу лодки);
  • два подруливающих устройства – погружные гребные электродвигатели ПГ-160 (в выдвигаемых колонках в корме)
Гидроакустика Гидроакустическое вооружение подлодок проекта «Борей»:
  • комплекс МГК-600Б;
  • цифровой ГАК «Иртыш-Амфора-Б-055» (обнаружение, пеленгация, классификация и шумоподавление гидроакустических сигналов);
  • станции малой гидроакустики (измерительные работы, поиск минно-торпедных целей)

С помощью пусковых установок РЭПС-324 «Шлагбаум» (калибр 533 мм) осуществляется запуск гидроакустических средств подавления МГ-104 «Бросок» и МГ-114 «Берилл».

Расстояние до объекта, засечённого с помощью ГАК, может составлять до 230 км. Одновременно операторы комплекса могут сопровождать до 30 целей. По мощности и эффективности гидроакустическое вооружение подлодок проекта 955 максимально приближено к аналогичному оборудованию американских крейсеров класса «Вирджиния»

Система спасения экипажа Для спасения всего экипажа в аварийных ситуациях в корпус лодки рядом с шахтами БРПЛ встроена всплывающая камера ВСК. Для передвижения по воде предусмотрено 5 спасательных плотов КСУ-600Н-4
Вооружение Для управления ракетным вооружением на борту подлодок проекта 955 «Борей» установлен стартовый комплекс КБСК «Округ-55». Основные данные системы глубоко засекречены. Схема пусковых установок:
  • 16 шахт БРПЛ Р-30 «Булава»;
  • четыре 533 мм торпедных аппарата;
  • четыре 650 мм торпедных аппарата

Боезапас:

  • торпеды, ракето-торпеды, самотранспортирующиеся мины, ПЛРК «Водопад» — 40 шт;
  • баллистические ракеты Р-30 «Булава» — 16 шт;

Лодки проекта 955А планируется оснастить двадцатью пусковыми установками баллистических ракет. Торпедные аппараты переоборудуются под старт суперсовременных крылатых ракет «Оникс» и «Калибр»

Характеристика отсеков
  • 1-й — торпедный отсек с комплексом гидроакустического вооружения;
  • 2-й — центральный пост, жилой отсек;
  • 3-й — боевой отсек;
  • 4-й и 5-й — ракетные отсеки;
  • 6-й — парогенераторный отсек;
  • 7-й и 8-й — реакторный и турбинный отсеки

Модификации АПЛ класса «Борей»

955 «Борей-1»

С середины восьмидесятых годов ХХ века в ЦКБ «Рубин» шли работы над проектом ПЛАРБ «Борей-1». Лодка была рассчитана на 12 пусковых шахт для БРПЛ Р-31. Работы над проектом прекращены в связи с неудовлетворительными результатами испытаний баллистических ракет
955 / 09550 «Борей»

Дальнейшее проектирование серии велось для размещения на лодках ракетного комплекса Д-19УТТХ. В его состав должны были войти 12 БРПЛ «Барк».

В 1998 году работы прекращены. Первая лодка перепрофилирована под другой ракетный комплекс, достроена по проекту 09551

955 / 955(А) / 09551 «Борей»

Корпусной задел по проектам 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» использован для постройки лодок под комплекс Д-30 с 16 баллистическими ракетами Р-30 «Булава».

Перепроектирование окончено в 1999 году. Количество лодок в строю -3

пр.955А / 955У / 955М /

09552 «Борей-А»

Окончательно утверждённый проект лодок 4-го поколения под использование комплекса Д-30, рассчитанного на 16 БРПЛ Р-30 «Булава». Корпуса всех лодок будут строиться без использования существующих корпусных заделов.

Главное отличие от базового проекта:

  • повышенная скрытность из-за низкого уровня создаваемых корпусом физических полей;
  • новейшая система подводной связи;
  • уникальный комплекс управления вооружением;
  • высокий уровень живучести корабля.
  • комфортные условия жизни и работы подводников

Количество строящихся лодок — 5

955Б «Борей Б»

Цех №55 завода «Севмаш» — место закладки лодок проекта 955Б

Планируемое количество единиц для постройки — 4. Начало строительства — 2023 год. Спуск на воду первой лодки — 2026 год.

Данные о тактико-технических характеристиках лодок класса «Борей Б» засекречены. Лодка условно отнесена к поколению «4+».

Планируемое количество лодок для постройки — 4

Достоинства и недостатки

Чтобы понять истинные масштабы проекта АПЛ типа «Борей», нужно сравнить его вооружение с аналогичными характеристиками современных подводных лодок стран НАТО. Для наглядности в таблицу включены параметры самой мощного в истории военного флота подводного ракетоносца – подлодки проекта 941 «Акула»:

Параметр 941 «Акула»

(СССР)

955 «Борей» (РФ) «Огайо»

(США»

«Вэнгард» (Велико-британия) «Триум-фатор» (Франция)
Сроки постройки серии 1976-1989 1996-2020 1976-1997 1986-2001 1989-2009
Число единиц в серии 6 3 18 4 4
Водоизмещение, надв./подв., т 23200 14720 16746 15130 12640
Кол-во и тип баллистических ракет 20 16 24 ТрайдентII 16

ТрайдентII

16
Дальность стрельбы, км 9300 9300 7400-11300 7400-11300 6000
Забрасываемый вес, кг 2550 1150 2800-н/д 2800-н/д н/д

Несмотря на то, что по суммарной мощности залп ракетного крейсера заметно уступает американским «Огайо», российская атомная подводная лодка Борей имеет ряд бесспорных достоинств:

  • Высокая степень скрытности при подходе к стратегическим объектам вероятного противника;
  • Ведение залповой стрельбы крылатыми и баллистическими ракетами;
  • Возможность установки на ракеты различных электронных блоков подавления систем ПРО вероятного противника;
  • Перспектива повышения боевых характеристик баллистической ракеты «Булава» (дальность и забрасываемый вес). С учётом имеющейся информации о проектировании ракетного отсека на 20 пусковых установок для лодок «Борей Б», боевая мощь российских ракетоносцев должна значительно вырасти.

Для улучшения технических характеристик подлодки Борей необходимо еще до закладки новых крейсеров провести большую работу.

Недостатки лодок серий 955 и 955А:

  • Небольшое количество свободного места внутри прочного корпуса. В связи с этим планируется отказаться от установки транспортно-пусковых контейнеров;
  • Отсутствие рабочего пространства в жилых каютах офицерского состава;
  • Несистемные сбои в работе электронных систем управления. Недостатки в функционировании комплекса управления при проведении испытательных ракетных стрельб БРПЛ Р-30 «Булава» в целом устранены.

Оценить прекрасные боевые качества РПКСН «Борей» можно своими глазами. Об истории проектирования, постройки и введения в строй ракетоносцев проекта 955 смотреть здесь:

Статьи по теме: