Корвет корабль современный. Фрегаты, корветы и шлюпы. Каким будет корвет «Дерзкий»

May 16th, 2013

Новейший корвет-»невидимка» проекта 20380 «Бойкий» передан Балтфлоту; в четверг на корабле у причала судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге торжественно подняли военно-морской флаг России, сообщил РИА Новости представитель информационного отдела пресс-службы Западного военного округа по БФ.

«После подписания акта о приеме корвета от промышленности и торжественной церемонии поднятия флага корабль приказом главнокомандующего ВМФ зачислен в состав ВМФ и включен в боевой состав Балтийского флота», - пояснил собеседник агентства.

Корвет «Бойкий» - второй серийный корвет проекта 20380, построенный для Балтийского флота. Головным кораблем серии является корвет «Стерегущий», переданный БФ в феврале 2008 года. Первый корвет серии проекта - «Сообразительный» - был передан флоту в октябре 2011 года.

Корабли этого проекта вооружены 100-миллиметровыми универсальными артиллерийскими комплексами, зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами, сверхзвуковыми ракетами и автоматическими артиллерийскими установками. Авиагруппа корабля включает один вертолет Ка-27ПЛ.

По своим тактико-техническим характеристикам и боевым свойствам корветы проекта 20380 на порядок превосходят аналогичные корабли своего класса. Главными их особенностями являются многофункциональность, гибкость, компактность, малозаметность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем.

А теперь немного подробнее про корабли этого проекта:

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, – это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, – уже серьезная заявка на успех, ведь он – третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» – ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для России класс корветов была сделана верно.

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями ; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.

В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества , но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.

В итоге самый технически продвинутый корабль России был переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800  т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500  т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».

Разумеется, быстрый , хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.

К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.
Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.

Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», – говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй – за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным – от параметров работы дизелей до запасов провизии.

В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.

Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.

Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.

Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.

Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.

Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара.

Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.

Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации. 2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т.п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества. 3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле.

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.

Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.

К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».

Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.

Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.

На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.

Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.

28 октября 2016 года в ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» был заложен первый корабль проекта 20386. Корветы, которые должны быть собраны в рамках проекта 20386 являются самыми перспективными из всей линейки проекта 20380. Корвет «Дерзкий» - первый корабль из серии 20386 - является модернизированным боевым кораблём, который взял лучшие черты от корветов серий 20380 и 20385.

Он будет отличаться своим водоизмещением, другими обводами корпуса, изменением состава радиотехнической аппаратуры корабля и множеством других усовершенствований.

История появления проекта 20386.

История проекта 20386 началась с появления более раннего проекта 20380. Корветы данной серии – это совершенно новые суда, которые оснащаются мощнейшей системой противоракетной обороны «Редут». В данную систему входят ракеты 9М96М, а так же ПЗРК С-400, предназначенная специально для флота.

Корабли проекта 20380 на сегодняшний день входят в состав Балтийского флота и имеют в качестве вооружения одну из самых мощных систем ПВО. Данные военные корабли уже весьма сложно отнести к обычным сторожевым кораблям, хотя формально они находятся именно в этом классе. За границей суда такого типа давно уже выделяют в отдельный класс.

Следующим витком развития проекта 20380 стали боевые корабли проекта 20385, которые получили ещё более мощное вооружение, даже по сравнению с корветами предыдущего проекта. Если сравнивать корабли по боевой мощи, то корветы проекта 20385 (да и корветы проекта 20380 тоже) можно поставить на одну доску с мощными фрегатами проекта 11356. Несмотря на столь высокую боевую мощь, новые корветы имею вдвое меньшие размеры и водоизмещение.

Почему проект 20386 стал развиваться по другому сценарию?


Хотя, казалось бы, конструкторам стоит продолжить наращивать мощность вооружения новых корветов, на самом деле, делать это не желательно. Против этого говорит целый ряд факторов:

  • Корветы с мощным и дорогим вооружением слишком дорого обходятся военно-морскому флоту;
  • Строительство таких кораблей чрезвычайно затягивается, что приводит к их моральному старению ещё до их официального выпуска в серию;
  • Постройка с таким мощным вооружением автоматически выводит их из класса, так как в задачи корвета никак не входит обязанность быть плавучим комплексом ПВО;
  • Высокая стоимость мешает наладить массовое производство.
Кроме этих, существует еще множество факторов, упрямо указывающих на то, что российские конструкторы выбрали в корне неверный путь развития.

Именно поэтому было принято решение сделать новые корветы проекта 20386 более дешёвыми за счёт уменьшения количества вооружения. Кроме того, после уменьшения количества вооружения на борту корвета, существенно повышалась скорость и маневренность судна. Корветы вовсе не созданы для того, чтобы наносить мощные удары по противнику. Их основной задачей являются следующие функции:

  • Патрулирование территориальных вод;
  • Эскорт транспортных и торговых кораблей;
  • Защита от нападений на основной флот в режиме быстрого реагирования.
Тем более, что российские ВМФ остро нуждаются в кораблях именно такого класса.

Новый проект по созданию корвета было решено максимально удешевить, с целью увеличения скорости их производства. Хотя неоднократно высказывались мысли о том, что в качестве «базы» для создания следует воспользоваться уже готовыми кораблями предыдущих проектов, было решено спроектировать новый корабль с «чистого листа». По техническому заданию, он должен иметь небольшое водоизмещение и нести на борту достаточно легкое, но сбалансированное вооружение.

Каким будет корвет «Дерзкий»?


Первый корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий» является корветом будущего. Он представляет собой некий промежуточный класс между патрульным кораблём и полноценным фрегатом. В результате, хотя формально корабль «Дерзкий» относится к классу корветов, по своим характеристикам он больше похож на полноценный эсминец.

В соответствии с планом разработок, первый корвет проекта 20386 должен вести бой не только в ближних водах, но и противостоять противнику на дальних рубежах территориальных вод России. Перед конструкторами нового корабля стоит поистине сложная задача – сделать универсальную боевую единицу, которая сможет заменить боевые корабли сразу нескольких классов. Итак, в соответствии с техническим заданием, корвет «Дерзкий» должен уверенно справляться со следующими боевыми задачами:

  • Новые корабли должны защищать морские коммуникации в пределах 200 мильной зоны;
  • Оказывать противодействие противнику, который находится как на близком, так и на дольнем расстоянии от мест базирования Российского флота;
  • Обеспечивать своей системой противовоздушной обороны защиту кораблей флота от внезапных воздушных налётов противника;
  • Искать, находить и уничтожать подводные лодки противника в зоне, контролируемой корветом;
  • Обеспечивать прикрытие атакующего десанта, как за счёт своих систем ПВО, так и обычной огневой подготовкой.
Естественно, что имеющий такой широкий спектр обязанностей корабль должен существенно отличаться от своих предшественников. Конструкторы постарались воплотить в проекте 20386 корабль, который может выступать в качестве основной ударной мощи и одновременно обладать функциями сторожевого судна.

Получается, что конструкторы, заложив в потенциал нового военного корабля опять наступают на те же грабли. Вряд ли удастся реализовать подобный проект в короткие сроки, тем более, что и стоимость будет достаточно высокой.

Руководство ВМФ России продолжает придерживаться своей странной тактики, которая выражается в строительстве многофункциональных кораблей, выпускающихся очень ограниченными партиями. Если такой вариант будет приемлем при строительстве нескольких огромных авианосцев, то корветов одной серии должно быть сразу выпущено не менее нескольких десятков. Разрабатывая каждый раз новый проект, военная промышленность банально не успевает обеспечить военно-морской флот России необходимым количеством современных боевых кораблей.

Большинство крупных морских держав выпускают корабли подобного класса достаточно крупными сериями (в СССР тоже так поступали). Например, знаменитые американские эсминцы «Оливер Перри» были произведены в количестве 71 боевого корабля. Подобным образом поступают и китайцы, которые в последние годы тратят огромные деньги на оборонную промышленность. В Китае за 10 лет было построено более 20 корветов типа 056, причём закрывать их производство планируется не раньше, чем будет произведено 60-80 кораблей подобного типа.

Несмотря на все разногласия, Министерство Обороны Российской Федерации в апреле 2014 года подписало с МПКБ «Алмаз» контракт на проведение проектно-конструкторских работ.

Особенности конструкции нового крейсера «Дерзкий»


Так как новый корвет «Дерзкий» представляет собой многофункциональный боевой корабль, в его конструкции будет множество нестандартных решений:

  • В качестве силовой установки предполагается использовать новейшая газотурбинная установка, которая частично будет работать за счёт электричества. Это целый комплекс, состоящий из двух российских газотурбинных дизелей, каждый из которых будет развивать до 27 500 л/с. Кроме того, каждому из этих двигателей будет помогать специально для этих целей сконструированный электродвигатель, развивающий мощность до 2 200 л/с. В автомобильной промышленности такие силовые установки используются уже давно. Их знают как гибридные моторы;
  • Надстройку нового военного корвета ВМФ РФ планируют сделать из прочных полимерно-композитных материалов нового поколения, что значительно облегчит вес боевого корабля;
  • Появятся принципиально новые грузовые люки, которые будут располагаться в надводных частях бортов. Это поможет кораблю реализовать весь потенциал технологии Уже сейчас корабль часто называют «корвет-призрак»;
  • Корабль получит совершенно новые системы гидравлики, новую систему управления, жизнеобеспечения и электрооборудования.
Корвет «Дерзкий» получил новые обводы корпуса, что позволило ему улучшить мореходные качества. Корабль получился очень устойчивым. Он не «взбирается» на волну, а рассекает её, поэтому он может выходить в открытое море при волнении до 5 балов.

Вооружение первого корвета проекта 20386.

Вооружение корвета «Дерзкий» значительно превышает потенциал его зарубежных «коллег». Например, американский USS Montgomery, который считается новейшим кораблём того же класса, обладает значительно более слабым боевым потенциалом. Если бы два этих корабля встретились один на один, то шансов уцелеть у американского корабля было бы немного.

Первый корвет проекта 20386 будет оснащаться следующим вооружением:

  • Универсальной автоматической артиллерийской установкой А190 калибра 100 мм, которая будет установлена в новой сплюснутой башне;
  • На борту корабля будут установлены два ракетных комплекса «Уран» либо «Уран-У», которые предназначаются для поражения кораблей противника на расстоянии от 130 до 260 км. Возможно, что это будет ракетный комплекс «Калибр», ракеты которого способны поражать надводные корабли на расстоянии до 375 км. Для того, чтобы снизить заметность данных комплексов, они спрятаны в походном положении корабля за специальными щитами, которые расположены в центральной части надстройки корабля;
  • В носовой части корвета расположены пусковые установки ЗРК «Редут». Они служат для уничтожения воздушных целей, как на средних, так и на малых дистанциях;
  • В средней части корпуса побортно будут установлены специальные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Данный комплекс предназначен для противоторпедной защиты корвета;
  • На корме с двух сторон от бортов будут расположены автоматические шестиствольные артиллерийские установки, предназначенные для отражения атак пиратов, диверсантов, а также расстрела плавающих мин.
Хотя точный состав вооружения корвета «Дерзкий» неизвестен, конструкторы неоднократно заявляли, что на боевом корабле будет реализован принцип модульного комплектования. В специальном отсеке, предназначенном для модулей, будут находится контейнеры с разнообразным вооружением и оборудованием.

Кроме этого, на борту корвета «Дерзкий» будет размещён корабельный вертолёт КА-27 и несколько беспилотных летательных аппаратов вертолётного типа «Горизонт».

Радиооборудование корвета «Дерзкий»

На данный момент, на корвет «Дерзкий» планируется установить радиотехническое вооружение, идентичное тому, которое размещается на корветах проекта 20385. Так как за несколько лет данные системы могут усовершенствоваться, возможно, что на новый корвет установят более совершенное радиооборудование. Сейчас предполагаемый комплект радиовооружения выглядит следующим образом:

  • Боевая информационно-управляющая система «Сигма»;
  • Радиолокационная станция «Фуркэ-2»;
  • РЛС целеуказания;
  • Две РСЛ навигационного типа;
  • Средства навигации;
  • Комплекс связи «Рубероид»;
  • Средства РЭБ;
  • ОГАС «Анапа-М»;
  • Станция «Минотавр-М».
Для защиты от стандартных средств обнаружения противника и его ракет противокорабельного типа, используется комплекс выстреливаемых помех «Смелый». Работа данного комплекса снижает шансы поражения корабля на 70%.


После появления в открытом доступе изображений корабля «Дерзкий» многим бросились в глаза его внешние сходства с американским литоральным боевым кораблём типа «Фридом», который также оснащен системой модульного вооружения. Через несколько лет можно будет сверить характеристики этих двух кораблей и проверить, у какой страны корвет получился более перспективным.

ФРЕГАТЫ, КОРВЕТЫ И ШЛЮПЫ

К началу XVIII века во всех прибрежных европейских странах судостроение становится «делом государевым»- В Англии, Франции, Испании королевские лесничие помечают дубы, которым через пятьдесят лет суждено превратиться в кили, штевни и шпангоуты кораблей. Любого, кто осмелится занести топор на «государевы дерева», ждет смертная казнь. Всесильная традиция требует, чтобы каждое спущенное со стапелей судно, будь то заурядный «купец» или многопушечный корабль, являло собой произведение искусства, шедевр, изукрашенный чеканкой и гербом его величества. Даже обычные грузовые суда стараются принарядиться, подобно разбогатевшему простолюдину. ибо море все щедрее вознаграждает за риск тех, кто |отваживается померяться с ним силами.

К этому времени появились новшества и в технологии судостроения. Более совершенные обводы корпусов позволили выгоднее распределять груз в трюмах и на палубах. В поисках защиты от древоточца «навалис-тередо» подводную часть корпусов кораблей стали обшивать медными листами.

Основу военных флотов европейских стран по-прежнему составляют линейные корабли – трех- и двухдечные.

Первое серьезное сочинение по тактике ведения морского боя появилось в 1696 году. Его автор – Павел Гост – иезуит, капеллан на эскадре французского адмирала де Турвиля, а затем профессор математики королевской семинарии в Тулоне. Труд Павла Госта был переведен на русский язык в первый раз по распоряжению Петра I, но показался ему «зело мрачным и неточным» в содержании и терминах. Поэтому книгу велено было перевести сызнова. Однако новый полный перевод появился лишь в 1764 году. Адмирал Иван Голенищев-Кутузов снабдил сей труд предлинным названием: «Искусство военных флотов, или Сочинения о морских эволюциях, содержащее полезные правила дл- флагманов, капитанов и офицеров, с приобщением примеров, взятых из знатнейших происшествий на море за пятьдесят лет».

Все флотоводцы того времени следовали мертвому канону иезуита Госта и превыше всего считали сохранение строя кораблей независимо от обстановки. Инициатива многих талантливых адмиралов начисто подавлялась строжайшими инструкциями. Наибольший ущерб от этого потерпели англичане. В 1744 году они проиграли Тулонское сражение, после чего обвинили адмирала Мэтьютза, пытавшегося использовать благоприятный момент и нарушившего строй. В 1756 году английский адмирал Бинг в сражении с французами при острове. Минорка, стараясь избежать участи Мэтьюза, действовал согласно духу и букве устава, строй не нарушал и… тоже проиграл баталию. В 1790 году вышло в свет сочинение Джона Клерка, которое произвело полнейший переворот в тактических приемах ведения морского боя. Там были указаны приемы нападения, при которых атакованный не может уклониться от боя., предписывалось, ежели есть в том нужда, ломать строй, так как сам по себе последний значения не имеет. Книга Джона Клерка «Движение флотов» была переведена в 1803 году на русский язык капитаном Ю.Лисянским

Первому посчастливилось воспользоваться советами Клерка английскому адмиралу лорду Роднею. В 1772 году он разбил французов в сражении при Доминике. С тех пор маневр прорезывания неприятельской линии и атака части его флота в два огня сделался любимым маневром всех известных адмиралов. Нельсон воспользовался им два раза при Абукире в 1798 году и при Трафальгаре в 1805 году. Русским флотоводец Ушаков еще ранее Нельсона применил этот маневр в сражении при Калиакрии в 1791 году, наголову разгромив сильную турецкую эскадру.

В середине XVIII века появилась новая научно-прикладная дисциплина – теория корабля. В 1746 году был опубликован труд по теории кораблестроения французского ученого Бугера, три года спустя – обширное исследование члена Петербургской академии наук Леонарда Эйлера «Наука морская», где разработано учение о плавучести, остойчивости, введено понятие о метацентре и его положении относительно центра тяжести, изучены условия сопротивления воды, вопросы ходкости и поворотливости корабля под парусами.

Теоретические исследования дали свои плоды. Появляется» универсальный тип военного корабля – фрегат (рис. 44) – трехмачтовое судно с прямым парусным вооружением.

Рис. 44 Типичный французкий фрегат "La Flore": длина - 51 м, ширина - 11 м, осадка - 5,5 м

Термин «фрегат» происходит от слова «fragta» – что значит «открытое». В средние века итальянцы под этим словом понимали небольшие беспалубные гребно-парусные и очень легкие в ходу суда. Как тип военного корабля с батарейной палубой фрегат впервые появился в Англии, когда в 1646 году судостроитель Питер Петт спустил на воду в Чатаме 32-пушечный «Констант Уоруик». Основные размеры его были таковы: длина – 28 м; ширина – 9 м; глубина трюма-4 м.

Подобно линейным кораблям, фрегаты делились на ранги: 24-пушечные, 36-пушечные и 44-пушечные. К началу XIX века число орудий на фрегатах достигло 60.

Следующий за фрегатом класс военного корабля носил название корвет (рис. 45). Как видим, у корвета не было ни приподнятой кормовой надстройки – квартердека, ни носовой палубы – форкастля. На открытой верхней палубе судно несло 18 – 22 пушки или коронады. Нередко, помимо парусов, корветы снабжались двумя десятками больших весел.

Рис. 45 "Холл" - английский корвет: длина - 30, ширина - 9, осадка - 5 м

Военные шлюпы – родные братья корветов. До конца XIX века шлюпами именовались все боевые корабли, уступающие по своим размерам корветам. Именно им – фрегатам, корветам и шлюпам – обязано человечество великими географическими открытиями. Во время кругосветного плавания на фрегате «Бигль» Дарвин пишет свой гениальный труд «Происхождение видов». Кук командовал фрегатами «Эндевор» и «Резолюшн». «Буссоль» и «Астролябия» Лаперуза тоже были фрегаты. Шестой континент нашей планеты открыли русские военные шлюпы «Восток» и «Мирный». Незабвенный адмирал С. О. Макаров проводил свои океанографические исследования на парусно-винтовом корвете «Витязь».

Корабль под громким наименованием «Гремящий» - это корвет проекта 20385, который готовился к закладке в феврале 2012 года. Параллельно проводилась разработка аналога «Проворный». Процесс начинался на размещенной в Санкт-Петербурге. Торжественную церемонию посетили высокие чины вооруженных сил России. Данный проект непосредственно ориентирован на строительство военных плавательных средств, в арсенале которых предусмотрено самое современное вооружение атакующего и защитного плана.

Разработка и постройка

Корвет проекта 20385 представляет собой усовершенствованную версию аналогичной разработки под индексом 20380, с внедрением принципиально новых технологических и конструкционных решений. в Питере подписала контракт о создании четырех судов подобной категории, два из которых уже готовы. Параллельно работы ведутся на в Комсомольске-на-Амуре. Новые корабли должны стать максимально надежными в ударном плане, включая использование новейших средств противовоздушной обороны.

Разработало корвет проекта 20385 («Гремящий») конструкторское бюро «Алмаз». Прогнозируемый порт приписки кораблей после достройки - Северный флот. Рассматриваемый проект существенно совершеннее предшественника. Особенно это касается тактико-технических параметров, оружия, возможностей ведения боя и маневрирования. В теории производители планируют возвести десять аналогичных корветов для российского ВМФ. Это даст возможность значительно повысить обороноспособность в плане защиты морской границы. Стоит отметить, что в производстве судов используются композиционные материалы, а стоимость их изготовления и поставки составила не менее полумиллиона рублей.

Возможности и использование

20385 - проект корвета нового поколения, предназначенного для многоцелевого использования. Основная его задача - обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок. Также боевое судно служит для высадки десанта, охраны прибрежной зоны, сопровождения других кораблей.

Кроме артиллерийского и ракетного оружия на борту имеются радиолокационные и гидроакустические системы. Расширяет возможность боевого корабля установка ангара для вертолета Ка-27. Это существенно повышает боеспособность судна, позволяя своевременно обнаруживать объекты противника. Дополнительная защита от выявления корвета проекта 20385 - это использование в конструкции специальных технологий, сводящих к минимуму их радиолокационное обнаружение. Надежность и маневренность в любых условиях гарантируют композиционные компоненты от ФГУП «Прометей», доказавшие свою значимость еще в предыдущих аналогичных разработках.

Технические показатели

Ниже приведены характеристики корвета проекта 20385:

  • Длина/ширина корабля - 104/13 м.
  • Водоизмещение составляет 2200 тонн.
  • Скоростной порог - 27 узлов.
  • Показатель автономности судна - 15 дней.
  • Преодолеваемое расстояние - 5600 км.
  • Силовые агрегаты - дизельные двигатели 1ДДА-12000.
  • Количество членов экипажа - 99 человек.

Артиллерийское оружие на борту представлено установкой А-190-01 (калибром 100 мм). Имеется универсальная ракетная система «Калибр», пулеметы, зенитка типа «Редут», акустические и радиолокационные базы, противолодочное вооружение «Пакет» и усиление в виде вертолета Ка-27.

Корпус и надстройка

Корвет «Гремящий» - головной в новейшем проекте 20385. Его корпусная часть преимущественно изготовлена из стали, имеет гладкую палубу. Конструкционные новаторские решения позволили улучшить на 25 процентов сопротивление встречной воде и снизить нагрузки на главную электрическую установку.

Новое оформление подводной части корпуса позволяет использовать силовую установку с меньшим весом, а это освобождает параметр водоизмещения примерно на 20 процентов. В связи с этим боевое оснащение корабля можно существенно усилить. Дополнительным преимущественным фактором является увеличение скорости хода на два узла.

Надстройка плавательного боевого средства изготовлена из негорючих композиционных составляющих компонентов. В их состав входит стеклопластик, полимеры на основе углеродистого волокна. Данная система дает возможность достичь малого радиуса обнаружения локационными станциями и системами. Корма оборудована специальным ангаром и площадкой для размещения и взлета вертолета Ка-27. Его запас топлива составляет порядка 20 тонн. Корвет проекта 20380 и 20385 разительно отличаются оснащением и вооружением в пользу последнего варианта.

Энергетическая установка

Предварительно основным силовым агрегатом должны были стать немецкие моторы типа MTU. Впоследствии, соблюдая контрмеры по импортному замещению, было принято решение использовать двигатели отечественного производства. Заказ был направлен специалистам ОАО «Звезда» и Коломенскому комбинату. В итоге корвет проекта 20385 оснастили парой дизельных установок ДДА-1200.

Каждый агрегат включает в себя два мотора и реверсивный редуктор. Они имеют систему автоматического контроля и микропроцессоры. Характеристики силовых установок приведены ниже:

  • Рабочий ресурс - не менее 15 тысяч моточасов.
  • Средний показатель по дальности хода с учетом скорости в 14 узлов - 4 000 морских миль.
  • Материал поршневого основания - жаростустойчивая сталь типа ЭИ-415.
  • Основа силовых агрегатов - сплав из алюминия АК-6.
  • Показатель мощности каждого генератора составляет 630 кВт.
  • Потребность в токе - 50 Гц (380 ватт).

Данные установки позволяют обеспечить высокий процент мощности при минимуме расхода топлива и масла, при этом снижая гидроакустическую заметность корабля.

Радиотехника судна

Корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующее радиотехническое оснащение:

  • Систему «Сигма» (БИУС).
  • Автоматический блок связи «Рубероид».
  • Комплекс наводки «Монумент».
  • Станцию общего обнаружения «Фуркэ-2».
  • Узел ОГАС «Анапа-М».

Данные приспособления позволяют уменьшить вероятность обнаружения судна в три раза, функционируют в режиме от 64 до 2000 МГц. Они в состоянии выявлять свыше двухсот предполагаемых целей, а также противостоят вражеским ракетным системам, обеспечивая защиту корабля. В этом способствуют четыре пусковых установки для нейтрализации помех типа «Смелый». Координационные действия по управлению вертолетом производятся при помощи специальной навигационной вышки ОСП-20380.

Вооружение

Рассматриваемые суда оснащаются несколькими типами оружия. Среди них:

  1. Пара боевых противокорабельных установок с четырьмя пусковыми системами и 8 ракетами. Контейнеры для пуска размещены в средней части корпуса (продольно площадке по диаметру). Максимальная дальность поражения цели составляет 260 км.
  2. Зенитное вооружение, которое состоит из системы «Редут» с тремя модульными установками, мобильного комплекса «Игла», тридцатимиллиметровых пушек с шестью стволами (монтируются на корме).
  3. Комплекс «Рубеж».
  4. Пара орудий калибром 330 миллиметров против торпед (система «Пакет-Н»).
  5. 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190. Ее скорострельность составляет порядка 80-ти пусков в минуту. Контролировать прицеливание и саму стрельбу позволяет система управления «Пума».
  6. Противолодочный вертолет Ка-27.

Корвет проекта 20385, фото которого приведено ниже, может запускать снаряды, направленные на поражение не только подводных и надводных судов противника, но и встречные торпеды.

Параметры мореходности

Рассматриваемый корабль обладает повышенной мореходностью, по сравнению с аналогами и предшественниками. При этом нагрузка на колебания при поперечной качке не имеет значения. Такая возможность дает право беспрепятственно использовать весь боекомплект даже при волнении моря до 5 баллов.

Конструкторы особое внимание уделили живучести корабля. Разработчики использовали новейшие технологии и композиционные материалы. Это дало возможность существенно снизить радиолокационную заметность корабля. Корвет «Гремящий» проекта российских корветов 20385 - первый в своем роде, в оснащении которого применены полимерные материалы с высоким поглощением радиоимпульсов и нестандартное архитектурное оформление.

В результате фактор обнаружения и кругового рассеивания снизился практически в три раза (по сравнению с аналогами). Дополнительную защиту обеспечивают комплексы, направленные на блокировку атакующих средств противника.

Какие были разработаны модификации?

По начальному плану предполагалась разработка и возведение четырех основных корвета проекта 20385. «Гремящий», фото которого представлено выше, стал флагманом и единым судном, строительство которого продолжилось по данному направлению. Кроме того, проектировались следующие модификации:

  1. Пограничный сторожевой корвет (20380П).
  2. Оснащенная минимальным вооружением экспортная вариация. На ней предполагалась опция смены боекомплекта на иностранные аналоги.
  3. «Проворный». Он целенаправленно готовился для Черноморского флота, имел улучшенное оснащение и вооружение.
  4. Модернизированная версия с возможностью монтажа боевой установки «Горизонт».

Названия кораблей не менее звучные: «Ретивый» и «Строгий».

Корвет проекта 20385 «Проворный»

Этому судну присвоен заводской номер 1006. Оно является вторым корпусом рассматриваемого проекта. Закладка серии состоялась также на Северной верфи судостроительного комбината в Санкт-Петербурге.

В мероприятии приняли участие адмирал Высоцкий, командиры флотов всех уровней, а также другие высокопоставленные лица, почетные гости. Разработка данного проекта началась весной 2013-го. От предыдущих моделей «Проворный» отличается большим водоизмещением (2200 тонн) и габаритами. Длина корабля составляет 105 метров, а ширина и осадка - 13 и 8 метров соответственно. Оснащение в вооружении также на порядок отличается от предшественников, благодаря возможности установки систем «Калибр-НК», комплексов «Редут» и «Пакет». Предусмотрено базирование на палубе вертолета Ка-27ПЛ.

Особенности

Очень важным отличием рассматриваемого корабля является наличие мачты оптронного типа, которая служит для управления радиолокационными приспособлениями и повышает возможность обнаружения вражеских целей, а также способствует усилению боевого каравана, гарантируя сопровождение и выявление морских и воздушных судов. Значительную роль в этом играет РЛС и контрольный блок типа «Пума».

Судя по комментарию ведущего инженера центрального конструкторского бюро «Алмаз», К. Голубева, разработка в плане нового морского судового строительства проводится также по улучшенной программе под индексом 20386. Проект ориентирован на максимальное обеспечение отечественным вооружением, хотя подробности возведения пока остаются в тайне.

Как заявил замминистра обороны России Ю. Борисов, к 2020 году планируется изготовить не менее 16 корветов рассматриваемого класса. Основные производственные мощности сосредоточены на верфи в Санкт-Петербурге и Амурском судостроительном комбинате.

Эксперты думают, что основная загвоздка в строительстве таких кораблей заключается в совместимости новейшего вооружения в большом количестве и стоимости итогового варианта. Конструкторы продолжают работать, чтобы довести этот показатель до оптимальной отметки.

Итог

Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.

XVII -XIX вв. с прямым парусным вооружением , имевший на вооружении 18-30 орудий малого и среднего калибра, размещенных только на верхней палубе (открыто), и используемый для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение 460 т и больше. Название происходит из системы классификации французского флота , в Королевском военно-морском флоте Великобритании очень долго (до 1830-х гг.) этот класс кораблей не выделялся, а подобные лёгкие корабли называли шлюпами (англ. sloop-of-war ). В 1840-х гг. появились колёсные, а в конце 1860-х гг. - парусно-винтовые корветы.

Современные корветы


Корветы как класс появились в результате расширения возможностей наиболее крупных представителей класса боевых катеров , которые стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 1970-х гг. подразделялись на ракетные и противолодочные , то катера конца 1980-х гг. получили кроме ракет опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты . В середине 1990-х гг. их вооружение дополнили лёгким вертолётом (в настоящее время беспилотными) для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам , поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120-150 км. В результате водоизмещение таких катеров доросло до 1200-1500 т, и эти корабли в некоторых флотах стали называть корветами.

В настоящее время корветами считаются эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны . Водоизмещение - 500-1600 т, скорость - 16-20 узлов (30-37 км/ч). Вооружение - артиллерийские установки калибра 76-102 мм и зенитные автоматы калибра 20-40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы , оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия оснащаются ракетными установками . Самые массовые корветы Второй мировой войны - корветы типа «Флауэр» .

См. также

  • Корветтен-капитан, de:Korvettenkapitän - аналог капитана 3 ранга в немецкоязычных странах

Напишите отзыв о статье "Корвет"

Примечания


Литература

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. - М .: Воениздат, 2002. - Т. 2. - 480 с. - (Корабли и суда Российского флота). - 5000 экз. - ISBN 5-203-01789-1 .
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. - 2-е изд. - М .: Вече, 2007. - 448 с. - ISBN 978-5-9533-1517-3 .

Ссылки

  • Сергей Сокут. . Независимое военное обозрение, 28 декабря 2001. (Проверено 2 августа 2016) - Новые российские корветы проекта 20380.
Статьи по теме: